О чем думаете?
0 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_SPB

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

гимназиях документы и предметы связанные с обучением в униве институтах коллекционирую старые фотографии училищах и пр. до 1918 года.

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Старое_фото про_искусство

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 334


Студенческие деньги

Суббота, 19 Мая 2018 г. 16:00 + в цитатник

Буфет Общедития Студентов Казанского Университета Марка 3 коп.Всем, кто учился в 80-е годы прошлого века  в институтах,  хорошо известны талоны на бесплатное питание. Чаще всего они покрывали стоимость комплексного обеда  в институтской столовой. Стоимость талона варьировалась но по моим воспоминаниям , талон покрывал 60 коп. Ими можно было расплачиваться не только за обеды но и просто набрать булочек(с повидлом)  на эту стоимость. На моей памяти  их распространял профком.

Существовали подобные талоны и в начале 20-го века. Например,  существовали “марки” (талоны) разного достоинства для оплаты в буфете общежития студентов т Казанского университета.  Они были разного цвета и следующих номиналов: 1/2к., 1к., 2к.,3к.,5к. и 10к.

Каких либо деталей связанных с этими “марками” мне найти не удалось. На обратной стороне некоторых “марок”  увидеть печать Императорского Казанского Университета и отпечаток факсимиле с фамилией Леонида Николаевича Назарова, который был вероятно ответственным за   эти талоны.  Ничего более. Одно возможно сказать, выдавались они до 1918 года. После 18-го года Императорская печать обычно не использовалась.


Стюард с Британского Королевского Почтового судна

Пятница, 18 Мая 2018 г. 19:52 + в цитатник

СтюардВстретилась интересная фотография. Она подарила мне несколько часов увлекательных поисков  и расследований.

По первому впечатлению на фотографии я увидел официанта ресторана. Но сразу смутила фуражка на околыше которой красовалась кокарда с эмблемой в виде льва держащего в лапах шар и с короной в навершье. Лев и корона были далеки от русской традиции.

Первоначально я пошел по неправильному пути. В Польше существовал родовой дворянский герб Правдзиц. Его производные присутствовали во многих гербах русских дворянских фамилий. Вот как его описывает А.Б. Лакиер в  "Русской геральдике":

Правдзиц, Правда (Prawdzic, Prawda) - в голубом поле выходящий из стены лев, обращенный влево. В передних лапах он держит железный круг или шар. Та же фигура видна на шлеме (табл. XXV, рис. 3). В Польше герб этот был известен с XIV столетия. В гербе Пельжгрим выходящий из-за стены лев обращен вправо и без кольца. Гербы Елагиных (I, 46); Зеленцовых (IX, 159); Лутовиновых (VIII, 20); Нелидовых (I, 48); Презентов (IV, 141); Рохмановых (V, 63); гр. Сологубов; Хрущовых (II, 111); Шубиных (VIII, 99).

Возможно, что этот молодой человек служил у представителя одной из этих дворянских фамилий. Но эта версия не вызывала удовлетворения по многим факторам.

Коллеги по форуму высказали предположение, что фуражка и эмблема по стилю и духу подходит под морские англосаксонские традиции. И я стал искать в этом направлении. И нашел.

Лев с шаром в лапах оказался эмблемой английской судоходной компании -  Cunard Line. «Кунард Лайн» (анг. Cunard Line, ранее англ. Cunard Steamship Line Shipping Company) — британская компания-оператор трансатлантических и круизных маршрутов океанских лайнеров.

Название эмблемы -  "Hatband Gilt Lion & Globe"

А знак короны знак короны обозначал принадлежность судна к Британскому Cunard LineКоролевскому Почтовому Судну - Royal Mail Ship(RMS).

RMS (англ. Royal Mail Ship — Королевское почтовое судно) — префикс, принятый в Великобритании в 1840 году для обозначения судов, заключивших договор с Британской королевской почтой. Судно имело право использовать в плавании логотип с изображением короны Королевской почты. С 1850 года контракты стали заключаться с частными компаниями. Если соглашение расторгалось, то судам возвращалось стандартное обозначение SS (Steamship).

Итак можно сделать предположение, что молодой человек служил на одном из кораблей этой компании стюардом. Немного смущает, что фуражка в интернете идентифицируется как капитанская, а у стюардов она была немного другой. Но так или иначе этот молодой человек имел отношение к Британскому коммерческому флоту. Даже если он надел эту фуражку, чтобы покрасоваться перед родственниками, он должен был ее где либо взять. Пуговица


Вольнодумец

Воскресенье, 15 Апреля 2018 г. 13:40 + в цитатник

Студент Санкт-Петербургского университета/3236492_F436001WEB (369x600, 48Kb)Фотография студента Санкт-Петербургского университета. Судя по прическе, он явный “вольнодумец”. Это сегодня длинными волосам никого не удивишь. А тогда это был очень серьезный вызов системе”.

Студенты во все времена были подвержены влиянию новых идей и не только в научной сфере. Они всегда были своеобразной “лакмусовой бумажкой” своей эпохи. На переломных моментах истории они становились горячими приверженцами и проводниками социальных, культурных и политических изменений. Так было и в начале 20-го века в России. Студенты впитывали в себя все те идеи и концепции, которые носились в “воздухе”  тех времен. И конечно в основном это были вольнодумные идеи, и не только в политическом плане, но и в научном,  эстетическом и культурном.

В те годы Российская культурная среда породила огромное количество идей и образов. Неокантианство, экзистенциализм, марксизм, анархизм, мистицизм, символизм, иррационализм, модернизм и прочие “-измы”. Границы между искусством, политикой, философией, наукой и религией истончались и исчезали, порождая сотни различных течений  и кружков. И конечно активными участниками подобных начинаний были студенты университетов и институтов.

Мы понимаем, что политика в те годы преобладала в умах студентов. В.И.Ленин в своей статье в газете “Студент” указал, “… что в современном студенчестве имеется шесть политических групп: реакционеры, равнодушные, академисты, либералы, социалисты-революционеры и социал-демократы”. При этом студентов придерживающихся левых взглядов было большинство. “Черная сотня” была противна студенчеству в принципе. Равнодушных было мало. А призывы “академистов” сконцентрироваться на учебе и науке не воспринимались по причинам внешнего характера.

Но была еще одна группа студентов, которая выбирала пути духовной революции. Это были будущие или уже действующие философы, писатели, художники, адепты тех или иных религий. Они выбирали путь индивидуальной духовной революции в своем персональном сознании. У них не было партий но были определенные сообщества.

Примером такого течения можно назвать “Мистический анархизм” Григория Чулкова. “Клубом” где обсуждались эти идеи была “Башня” Вячеслава Иванова. Рупором был журнал “Факелы”. Сама философско-эстетическая теория возникла на основе идей Иванова о соборности, единении людей связанных общностью духовного сознания, “мистического энергетизма”  и пр. Сам Григорий Чулков называл свою теорию “Учением о путях последнего освобождения"(чем не русский буддизм!?).

В основе теории лежали:  “идея неприятия мира” сегодняшнего так как «мистико-анархисты не принимают мира как такового и мечтают о мире преображённом»1. Конгломерат(или объединение) “внутренней свободы личности”, сверхиндивидуализма  с соборностью и “анархическим” единении людей, связанных общностью сознания. И конечно «борьба с догматизмом в религии, философии морали и политике». Истоками теории возможно назвать гностическое христианство. Гностицизм был одной из самых свободных мировоззренческих систем без догматических ограничений. Если отбросить терминологию и витиеватость формулировок  то “мистический анархизм” призывал к созданию автономных сообществ людей обладающих внутренней свободой и имеющих право на самостоятельное осмысление духовного начала своей жизни.

Теория Чулкова бурно обсуждалась в “Башне” Вячеслава Иванова. Она стала заметным явлением на фоне революционных событий 1905-1907 года. Отголоски этой теории живы и сегодня.

И конечно многие студенты участвовали в обсуждении этих теорий. Модест Людвигович Гофман в те годы был студентом Санкт-3236492_FakeliWEB (292x400, 38Kb)Петербургского университета, учился на историко-филологическом факультете. Входил в университетский “Кружок молодых” вместе с Городецким и Пястом. Посещал «Башню» Вяч. Иванова, во время полемики 1907 г. о «мистическом анархизме», выпустил в его поддержку брошюру «Соборный индивидуализм». Владимир Николаевич Ивойлов избравший литературный псевдоним Владимир Княжнин учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1902–1911), с параллельным (с 1907 г.) посещением занятий на историко-филологическом факультете. Рекомендательное письмо ему для Вячеслава Иванова написал Г.Чулков. И многие другие.

Это и были те студенты, которые выбирали путь Революции Духа в те годы.

На фотографии мы видим “Вольнодумца” - студента Санкт-Петербургского университета. Фото сделано в фотоателье Р.Шарля. В те годы оно располагалось по адресам Невский пр. 78 и Васильевский Остров против Николаевского моста 25.


Мальчик или девочка?

Суббота, 31 Марта 2018 г. 09:31 + в цитатник

Учащийся мореходного училищаОчень интересная фотография. Интригует вопрос, кто на этой фотографии молодой человек или девушка ? Фигура женская. Кепка, под которую удобно прятать длинные волосы. Форма мореходного училища(или класса).  До 1917 года девушки не могли учиться в подобных заведениях. Возможно предположить, что девушка одела форму своего знакомого. Подобные фотографии часто встречаются, девушек очень манила форма и возможность покрасоваться в ней. Но в этом случае смущают брюки, они явно принадлежат владельцу формы. Девушки в нормально жизни тогда таких брюк не носили.

К сожалению никаких подсказок на обратной стороне этой фотооткрытки нет.

Вопрос остается открытым.

Учащийся мореходного класса или училища


Художник М.А.Вербов студент университета

Пятница, 30 Марта 2018 г. 22:11 + в цитатник

Портрет М.А.Вебова работы И.Е.Репина в альманахе ЧукоккалаПортрет художника Михаила Александровича Вербова в его бытность  студента Петроградского(1915 год) университета юридического факультета.  Портрет исполнен тушью и папиросным окурком(!) И.Е.Репиным для знаменитого рукописного альманаха  Чукоккала”.

Модный портретист Michael Werboff (1896-1996) не очень хорошо известен в нашей стране. Но его портреты различных знаменитостей украшают самые престижные музеи мира. О нем возможно много говорить, но главное – он считал всю свою жизнь Илью Ефимовича Репина своим учителем и не смотря на бешенный успех в Париже и Нью-Йорке и будучи успешным “русским европейцем” всегда говорил – “Русский человек по своей сути таков, что окончательно не может сродниться с чужой страной. Как бы он не преуспел в жизни, душа его остается дома, в России. Знаю это по себе”.1

1.       “Это звонкое слово – русский”. Интервью Г.Евдокимовой с М.А.Вербовым. Голос Родины. 1977. №46. Москва


Бюджет студента (Саша Черный)

Вторник, 13 Марта 2018 г. 23:34 + в цитатник

Студент института гражданских инженеров Николая I

Студент института гражданских инженеров Николая I. Грозный взгляд, шейный платок с заколкой, одним словом “смерть” купеческим дочкам  города Двинска(Даугавпилса).

Фотография В.Штейнберга. Двинск. На углу Владимирской и Дворянской рядом с Государственным Банком в собств. доме.

Но не лишне задуматься о расходах и доходах студентов того времени:

 

БЮДЖЕТ СТУДЕНТА (Саша Черный)

*

ПРИХОД:

Готовлю одного болвана по математике 10.00

— другого по всем предметам 13.00

Играл толпу у Комиссаржевской (4 раза) 6.00

Из кассы землячества долгосрочн. ссуда 1.00

За «Логику» Минто 0.58

Заложил шпагу и бинокль 2.00

Починил хозяйке керосинку 0.30

Итого 32.63

 

РАСХОД:

½ комнаты 6.00

Прачка (2 рубахи и пр.) 0.28

Плата за первое полугодие подождут

Обед в студенч. столовой (12x30) 3.60

Сода от изжоги 0.40

Ситный 60 ф 3.60 (хлеб испеченный  из муки просеянной сквозь сито. Прим. Vladimir_SPB)

Чайной колбасы ½ пуда (ей-Богу!) 4.80

Галоши на прокат у сторожа 0.25

1 лот духов «Поцелуй весны» 0.20

В партийную кассу 0.05

½ ф. чаю и 1 ф. сахару 0.95

Каблуки и одна заплатка 0.60

«Принцесса Греза» — галерка 0.40

Прачка (2 рубахи и пр.) 0.28

Подписка на лекции успеется

Слабохарактерность (одолжил сожителю) 0.36

1 воротничок шведской композиции 1.00 (большой отложной кружевной воротник.Прим. Vladimir_SPB)

Портрет Л. Андреева 0.20

Дюжина пикантных открыток 0.20

В кассу землячества 0.25

Послал родителям 1.00 (Как не похоже на современность. Прим. Vladimir_SPB)

Прачка (2 рубахи и пр.) 0.28

Штраус. «О Вольтере» (на улице) 0.20

Венгерская помада Гонгруаз 0.35 (косметическая мазь для усов. Прим. Vladimir_SPB)

Каломель 0.15 (применялось в том числе и как средство(наружное) предохранения от вен. заболеваний Прим. Vladimir_SPB

«Сон в летнюю ночь» — галерка 0.40

Баня 0.30

М. Гюйо. «Мораль Эпикура» 2.00

300 папирос по особому заказу 1.00

Средство от прыщей 0.45

«Литургия красоты» Бальмонта 2.00

Вакса 0.05

Прачка (2 рубахи и пр.) 0.28

Итого 32.63

По двойной итальянской бухгалтерии проверил Иван ЧИЖИК

<1908>


Сергей Эйзенштейн студент института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге

Понедельник, 12 Марта 2018 г. 22:47 + в цитатник

Сергей Эйзенштейн студент института гражданских инженеров в Санкт-ПетербургеЗакончив дополнительный класс  реального училища имени Императора Петра Iв Риге с четверками по арифметике, алгебре, тригонометрии, физике и как ни странно с тройкой по рисованию Сергей Михайлович поступает в 1915 году в институт гражданских инженеров Николая I в Санкт-Петербурге.  

Конечно, это был выбор его отца. Михаил Осипович окончил этот институт в 1898 году. Получил звание гражданского инженера и право на чин 10-го класса при поступлении на государственную службу. 8 июня 1893 года М. О. Айзенштейн был определён гражданским инженером при Прибалтийском управлении государственными имуществами в Риге, с годовым содержанием в 1000 рублей. Дальше головокружительный карьерный рост, выгодная женитьба на богатой невесте – дочери купца 1-й гильдии (правда, потом они развелись) и пр. Далее смена фамилии на Эйзенштейн ( примерно в 1902 году, почему неизвестно), двухлетнее обучение в Санкт-Петербургском археологическом институте. И как финал предоставление потомственного дворянства в 1916 году и чина действительного статского советника в 1915 году.  Полная идиллия…  Отец знал, что порекомендовать своему сыну.

А сын и не противился. Поступил в институт, прилежно учился, читал книги, болел корью, увлекался архитектурой. На втором курсе по математике пять, по физике и по химии четыре, по геодезии три, по начертательной геометрии четыре и пять. И вероятно Михаил Осипович успешно бы окончил  институт и пошел по стопам отца, живя в достатке и успехе.  Но пришла Революция…

У него был выбор. Он мог уехать к отцу в Ригу и на время (или навсегда избежать всех перемен), мог продолжать учится в институте(благо его матушка могла обеспечить его финансово в те смутные годы). Но он сделал очень странный , для нас живущих сегодня, выбор – он пошел в Красную Армию и в сентябре 1918 года выезжает с эшелоном на фронт.

Вероятно не случись этого, мы не знали бы его как великого мастера, которого знает весь мир.  Вот как об этом он говорит в своей автобиографии: «Если бы не революция, то я бы никогда не «расколотил» традиции – от отца к сыну – в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное – свободу самоопределенья»1.

В начале 2018 года, мне довелось побывать во Флоренции в галерее Уффици  где я посетил  великолепно выстроенную выставку посвященную творчеству  Сергея Михайловича, где он был представлен не только как гениальный кинематографист но и как очень интересный художник.

А может быть  только так и рождаются гении…

 

1.        С. Эйзенштейн, Избранные произведения в 6-ти томах, т. I, M., «Искусство»,  (т. 1, стр. 73).

2.       Шкловский В. Эйзенштейн. М., 1976

Выставка Сергей Эйзенштейна в галерее Уффици во Флоренции 2018.

Выставка Сергей Эйзенштейна в галерее Уффици во Флоренции 2018. Раскадровка


Конспект лекций по курсу Детали "Машин" 1898 года. Технологический Институт

Понедельник, 05 Марта 2018 г. 00:38 + в цитатник

Конспект лекций по курсу Детали Машин 1898 года. Технологический Институт Императора Николая I.Во все времена студенты старались облегчить себе процесс обучения в институтах и университетах. Не были исключением и студенты конца XIX века. В те годы существовала обычная практика, когда предприимчивые студенты и преподаватели составляли и издавали конспекты лекций по различным предметам. Чаще всего размножались рукописные конспекты. Иногда в них включались дополнительные справочные материалы. Считалось хорошей практикой, чтобы преподаватель “давал добро” на издание конспектов своих лекций. Как делились гонорары(да и были ли оно в принципе), как распространялись эти конспекты мне пока узнать не удалось.

Перед нами “Записки, составленные по лекциям читанным в Технологическом Институте Императора Николая I, профессором М.Н.Демьяновым”.  Этот конспект “составили под редакцией профессора М.Н.Демьянова студенты Н.Гутовский, Н.Иванов, А.Рейнске”.  Конспект был отпечатан в Литографии Трофимова по адресу Можайская №3 СПБ в 1898 году. По всей видимости это 63 экземпляр.

Мне удалось собрать некоторую информацию о действительном статском советнике профессоре Михаиле Николаевиче Демьянове. В 1874 закончил обучение в Технологическом институте. В 1885 году начал читать лекции по курсу сопротивления строительных материалов.  В 1898-1909 году он проживал в преподавательском доме Технологического института. Был признанным специалистом в области теоретического и экспериментального изучения рабочих процессов паровых котлов. Благодаря его научному вкладу в содружестве с другими  учеными была создана русская школа в области котельной техники. А частности профессор М.Н.Демьянов занимался развитием теории дымовых труб. Им же были подробно рассмотрены и вопросы механической прочности дымовых труб.Конспект лекций по курсу Детали Машин 1898 года. Технологический Институт Императора Николая I. Санкт-Петербург


Ростов-на-Дону: Соединенное среднее механико-химико-техническое и ремесленное училище

Пятница, 23 Февраля 2018 г. 18:55 + в цитатник

 

 

Соединенное среднее механико-химико-техническое и ремесленное училище.Работая с этой фотографией я еще раз убедился как сильна человеческая “инерция” на собственном примере. Работая с фотографией я “увидел” под фамилией владельца фотоателье Б.Мищенко название города в котором располагалось это фотоателье. И я определил этот город как “Владимиров”. Часто бывало, что владельцы фотоателье открывали отделения в городах поблизости а вот печатать фамилии своих совладельцев они обычно забывали. И я “голову сломал” разыскивая город Владимиров поблизости от Ростова-на-Дону. Долго мучился , ведь такого города в Российской Империи не было, пока до меня не дошло, что это фамилия “П.Владимиров”.

Но вернемся к фотографии. Это удостоверение личности выданное в Севастополе полицейским приставом в 1910 году на имя крестьянина Рязанской губернии, уезда Троицкой волости Ивана Григорьевича Сосова.  А судя по месту где была сделана фотография учился он в среднем механико-химико-техническом и ремесленном училище в Ростове-на-Дону. Большой путешественник был этот молодой человек. Но двигался на юг, где было тепло и сыто…

Но вернемся к учебному заведению. В конце XIX века город Ростов-на-Дону был по меркам того времени крупным промышленным центром.  В связи с этим нехватка квалифицированных технических специалистов и  рабочих ощущалась очень сильно. Разговоры о создании подобного училища велись с 80-х годов XIX века. Готовились ходатайства, прошения и пр. Но только вмешательство управляющего промышленных училищ Министерства народного просвещения , тайного советника Ивана Алексеевича Анопова позволило дать делу ход.

Немного отвлекусь на личность И.А.Анопова (1844-1907). Это он изобрел новый вид образования- профессионально-техническое. Этот вид образования характерен тем, что учащийся наряду с теоретическими знаниями получает навыки практического его использования. Т.е. то чего нам так не хватает.  Так же его считают родоначальником  такого начинания как “Попечительство”  - специального фонда при средних-технических учебных заведениях помогающего ссудами и пособиями нуждающимся учащимся и выпускникам ищущим себе работу.

Помощь И.А. Анопова помогла. И 7 Июня 1899 года император Николай II подписал указ об учреждении в Ростове-на-Дону среднего механико-химико-технического училища на основе  существующего в городе трехклассного ремесленного училища (со слесарным и столярным отделениями).

Первым директором училища был Зацепин Матвей Иванович. Это был опытный специалист работавший до этого в Новочеркасском атаманском техническом училище.  Училище начало свою работу 1-го сентября 1901 года в здании ремесленного училища. Открываются подготовительные классы и первый класс химико-технического отделения.  Только к 1903 году училище стало полноценным учебным заведением. Строительство нового здания для училища началось в 1901 году по проекту архитектора Васильева Г.Н.  Училище располагалось по адресу - угол Скобелевской улицы (ныне Красноармейская) и Никольского переулка (ныне Халтуринский).  Большое двухэтажное здание из красного кирпича соответствовало всем взглядам того времени на передовое техническое обучение.  Согласно инновациям  И.А.Анопова обучение сочетало теоретические занятия(4 часа в день)  и практические занятия в учебных мастерских и лабораториях (так-же 4 часа). В процессе обучения на механико-техническом отделении изучалось до 27 дисциплин: различные виды механического производства, строительное дело, паровые машины, черчение, геодезия и тому подобное. Обучение на химико-техническом отделении предполагало изучение 22 специальностей, в том числе геодезию, черчение, строительное дело. Для этих целей училище было оборудовано специализированными кабинетами – физический, чертежный, геодезический и механический. Был рисовальных класс, электро-техническая лаборатория и механические мастерские. Мастерские были оборудованы станками, паровыми котлами, паровыми машинами, пневматическим молотом, грузоподъемным краном, вагранкой Грейнера для плавки 80 пудов чугуна и пр. Техника была самой современной (1). Курс обучения был пятилетним. Первый год – подготовительный класс, затем четыре года специального обучения. Выпускники получали звания “техника по механической специальности” и “техника по химической специальности”.  Получив это звание выпусник не имевший до этого высших(сословных) прав получал личное почетное гражданство (без пошлин) и право(!) на поступление в высшие технические учебные заведения на курс соответствующей его специальности. В отношении воинской повинности и поступления на государственную службу выпускники пользовались правами окончивших курс в средних общеобразовательных учебных заведениях. Обучение было платным. Стоимость 50-руб в год. Пансиона не было. Нуждающиеся освобождались от платы по решению Педагогического Совета.  В училище принимались ученики всех сословий и вероисповеданий(2).

 

Литература:

1.    Ильин А.М. История города Ростова-на-Дону: очерк с рисунками в тексте. Ростов-на-Дону: Паровая типография С. Я. Авакова, 1909. — 153 с.

2.    Ростов-Нахичевань-на-Дону справочная книжка : с планом г. Ростова, рисунками, портретами и видами. Ростов-на-Дону. Электро-тип. М. И. Гузман. 1911. https://vivaldi.dspl.ru/bx0000064/details


Константин Александрович Федин - студент Московского коммерческого института

Понедельник, 12 Февраля 2018 г. 22:38 + в цитатник

Константин Федин студент Московского коммерческого институтаКонстантин Федин студент Московского коммерческого института

Фотографии расположены на сайте музея К.А.Федина.

Когстантин Федин поступил на экономическое отделение Московского института в 1911 году согласно воли своего отца. Отучившись три года Константин Александрович уезжает в Германию "для углубленного изучения немецкого языка". Я не смог найти данных о том была ли эта поездка частью учебного процесса в институте или личной инициативой будущего писателя. Но так или иначе время было выбрано не самое лучшее. Началась война и Константин Александрович был квалифицирован как "гражданский военнопленный" хотя это особенно не ограничивало его свободу передвижений.

Вот как он описывает эти годы в своей Автобиографии:

"Весной 1914 года я поехал в Германию с целью усовершенствоваться в немецком языке и поселился в Нюрнберге. В деревне Штейн, рядом с дворцом Фабера, я заработал первые пять марок — скрипичной игрой на крестьянской танцульке вместе со своим приятелем, народным учителем, который мне аккомпанировал на рояле. Больше мне скрипка никогда не пригодилась. 
Я был застигнут в Баварии войной, пытался пробраться на родину, но по дороге, в Дрездене, меня задержали как гражданского пленного. Из Дрездена я вскоре был выслан. 
Мне пришлось жить интернированным в Саксонии и Силезии почти до самой германской революции. Я давал уроки русского языка, служил хористом и актером в театрах Циттау и Гёрлица, продолжал писать и сочинил первый свой роман «Глушь», который впоследствии уничтожил. Литературные средства мои были переменчивыми, оставаясь наивными,— я пытался сочетать бытописание с психологизмом, увлекался, прежде всего, Достоевским, затем скандинавцами, особенно Стриндбергом и Бьернстерне-Бьернсоном, наконец — экспрессионистами с их ранним журналом «Die Aktion». По настроениям журнал был интернационален, позиция его приближалась к немецким спартаковцам, молодых представителей которых я встречал в Саксонии, а затем ближе узнал во время первого посещения Берлина, летом 1918 года, когда среди населения уже начинал сказываться протест против войны. Я был приглашен на службу в качестве переводчика в первое советское посольство в Германии, но немецкие власти, узнав об этом, поспешили включить меня в обменную партию пленных — после пятидесяти месяцев подневольного моего положения «враждебного иностранца»".

 

 

 


Учащийся сельскохозяйственного училища из Белгорода

Суббота, 10 Февраля 2018 г. 12:36 + в цитатник

Учащийся сельскохозяйственного училища из Белгорода

Фотография сделана в Белгороде в фотоателье Борковского Иоакима Петровича. По знаку на фуражке мы понимаем, что молодой человек учился в среднем сельскохозяйственном училище. В самом Белгороде подобного училища не было. В Белгородской области было Коньшинское сельскохозяйственное училище, созданное в 1902 году помещицей Елизаветой Петтеш . В нем было возможно получить специальности зоотехника, агронома и сыровара.

Но с гораздо большей уверенностью, возможно, предположить, что молодой человек учился в Харьковском среднем сельскохозяйственном училище. Это предположение основано на  том , что Белгород и Харьков в те годы связывало хорошее железнодорожное сообщение и расстояние было небольшим. Кроме этого я купил эту фотографию в пачке с фотографиями учащихся Харьковского училища, о котором я писал ранее.

Фотография подписана: Миросил Иванович Демченко 8 марта 1915 года.

P.S. Красивое имя “Миросил”, жаль что сегодня оно практически не встречается.


Студенты университета на отдыхе

Пятница, 09 Февраля 2018 г. 00:38 + в цитатник

Волковыск Гродненская губерня

Студенты университета так гордились своим мундиром, что не снимали его даже за городом на конных прогулках. Сейчас трудно сказать, что они делают глубокой осенью в окрестностях города Волколывыска Гродненской губернии. Хотя возможно предположить, что один из студентов сын владельца имения, и он вместе со своим другом приехал к своим родителям погостить. Во всяком случае, в седле они держатся уверенно. Да и деньги у них были. Пригласить на фотосъемку фотографа из города мог позволить себе не всякий.

Фотоателье И.Давидовича г.Волковыск. 1909 год.

 


Барышни из Ржева

Воскресенье, 28 Января 2018 г. 00:15 + в цитатник

Девушки из РжеваНеожиданно сильное послание на обороте карточки. Оно  выбивается из стиля посланий провинциальных барышень того времени.

По всей видимости девушки учились в женском епархиальном училище. Это было очень прогрессивное для своего времени учебное заведение.

Придет пора когда меня не будет и моего не встретишь взора ты, душа твоя и сердце позабудут мой светлый взор и грустные черты но в жизни есть  тяжелые минуты, когда тоска наляжет на груди, когда почувствуешь тоску уединенья, тогда молю: прошедшее буди! Глаза твои покроются слезой и голос твой в дали услышу я, и снова я явлюсь пред тобой по прежнему сочувствуя любя, любить тебя никто не будет как я и никогда быть может не любили. Пусть целый свет меня за то осудит, с тобой людей и свет я позабыла.

Не забывай того, что было, былое вновь не будет никогда.

Дорогой Лизе на вечную память от горячо любящей тебя, твоей подруги Мани Кузнецовой.

Не забудь меня милая Лизочка среди шумной толпы подруг.

 

Вулих Захар Захарович

Суббота, 27 Января 2018 г. 14:03 + в цитатник

 

 

Вулих Захар Захарович Честно скажу, с покупкой этой фотографии мне повезло. И повезло не только потому, что это интересная фотография, но и потому, что мне удалось определить, чья это фотография. Но все по порядку.

На фотографии мы видим служащего Собственной Его Величества канцелярии Императрицы Марии.  Он имеет чин  статского советника.  Это высокий чин. V в табеле о рангах.  Об этом говорят золотые контрпогоны с вензелем императрицы Марии Федоровны и большая звезда с “блесками”(“в сиянии”)   в вершине контрпогона. Он одет в парадную форму – сюртук гражданского покроя. Воротник сюртука из черного бархата. Под сюртуком крахмальная рубашка со стоячим воротником и галстук бабочка. Воротник рубашки, высокий, стоячий с немного отогнутыми краями. Такой воротник(очень модный в те годы) назывался “альберт”  - в честь принца Альберта, мужа английской  королевы Виктории и отца Эдуарда VII. На сюртуке знак выпускника университета не медицинского факультета. Пуговицы массивные с накладными Государственными гербами (обычно их носили на университетской форме). По идее пуговицы должны были быть с “пеликанами” (гербом ведомства). Но как ни странно, ни на одной фотографии служащего этого ведомства высокого чина я подобного герба не видел.

Фотография 1908 года. Фотография сделана в престижном ателье “А.Рентц и Ф.Шрадер” на Большой Морской 27.

Сопоставив место службы и чин мне удалось установить кто изображен на фотографии.  Им оказался Вулих Захар Захарович представитель знаменитой династии русских и советских математиков.

Вулих Захар Захарович (1869-1941) - профессор математики, специалист по математическому анализу.  Из дворян Курской губернии, родился 8 февраля 1869 года.

В 1886 году закончил гимназию при Императорском СПб. Историко-философском институте с золотой медалью.

По окончании курса в Императорском Санкт-Петербургском университете по математическому разряду физико-математического факультета 30 ноября 1890 года, назначен 1 июля 1891 года сверхштатным преподавателем математики во 2-е реальное училище.

27 апреля 1892 года сверх того назначен преподавателем математики в Мариинский институт. 20 августа 1894 года назначен во 2-ую Санкт-Петербургскую гимназию сверхштатным преподавателем того же предмета, а 26 июля 1895 г. зачислен штатным преподавателем.

11 октября 1899 года из 2-ой Санкт-Петербургской гимназии перешел на службу в Петровское коммерческое училище.Собственной Его Величества канцелярии Императрицы Марии.

Чиновник по особым поручениям в ведомстве императрицы Марии.

В 1914 году получил чин действительного статского советника.

Преподавал в Императорском женском педагогическом институте (см. фотографию).

После 1917 года преподовал в педагогическом институте им. Герцена (декан физико-математического факультета). Автор двухтомника - Математический анализ изданного в 1932 году.  
 
 
Видеолекция о династии Вулихов http://www.mathnet.ru/php/seminars.phtml?presentid=15714&option_lang=

 

Табло с портретами студенток и преподавателей; в) преподаватель математического анализа Захар Захарович Вулих (1869-1941); д) вид части Невского проспекта у Гостиного Двора.


Черниговская мужская гимназия

Суббота, 20 Января 2018 г. 13:47 + в цитатник

Черниговская мужская гимназияНа фотографии, служившей одновременно удостоверением личности, запечатлен Николай Волынский. Он окончил гимназию в 1899 году. Удостоверение подписано директором гимназии (и по совместительству преподавателем греческого языка) Антонюк Юлианом Петровичем. Фотография сделана в фотоателье И.Минченко.

Мужская гимназия была открыта в Чернигове в 1805. Информацию о ее первоначальном местоположении мне найти не удалось. «18 января 1805 г., - сообщили газеты, - совершилось торжественное открытие Черниговской мужской гимназии в присутствии Куракина и черниговского гражданского губернатора барона Ивана Васильевича Френздорфа».

Гимназия переехала в  свое здание после 1821 года. Это было  красивое здание, построенное в стиле классицизма. Здание еще называют “Дом Губернатора” так как оно было построено по заказу малороссийского кого генерал-губернатора Алексей Борисовича Куракина. Располагалось оно на Екатерининской улице.

Мнения о том, для каких целей строилось это здание - расходятся. По первой теории здание строилось, как резиденция генерал-губернатора, а в 1821 году было ”перепрофилировано” в мужскую гимназию. По другой версии здание изначально строилось для нужд гимназии.

Здание строилось по типовому проекту (им было создано девять  типовых проектов “казенных зданий”) Адриана Дмитриевича Захарова главного архитектора Морского ведомства и автора проекта перестройки здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Само строительство шло под руководством губернского архитектора Антона Ивановича Карташевского.

 

1.       Тутолмин М. Т. Столетие Черниговской гимназии. 1805—1905. Краткая ист. записка. Чернигов, 1906. 516 с.

2.       «Дворянские поросята» (из жизни пансионеров Черниговской гимназии начала ХХ в.)Черниговская мужская гимназия


Великолукское реальное училище

Среда, 27 Декабря 2017 г. 00:12 + в цитатник

Великолукское реальное училищеНа фотографии мы видим ученика Великолукского реального училища. Фотография сделана в фотоателье Анисимова.

О самом училище много информации. Ее легко найти в интернете. А я хочу обратить Ваше внимание на один документ. Очень интересные отчеты о деятельности училища представлял его директор – Евграф Яковлевич Корчак-Гречина. Эти 40-ка страничные отчеты печатались в Санкт-Петербурге и соответствовали речи директора на отчетном собрании (“акте”). Собрание проходило в гимнастическом зале училища в конце учебного года. На нем собирались родители учеников и весь цвет Великолукского общества.

Из отчета за второй год деятельности училища (1878-1879) мы узнаем, что в его трех классах обучалось 115 человек. К концу учебного года “уволен” был только один ученик. 46 учащихся были из семей дворян и чиновников, а 51 из городских сословий. Двое учащихся были детьми иностранцев. Детей из семей крестьян и духовного сословия было мало.

Дети были озорниками. За год было зафиксировано 411 проступков. Но ничего серьезного. В основном неподготовленные уроки, невнимание на уроке, брань и драки. Ни один из учеников не был исключен за поведение.

Ученики ленились. Классные наставники боролись с этим оставляя учеников после уроков для разъяснения непонятое. Некоторые исправлялись. А на тех кто “по своему развитию не могли следовать за курсом даже при прилежании” смотрели снисходительно “как на неизбежный результат неразвития”. При этом считалось, что непонимание предмета и рассеянность “происходят от причин связанных со здоровьем ученика”. Таких учеников направляли к врачу “ и он "оказывал существенную помощь, раскрывая зло, которое как часто бывает в детском возрасте, и вразумлял их каким образом отрешиться от замеченных физических недостатков”. Очень интересный педагогический подход.

Ученики болели. За год они пропустили 3988 уроков. Основными болезнями были: “Катар дыхательных и пищеварительных органов(ныне это гастрит или функциональная дисперсия), сыпь, слабые травматические повреждения, несколько случаев воспаления легких и слабое тифозное заболевание(!!?)”.

Очень резко директор говорит о достатке учащихся (это при том, что 40% были детьми дворян и чиновников) –“ Вообще говоря, в училище большинство учащихся – бедняки и нельзя не удивляться, как еще некоторые могут содержать себя в училище; есть, например, такие, которые почти брошены родителями и не имеют не только чем питаться, но даже лишены крова, и по необходимости пришлось позаботится о них: так, один взят на попечение одним из преподавателей, а другой – директором."

Для учеников, родители которых не проживали в городе предоставлялись “общие квартиры”. Эти общежития были под надзором Великолукское реальное училищесодержателей квартир и училищного начальства. В квартире предоставляемой дочерью подполковника госпожой Ясинской проживало 19 учеников. Правила проживания определялись правилами установленными Педагогическим советом училища. Директор в своей речи отмечал, что “ученики этой квартиры отличаются прилежанием и хорошей нравственностью”. Ежедневно старший дежурный докладывал директору о состоянии квартиры.

Правила проживания определяли:

1.       Подъем в 6 часов и отбой в 10 часов вечера

2.       От 6.30 до 8.30 утра ученики готовили уроки

3.       После окончания уроков до 18.00  учащиеся обедали и гуляли на чистом воздухе.

4.       С 18.00 до 19.45 готовили уроки, с 19.45 до 20.30 пили чай и отдыхали, с 20.30 до 20.30 готовили уроки.

5.       Ученики ходят в класс и из класса попарно(!!!?).

6.       Все ученики живущие в квартире подчиняются старшему дежурному.

7.       По одиночке выходить из квартиры могут только по разрешению старшего дежурного или заведующего квартирой воспитателя.

8.       В 18.00 все ученики должны быть в квартире.

9.       Старший дежурный имеет право запрещать посещение квартиры учениками не проживающими в ней.

10.   Дежурный может покидать квартиру только на короткое время, уведомим об своем отсутствии  содержателя квартиры и поручив надзор другому дежурному.

11.   В случае беспорядков или неповиновения старший дежурный незамедлительно ставит в известность о происходящем директора школы.

Категорически запрещено наличие какого-либо оружия у учеников проживающих в квартире.

Жесткий график и тотальный контроль. Интересно как все происходило в реальности.

Кроме своей основной деятельности учителя и Педагогический Совет вели и другую работу, читали открытые лекции, проводили испытания на звание сельских учителей и пр.

Я настоятельно рекомендую прочесть отчеты директора реального училища, все тем кому интересна тема образования до 1917 года. Они очень информативны и написаны живым языком. Они есть в открытом доступе в интернете.

 

1.       Правила и программы для поступления в Великолуцкое реальное училище. 1988, Типография губернского правления, 34с. 1888

2.       Великолуцкое реальное училище в первый учебный год, 1877-1878 отчет, читанный директором Е. Я. Гречиною на акте в училище 16 июня 1878 года. 46с. 1878

3.       Великолуцкое реальное училище во второй учебный год, 1878-1879 отчет, читанный директором Е. Я. Гречиною на акте в училище 14 июня 1879 года, 40с. 1879.

4.       Великолуцкое реальное училище в третий учебный год, 1879-1880 отчет, читанный директором Е. Я. Гречиною на акте в училище 14 июня 1880 года, 48с. 1880.

5.       В Великолукском реальном училище. Т.М.Андреева

Великолукское реальное училище


Харьковское среднее сельскохозяйственное училище.

Суббота, 23 Декабря 2017 г. 15:05 + в цитатник

Харьковское среднее сельскохозяйственное училищеФотография молодого агронома обучавшегося в Харьковском сельскохозяйственном училище. К моменту фотографирования он проживал на станции Свекловичной Белгород – Сумской железной дороги. Его инициалы П.Д.К. Фотография сделана в фотоателье М.Лещинского в Харькове.

Харьковское училище было расположено в 12 верстах от г. Харькова, в 2,5 верст, от станции Дергачи Южной железной дороги и в 1,25 верст от платформы «Лозовенька», от которой прямая дорога вела в усадьбу училища. Последняя находилась в широкой долине р. Лопани и занимала площадь около 5,5 десятин, состоящую из песчаного холма, который с запада переходил в пойму означенной реки.

Училище было одним из старейших в России. Свою историю оно начинает еще при крепостном праве. В 1847 была открыта Харьковская учебная ферма на основании Высочайшего повеления – “… объ учрежденіи учебныхъ фермъ или такихъ хозяйствъ, въ которыхъ могли бы обучаться сельскому хозяйству крестьянскіе мальчики нагляднымъ практическимъ путемъ съ тѣмъ, чтобы они впослѣдствіи основали образцовая крестьянскія усадьбы и применили въ нихъ полученныя знанія, сообразно мѣстнымъ условіямъ.

На основании этих принципов и была создана Харьковская учебная ферма. “Въ теченіе 4 лѣтняго пребыванія воспитанники учебной фермы должны были пройти установленные предметы, а именно: законъ Божій, русскій языкъ, ариѳметику, чистописаніе, теорію сельскаго хозяйства, практическое скотоврачеваніе и сельскій полицейскій уставъ, кромѣ того обучались церковному пѣнію. Эти занятія происходили въ зимнее время, не болѣе 3 уроковъ въ день (по 1,5 часа), ученики фермы назначались на дежурства и текущія усадебныя работы, не исключая и всякихъ работъ по домашнему хозяйству (въ кухнѣ, пекарнѣ и пр.), а также на занятія разными ремеслами. Въ числѣ послѣднихъ на Харьковской учебной фермѣ видное мѣсто было отведено работамъ по дубленію овчинъ и шитью крестьянскихъ тулуповъ, а также другой одежды, затѣмъ обученію кузнечному, столярному, плотничному ремесламъ, печнымъ, колеснымъ, кровельнымъ работамъ и выдѣлкѣ кирпича. Кромѣ того, было предложено ввести обученіе воспитанниковъ добыванію селитры, для чего былъ заложенъ селитряный буртъ. Въ лѣтнее время, съ конца марта до сентября, ученики производили всѣ сельскохозяйственныя работы по полеводству и луговодству, въ огородѣ, въ саду, въ питомникѣ, по уходу за молочнымъ и рабочимъ скотомъ, по пчеловодству, по уходу за опытнымъ полемъ и хозяйственно-ботаническимъ садомъ, въ лѣсу и т. п. Подъ руководствомъ отдѣльнаго мастера воспитанники фермы должны были принимать непосредственное участіе въ производствѣ и ремонтѣ земледѣльческихъ орудій и машинъ (плуговъ, косуль, боронъ, вѣялокъ, ручныхъ орудій и пр.). Эти орудія и машины продавались всѣмъ желающимъ не по высокимъ цѣнамъ и часто изготовлялись по заказамъ помѣщиковъ и даже крестьянъ. За содержаніе на полномъ казенномъ иждивеніи (квартира, продовольствіе, обмундированіе, учебныя пособія) съ каждаго ученика взималось по 50 руб. въ годъ, если же на своей одеждѣ, то только по 25 руб.”

Идея создания подобного учебного заведения была прогрессивной для тех лет. Но она разбивалась о реалии крепостного права тех лет – Харьковское среднее сельскохозяйственное училище“учебная обстановка фермы оказалась весьма недостаточною, самое обученіе въ тѣ времена крѣпостного права носило принудительный характеръ, вслѣдствіе чего и родители, и самые ученики всячески стремились уклоняться, первые—отъ посылки дѣтей на ферму, а вторые—отъ обученія въ ней. Вслѣдствіе этого число оканчивающихъ курсъ было весьма не велико, а съ 1863 года, когда была прекращена обязательная посылка крестьянскихъ мальчиковъ на учебныя фермы, число учениковъ стало быстро сокращаться.” Многие фермы основанные в других городах не могли работать в таких условиях и просто закрывались.

Правительство понимало эту ситуацию и искало различные формы решения этой проблемы. Квалифицированные кадры были нужны во все времена. 17 мая 1854 года Высочайшим повелением было учреждено Харьковское земледельческое училище. Оно открылось 30 января 1855 года. 12 лет училище работало параллельно с фермой, до 1867 года когда последние ее ученики были переведены в училище.

В 1869 году училище было преобразовано в земледельческое на основании опыта, открытых в 1864 году Казанского и Мариинского училищ. Курс обучения был определен в пять с половиной лет. Учащиеся четыре с половиной года получали теоретические знания а в течении последнего года проходили практику в частных имениях или государственных хозяйствах.

В 1878 году был издан новое положение и устав для земледельческих училищ. На основании этого положения училище было причислено к средним учебным заведениям и “…имѣло цѣлью доставлять учащимся въ нихъ молодымъ людямъ теоретическое и практическое образованіе, потребное для веденія ими сельскаго хозяйства.”

Харьковское среднее сельскохозяйственное училищеДлительность полного курса образования было определено в течении 6-ти лет. Последний год отводился на практику. В новом положении были четко описаны права учащихся после окончания обучения, что значительно повышало престиж подобных учебных заведений. “По этому уставу расширено не только преподаваніе въ училищѣ, но весьма существенною его чертою, сравнительно съ прежними уставами, является возвышеніе правъ оканчивающихъ полный курсъ, при чемъ лучшимъ изъ таковыхъ предоставлены аттестаты I разряда, прочимъ аттестаты II разряда. Отлично окончившіе курсъ по I разряду могли получить еще особое свидѣтельство на право поступленія въ высшія учебныя заведенія Министерства Государственныхъ Имуществъ. Затѣмъ аттестатъ I разряда давалъ право на полученіе званія личнаго почетнаго гражданина, аттестатъ же II разряда открывалъ право на подобное званіе лишь черезъ 3 года по окончаніи полнаго курса и успѣшнаго занятія сельскимъ хозяйствомъ. Затѣмъ ученики, имѣющіе аттестатъ I разряда и успѣшно занимавшіеся сельскимъ хозяйствомъ, получали черезъ з года званіе ученаго управителя, ученики же съ аттестатомъ II разряда, при тѣхъ же условіяхъ, пріобрѣтали такое званіе черезъ 6 лѣтъ, т. е. черезъ 3 года званіе помощника ученаго управителя, а еще черезъ 3 года—ученаго управителя. Наконецъ, чрезъ семь лѣтъ занятій сельскимъ хозяйствомъ, по пріобрѣтеніи званія ученаго управителя, такія лица удостаивались званія потомственнаго почетнаго гражданина.

В 1888 году был издан новый устав вносящий некоторые небольшие изменения касавшиеся условий приема и прохождения практики.

26 мая 1904 было издано общее Положение об сельскохозяйственном образовании на основании которого училище работало до 1918 года.

“Въ настоящее время училище, преобразованное съ 1 іюля 1911 года въ среднее сельскохозяйственное, имѣетъ цѣлью доставлять Харьковское среднее сельскохозяйственное училищеучащимся въ немъ практическое, на научной основѣ, образованіе по сельскому хозяйству, для подготовки къ сельскохозяйственной дѣятельности въ соотвѣтствіи съ мѣстными условіями и требованіями жизни въ окружающемъ раіонѣ.

Оно состоитъ изъ шести классовъ, изъ которыхъ первые два общеобразовательные, a послѣдніе четыре посвящены преимущественно сельскохозяйственнымъ предметамъ. Въ училище принимаются молодые люди всѣхъ сословій и вѣроисповѣданій, въ возрастѣ не моложе 14 и не болѣе 16 лѣтъ, но педагогическому совѣту, въ особо уважительныхъ случаяхъ, предоставляется право принимать, подъ своею отвѣтственностыо, въ первый классъ старше 17 лѣтъ, а во второй старше 18 лѣтъ. Поступающіе въ I классъ должны обладать познаніями въ объемѣ курса двухклассныхъ сельскихъ училищъ Министерства Народнаго Просвѣщенія, при чемъ производится конкурсный экзаменъ, если число желающихъ превышаетъ имѣющіяся вакансіи. Во второй классъ принимаются лица съ тою же подготовкою, но, кромѣ того, съ знаніями пройденнаго по всѣмъ предметамъ перваго класса. Въ третій классъ принимаются лица съ познаніями въ предѣлахъ курса четырехъ первыхъ классовъ реальныхъ училищъ и равныхъ имъ учебныхъ заёеденій, а также городскихъ училищъ, не ниже трехклассныхъ, по Положенію 31 мая 1872 года, при условіи выдержанія испытаній по всѣмъ предметамъ теоретическаго и практическаго преподаванія въ предыдущихъ классахъ училища, наравнѣ съ учениками, переходящими въ III классъ. Въ остальные классы, начиная съ IV, пріемъ допускается только въ исключительныхъ случаяхъ и съ особаго разрѣшенія Главноуправляющаго Землеустройствомъ и Земледѣліемъ.

Харьковское среднее сельскохозяйственное училищеВъ училищѣ преподаются обязательно слѣдующіе предметы: законъ Божій, русскій языкъ, нѣмецкій языкъ, географія (съ статистикой), исторія, ариѳметика, геометрія, алгебра, тригонометрія, землемѣріе, ботаника, зоологія, энтомологія, физика (съ механикой), метеорологія, химія (съ технологіей), минералогія, почвовѣдѣніе, растеніеводство (обшее и частное), анатомія и физіологія животныхъ, животноводство (общее и частное) и скотоврачеваніе, обзоръ сельскохозяйственныхъ орудий и машинъ, строительное искусство, сельскохозяйственная экономія и счетоводство, общественная агрономія, законовѣдѣніе, черченіе и рисованіе.

Обученіе всѣмъ означеннымъ предметамъ производится теоретическое и практическое. Теоретическое преподаваніе ведется по утвержденнымъ гірограммамъ, a практическія занятія производятся, какъ въ зимній, такъ и въ лѣтній періодъ и раздѣляются на учебно-практическія, демонстративныя, сельскохозяйственныя работы, дежурство и экскурсіи. Ученіе и практическія занятія продолжаются въ теченіе всего года.

При этомъ на прохожденіе теоретическаго курса и зимнія практическія занятія должно быть употребляемо не менѣе 25 недѣль въ году, на практическія занятія въ лѣтній періодъ отводится, примѣрно, 15 недѣль (отъ 10 до 20 недѣль) въ разныхъ классахъ; все остальное время назначается для экзаменовъ и вакацій.

При училищѣ находятся слѣдующія вспомогательныя учрежденія: библіотека, кабинеты и лабораторіи, метеорологическая станція, учебное поле и огородъ, пасѣка, птичникъ, плодосушилка и хозяйство (ферма) съ полевыми и луговыми угодьями, плодовымъ питомникомъ, лѣсомъ, племеннымъ скотоводствомъ и молочнымъ хозяйствомъ, содержатся рабочіе волы, лошади, мериносовыя овцы, Харьковское среднее сельскохозяйственное училищесвиньи и козы, кирпичный и черепичный заводы и пр.

Кромѣ того, при Харьковскомъ среднемъ сельскохозяйственномъ училищѣ находятся отдѣльныя учрежденія, а именно: педагогическіе курсы для приготовленія учителей въ низшія сельскохозяйственныя школы, низшая сельскохозяйственная школа I разряда и шелководная станція.

Ученики, успѣшно окончившіе полный курсъ, получаютъ, по новому Положенію званіе агронома. Окончившимъ курсъ съ отличіемъ предоставляется право поступать въ Московскій Сельскохозяйственный и Императорскій ГІетербургскій Лѣсной Институты, съ соблюденіемъ установленныхъ для пріема въ эти учебныя заведенія правилъ. По отбыванію воинской повинности училище причисляется къ учебнымъ заведеніямъ перваго разряда и поступленіе учениковъ на службу въ войска по вынутому жеребью отсрочивается для окончания курса, въ случаѣ заявленнаго ими желанія, до достиженія 24 лѣтъ отъ роду. При поступленіи на государственную гражданскую службу окончившіе курсъ могутъ быть принимаемы на должности, требуюшія спеціальныхъ познаній, на общемъ съ воспитанниками среднихъ учебныхъ заведеній основаніи и производятся въ первый классный чинъ черезъ годъ. Тѣ изъ окончившихъ курсъ училища, которые представятъ удостовѣреніе о томъ, что они занимались, при хорошемъ поведеніи, сельскохозяйственною деятельностью, могутъ быть удостаиваемы, по представленіямъ Главноуправляющаго Землеустройствомъ и Земледѣліемъ: за 5 лѣтъ такой дѣятельности—званія личнаго почетнаго гражданина, а за 10 лѣтъ—званія потомственнаго почетнаго гражданина, если не имѣютъ по происхождению правъ высшаго состоянія.

Съ особаго разрѣшенія въ училище могутъ быть допускаемы постороннія лица къ испытанію изъ полнаго курса предметовъ теоретическаго и практическаго преподаванія наравнѣ съ учениками и по выдержаніи такового испытанія получаютъ свидѣтельства, дающія имъ права, одинаковыя съ учениками, окончившими полный курсъ училища.

Харьковское среднее сельскохозяйственное училищеУчилищемъ и всѣми находящимися при немъ учрежденіями завѣдываетъ директоръ, въ помощь которому изъ числа преподавателей назначается инспекторъ, заступающій мѣсто въ случаѣ болѣзни или отсутствія директора. Директоръ, преподаватели и угіравляющій хозяйствомъ (фермою) назначаются только изъ лицъ окончившихъ курсъ въ одномъ изъ высшихъ, преимущественно сельскохозяйственныхъ учебныхъ заведеній. Остальные служащіе: воспитатели, лаборанты, преподаватели новыхъ языковъ, счетоводства и землемѣрія, могутъ быть назначаемы изъ числа лицъ со среднимъ и спеціальнымъ образованіемъ. Въ Харьковскомъ училищѣ полагается 11 преподавателей, но для усиленія учебной части могутъ быть назначаемы сверхштатные преподаватели и ихъ помощники.

Всѣ служащіе въ училищѣ пользуются казенными квартирами и правами государственной службы по учебной части вѣдомства Министерства Народнаго Просвѣщенія.

Для обсужденія вопросовъ, относящихся къ учебно-воспитательной части, образуется Педагогическій Совѣтъ, состоящій, подъ предсѣдательствомъ директора, изъ всѣхъ преподавателей, законоучителя, управляющаго хозяйствомъ и врача.

Для завѣдыванія дѣлами по хозяйственной части при училищѣ находится Хозяйственный Комитетъ, состоящiй, подъ предсѣдательствомъ директора, изъ инспектора, какъ непремѣннаго члена, и одного изъ числа преподавателей.

Харьковское сельскохозяйственное училище содержится исключительно на счетъ казны и находится вмѣстѣ съ фермою на казенномъ же земельномъ участкѣ.”

Более детальное описание училища Вы сможете найти в статье опубликованной в Ежегоднике 1912 Главного Управления Землеустройства и Земледелия.

Вакация - устар. свободное от учения или службы время

Источник: 1912 Ежегодник  Главного Управления Землеустройства и Земледелия. Санкт-Петербург 1913.


Метки:  

Семинарист из Славянска

Суббота, 16 Декабря 2017 г. 14:53 + в цитатник

Определение принадлежность того или иноУчащийся Духовной семинарии в Славянске (Харьковская семинария ?)го учащегося  к учебному заведению. Дело не простое но и очень увлекательное. Сложности в определении возникают по многим причинам. Это связано не только с отсутствием  документов и воспоминаний, но и как не странно с модой. Молодежь во все века стремилась не отставать от моды и вследствие этого форменная одежда учебных заведений претерпевала значительные модификации вследствие стремления их владельцев не отставать от модных поветрий тех лет.

На фотографии мы видим модного молодого человека с сигареткой в руке в форме учащегося духовной семинарии. Фотография сделана в городе Славянске(Изюмский уезд Харьковской губернии). Фотография сделана фотографом Барышниковым А..  Ближайшая Духовная Семинария была расположена в Харькове. Возможно, что молодой человек учился в ней.

Отличить учащегося семинарии в подобной форме от студента университета довольно трудно. Их различают только пуговицы. У студентов университета они с “орлами” у учащихся семинарии на пуговицах обычно присутствовали буквы определяющие их учебное заведение.  Например “Я.Д.С.” – Ярославская Духовная Семинария.

Информации о форме семинаристов очень мало. На уровне правительства она не нормировалась.

“§ 162. Одежду носят ученики однообразную и приличную, соответственно временам года. Правило это распространяется и на всех приходящих учеников.” -  Уставы Православных Духовных семинарий и училищ, Высочайше утвержденные 22 августа 1884 года.

Решение принимались на местах.  Ниже описание  Распоряжения от Управления Ярославской Духовной семинарии. Оно было опубликовано в Ярославских Епархиальных Ведомостях № 28 от 13-го Июля 1903 года (по старому стилю).

"Признавая введение однообразной формы воспитанников Ярославской семинарии: 1) согласным требованию параграфа 162 уст. дух. семинарий; 2) весьма полезным в педагогическом отношении; 3) важным в отношении облегчения инспекторского надзора; 4) удобным в смысле приобретения воспитанниками семинарии разнообразных льгот, с форменною одеждою связанных и 5) в материальном отношении необременительным, Правление Ярославской Духовной Семинарии  полагает возможным ввести форменную одежду с следующего учебного 1903-1904 года для формы и правил: А. 1) тужурка из чёрного сукна, с синими петлицами синим кантом и светлыми пуговицами на воротнике; - брюки из чёрного сукна, но без канта - для воспитанников всех классов; 2)мундир чёрного сукна двубортный, с синим стоячим воротником, с синим кантом и светлыми пуговицами - для воспитанников начиная с 3-го класса до 6-го включительно; 3) фуражка чёрного сукна с синим суконным околышем, с синими кантами и с значком начальных букв Я.Д.С., в лавровых ветвях; 4) пальто чёрного сукна или драпа, с синими петлицами на воротнике, с синим кантом и светлыми пуговицами и с клапаном в талии на двух пуговицах.
.  .  .Б. С введением форменной одежды для воспитанников семинарии вступают в силу следующие обязательные правила: 1) все воспитанники обязываются завести форменную одежду с начала 1903=1904 учебного года так, чтобы тужурки и фуражки имели все воспитанники к 1-му января 1904, а мундиры и плащи к 1-му января 1905 года; 2) каждый воспитанник семинарии во всякое время года, как учебное, так и не учебное обязывается носить костюм только установленной формы; в летнее время в квартирах и общежитиях позволяется носить блюзу чёрного цвета под ремень; ношение цветных рубашек и блюз строго воспрещается; 3) - за упорное нежелание носить форменную одежду воспитанник может быть уволен из семинарии. На сем постановлении Правления семинарии Его Высокопреосвященству благоугодно было положить от 17-го июня сего 1903-го года резолюцию за № 2212 "согласен", о чем Правление семинарии и имеет честь довести до сведения духовенства епархии”.


Учащийся С/X школы в Орловской губернии

Суббота, 02 Декабря 2017 г. 22:36 + в цитатник

Он учился в Орловской низшей сельскохозяйственной школе I разрядаФотография сделана в городе Орел. Фотоателье Лясковского С.Е. (Болховская, Георгиевский пер., д.Мартынова)  
Судя по военному покрою кителя фотография сделана в 1916-1917 годах. В годы Первой Мировой военная форма была очень популярна среди учащихся средних учебных заведений.
Если это молодой человек не приехал погостить в Орел из другого крупного города, то по всей видимости он учился в Орловской низшей сельскохозяйственной школе I разряда. Школа располагалась в имении "Сорочьи кусты" близь станции Змиевка Московско-Курской железной дороги.

Красавчик однако… А еще в форме подобной военной. Сколько уездных барышень он мог погубить…


Гимназистка

Пятница, 01 Декабря 2017 г. 23:50 + в цитатник

"...Маня Дадурова встает и спокойно, не торопясь, начинает укладывать свои книжки. Потом отвешивает реверанс наставнице и спускается вниз. Там, на вешалке в раздевалке, висит ее ветхое, во многих местах заплатанное пальтишко и облезшая от долгого употребления поддельного котика меховая шапка. Старичок сторож, дежурящий бессменно у вешалок, добродушно подшучивает над Гимназистканей:

— Эх, поздненько что-то, барышня! Полюбилась, знать, гимназия, загостились нынче!

Маня проворно одевается, стараясь не смотреть на старика, и, незаметно прошмыгнув мимо величественного гимназического швейцара, стремительно выскакивает на улицу.

Зимний ласковый вечер. Чуть-чуть студит морозцем. Летят легкие, как пух, снежинки. Легко светят фонари. Бегут с веселым звоном трамваи, спешат пешеходы по тротуарам.

Широко раскрытыми глазами Маня смотрит на знакомые картины. Здесь, на улице, затерянная в толпе, она чувствует себя совсем иной. Это не прежняя тупо-равнодушная гимназистка со спокойно-флегматичным видом, нет! Ее глаза сияют удовольствием. На смуглых рябоватых щеках играет румянец, и даже нечто вроде улыбки приоткрывает тонкие губы. Маня так любит бывать среди незнакомой толпы и тихонько любоваться высокими домами, освещенными витринами, бегущими, будто наперегонки, вагонами трамваев. А еще больше любит природу Маня. Этот белый, скрипучий, ласковый снег под ногами, эти золотые звездочки на потемневшем небе, деревья, осыпанные серебряной пудрой инея во встречных скверах. Она идет не спеша, перебирая маленькими ногами, с удовольствием вдыхая свежий морозный воздух. Незаметно доходит до дома и приходит в себя только на пятом этаже, перед убогой дверью, обитой рваной клеенкой, на которой значится: «Иван Афанасьевич Руханов, живописных дел мастер»".

Лидия Чарская

Нелюбимая


Санкт-Петербургская гимназия разрешенная на имя С.А.Столбцова

Воскресенье, 26 Ноября 2017 г. 09:47 + в цитатник

После начала Первой Русской Революции в 1905 году, на волне демократических движений, стали создаваться средние учебные заведения претворяющие новые форму обучения и управления. В них вводили совместное обучение, элементы ученического самоуправления, а также коллективное управление: школьные советы с участием педагогов, родителей и учеников.

Одной из таких школ была Санкт-Петербургская Гимназия С.А. Столбцова (Невский 102).  В 1906 году статским советником Н. В. Балаевым были открыты «Курсы Родительского союза средней школы». Основным костяком школы  была группа учителей,  уволенных из казенных гимназий за участие в  революционном движении или за открыто выраженное к ним  сочувствие. К основателям гимназии присоединились и родители гимназистов старших классов, исключенных из разных  гимназий за участие в революционных кружках того  времени.  

 На созданных курсах обучались по программе старших классов средних учебных заведений. В 1907 году курсы были приобретены у Н. В. Балаева  С. А. Столбцовым и преобразованы в «Частное реальное училище и гимназию Товарищества преподавателей с правами для учащихся».  В 1909 году они были преобразованы в «Частную мужскую гимназию с правами для учащихся». В 1915 году Гимназия перешла к действительному статскому советнику Н. В. Дмитриеву и была реорганизована в мужскую гимназию с правами правительственных гимназий.

Среди организаторов гимназии был СМИРНОВ-КУТАЧЕСКИЙ Алексей Матвеевич (1876-1958). Он с 1904 года преподавал  в частной женской  гимназии Е.Н.Стеблин-Каменской и в Смольном ин-те. За участие в декабрьской  забастовке учителей 1905 года был  уволен. Илья Яковлевич Маршак ученик гимназии С.А.Столюцова

Новая гимназия была популярна среди творческой интеллигенции благодаря своим новшествам.

Больше о самой школе можно прочесть в воспоминаниях Самуила Алянского – “Встречи с Александром Блоком”.

Среди известных учеников можно назвать Илью Яковлевича Маршака (см. фото) младшего брата Самуила Маршака его товарищами по классу были Виталий Бианки и Николай Рабинович (Адуев). Знаменитый художник Юрий Анненков в 1906 г. был исключен из 12-й казенной  гимназии за политические карикатуры, печатавшиеся в нелегальном ученическом журнале. Получив свидетельство об окончании 5-го класса, поступил в частную гимназию С.А.Столбцова. Вместе с Анненковым учился будущий родоначальник издательства  “Алконост” Самуил Миронович Алянский.

Представленный ученический билет подписан директором гимназии Одинец Дмитрием Михайловичем.  Это российский учёный, историк, общественный и политический деятель русского зарубежья и человек очень интересной судьбы. Член ЦК Трудовой группы (1906—1917), министр великорусских дел в правительстве УНР (1917—1918), председатель киевского комитета «Союза возрождения России» (1918—1919), профессор русской истории и истории русского права в Сорбонне (1922—1948), председатель «Союза советских граждан во Франции» (1947—1948), профессор Казанского университета (1948—1950).

 

Саму школу и отношение к ней правительственных органов характеризует одна занятная история. Осенью 1910 года скончался председатель I Государственной думы С. А. Муромцев.  Он , после роспуска I Думы,  подписал вместе со своими единомышленниками знаменитое Выборгское воззвание, что стало для либерально настроенной интеллигенции своеобразным символом гражданского сопротивления властям.  И сразу после похорон С. А. Муромцева, превратившихся в многотысячную демонстрацию, в Министерство народного просвещения поступил донос на гимназию. Основным поводом была телеграмма отправленная учениками старших классов и преподавателями вдове усопшего. Телеграмма была совершенно нейтрального содержания - «Разделяя со всей Россией глубокую скорбь тяжелой утраты, верим, что великое дело, которому служил Сергей Андреевич, не погибнет». И хотя телеграмма была частного характера и не публиковалась в газетах, министерство организовало ревизию для тщательного расследования.  И гимназии припомнили все Ученический билет Санкт-Петербургской гимназии С.А.Столбцоваи общие собрания учеников, на которых обсуждались вопросы работы школы, неразрешенный физико-математический кружок, субботние собрания с чтениями русской литературы, участие учеников и их родителей в управлении гимназии и пр. Ревизоры писали отчеты об этих “нарушениях”, руководство гимназии постоянно получало “выволочки”. Гимназии повезло, что это происходило в 1906 году. В это время правительство еще побаивалось применять “драконовские”  меры и школа не была закрыта. Более подробно об этих инцидентах можно прочесть в статье Татьяны Пашковой опубликованной в газете Санкт-Петербургские ведомости в 2014 году.

 


 

 

 

 

 

P.S. Примечательно, что на штампе указано “Гимназия и реальное училище С.А.Столбцова” но ни где мне больше информации об обучении по программе реального училища мне не встречалось.  Видимо все ученики готовились к поступлению в университет.

 

Литература

  1. 1.       Алянский С.М. Встречи с Александром Блоком. Для старшего возраста. Оформление Ю. Киселева. (Москва: Издательство «Детская литература», 1972)

    2.       А. М. Смирнов-Кутаческий: личность и научное наследие: Материалы и исследования /Редактор-составитель М. В. Строганов./ Тверь: , 2008.

    3.       Смирнов-Кутаческий А. Иванушка Дурачек. (Русския народныя сказки). Рисунки художников Н.Николаевскаго, В.Каррика, С.Дудина, Г.Ворононова. Спб., типография М.А.Александрова, 1912. 80 с., с илл.

    4.       Санкт-Петербургские Ведомости. Выпуск  № 126  от  11.07.2014. Крамольная телеграмма. После первой русской революции Министерство народного просвещения ужесточило контроль над школами. Татьяна ПАШКОВА

 


Студенты Константиновского Межевого Института на практике

Понедельник, 25 Сентября 2017 г. 22:34 + в цитатник

Константиновский Межевой институт

На фотографии мы видим студентов Константиновского Межевого Института во главе с чиновником межевого ведомства министерства юстиции. По всей видимости, молодые люди находятся в летнем лагере “для практического обучения межеванию, съемкам, нивелированию и астрономическим определениям”.

Константиновский межевой институт, высшее учебное заведение в Москве ведет свою историю от созданной в 1779 году по указу Императрицы Екатерины IIКонстантиновской землемерной Школы. А свое название школа получила в честь родившегося в тот год внука императрицы цесаревича Константина. В 1819 году учебное заведение переименовывается в Константиновское землемерное училище, а вКонстантиновский межевой институт 1835 преобразуется в Константиновский межевой институт. Не миновала институт и военная доля. В 1849 году институт был преобразован в военный Корпус межевых инженеров. В 1867 году институт вернулся на гражданскую стезю. В 1916 году получил название Императорского Константиновского межевого института. Почему на многих фотографиях до 1916 года на наплечных знаках мы видим императорскую корону – загадка.

Окончившие полный курс наук получали звание межевого инженера (с чином Х кл.) или старшего землемерного помощника (с чином XII кл.). Казеннокоштные воспитанники института были обязаны прослужить по межевому ведомству пять лет.

На наплечных знаках четко просматривается “КМИ” и как ни странно императорская корона. На фуражках и лацканах – буссоль. Пуговицы общегражданские, без изображения межевого столба.


Студенты Рижского Политехнического Института после выпускного бала

Пятница, 22 Сентября 2017 г. 22:18 + в цитатник

Студенты Рижского Политехнического Института

На фотографии, которую выпускник Рижского Политехнического института послал своим родителям, мы видим веселую компанию студентов. Судя по пояснительному тексту на обороте, фотография была сделана после выпускного бала 3-го февраля 1912 года.

Хочу обратить Ваше внимание на петлицы из золотого галуна (их иногда называли “белевыми” по очертаниям схожие с продольным Наплечный знак студента Рижского Политехнического Институтасечением катушки для ниток) с пуговицами на  обшлага(прямые) рукава (отворот на конце рукава, а также вообще нижняя часть рукава) мундира студента. Это часть парадного мундира студента. Он был однобортным и застегивался на девять позолоченных пуговиц. В те годы это была большая редкость, так как большинство студентов предпочитало носить демократичные тужурки или кители. Воротника не видно но он должен был быть стоячим с откошенными концами с двумя петлицами из золотого галуна.

Студенты четко идентифицируются по наплечным знакам с буквами “РПИ”.


Метки:  

Барнаул: Любительская театральная труппа

Вторник, 19 Сентября 2017 г. 23:15 + в цитатник

Барнаул Любительская театральная труппа

В начале прошлого века Барнаул славился своими театрами. Труппы были профессиональные и любительские.

На фотографии мы видим любительскую труппу города Барнаула.  Судя по афише, постановка была показана в здании Общественного собрания (или на его летней сцене).

Это могла быть:

1.       Любительская труппа С.И.Новоселова

2.       Любительская труппа Общества попечения о начальном образовании (Школьное общество).

3.       “Кружок любителей драматического искусства”, организованный межевым инженером Александром Лесневским в 1897 г.

4.       Любительская труппа театра Общественного собрания.

Вероятнее всего это труппа Общества попечения о начальном образовании. За это говорит большое количество учащихся на фотографии, то что фотография сделана в фотоателье Сергея Ивановича Борисова активного участника труппы и, по всей видимости, в центре фотографии мы видим чиновника министерства образования.

 

Постановка включала:

Шутка в одном действии Д.А. Мансфельда – “Не зная броду – не суйся в воду”

Водевиль в 3-х действиях Мясницкого – “Сыщик”

 

Источники:

1.       Адриан Топоров, Я-из Стойла, Автобиографические записки.

2.       Саета Витаутас Антонович, Барнаул. Прошлое и настоящее. Том II

3.       7 октября 1884 г. в Барнауле создано Общество попечения о начальном образовании

4.       Борисов Сергей Иванович


Метки:  

Сестра и Брат - Первая Рязанская Гимназия

Понедельник, 18 Сентября 2017 г. 23:03 + в цитатник

Первая Рязанская ГимназияНа фотографии мы видим брата и сестру. Фотография сделана фотографом В.Срывкиным. Училась ли где либо сестра сказать мы не сможем, а вот ее брат обучался в одном из старейших учебных заведений города, в Первой Рязанской Гимназии. И хотя фотография была сделана в 1903, когда вторая Рязанская гимназия была уже открыта(вторая “Губернская” Мужская гимназия была открыта в 1903 году), на фуражечном знаке мы видим – “РГ”.  Фуражечные знаки еще не успели поменять.

Первая Рязанская Гимназия была открыта в 1804 году путем преобразования главного народного училища созданного в 1796 по указу Императрицы Екатерины II. Работала  по Уставу учебных заведений подведомых Университетам. Гимназия в те годы бы была подведомственная Московскому университету. Для университета она была не просто подготовительным отделением а “ своим местным, областным  ученым  органом,  пользуясь  которым  он  узнавал  о  всех  выдающихся,  любопытных в научном отношении явлениях местной жизни”. Начиная с 1842 года, гимназия получила право выпускать учеников поступавших в Московский университет без вступительных экзаменов.

Рязанская гимназия по праву гордится своими выпускниками. Многие из них оставили очень интересные воспоминания об учебном процессе в ее стенах. Приведу небольшой отрывок из воспоминаний об учебе в гимназии поэта Якова Петровича Полонского. Полностью с ними можно познакомится в повести “Школьные годы”:

 “Утром классы начинались с 9 часов и кончались в полдень. После обеда с 2 часов и до 5-ти. Далеко по городу разносился призывный звонок со двора гимназии; был еще и другой звонок в виде колокольчика из-под дуги, в который звонил сторож, прохаживаясь между классами в начале и конце каждого урока (то же, что и теперь). В старой гимназии перед учителем стоял столик на небольшом возвышении; в новой гимназии -- кафедра. В каждом классе был надзиратель (из учеников). Он сидел первым на первой скамье; на следующих скамьях до самой задней стены сидели тоже первыми с правой стороны помощники надзирателя. Все они были выбираемы или самим директором, или инспектором, и выбор этот вовсе не зависел от баллов или от успехов. Так, у того стола, где я очутился, помощником был Кильхен (очень красивый мальчик) только потому, что директор знал семью его и, так сказать, был уверен в его благовоспитанности.

   Как надзиратель, так и его помощники обязаны были наблюдать за своими товарищами в то время, когда ожидался учитель. Нарушающих тишину и порядок они должны были записывать, и эти рапортички подавать или вошедшему учителю, или инспектору. Иногда на эти рапортички не обращалось никакого внимания, иногда инспектор вызывал виноватых, читал им нотацию и ставил в угол.

   Каждые полгода совершалась пересадка по счету баллов; но эта пересадка не касалась ни надзирателя, ни его помощников, хотя бы они по баллам своим и были понижены, они оставались на тех же местах.

   Во время класса тот, кому нужно было выйти, поднимал руку и, получивши дозволение, бежал на задний двор. Иногда в трескучий двадцатипятиградусный мороз бегали мы туда без шинелей и возвращались как ни в чем не бывало. Ретирадные места не отличались своею опрятностью, и все дощатые стены их были покрыты разными надписями -- мелом, углем и чем попало -- самого скабрезного свойства. Никто никогда туда не заходил; только раз гимназическое начальство пришло в великий конфуз, когда кто-то из прибывших ревизоров пожелал освидетельствовать и это, всеми заброшенное, из барочных досок сколоченное помещение. Нечего и говорить о том, что о теперешних ватерклозетах во всей не только Рязани, но и в Москве никто не имел ни малейшего понятия.

   Надзиратель самого старшего, седьмого, класса назывался уже старшиной и был, так сказать, надзирателем над учениками всей гимназии. Помню, как в рекреацию проходил он по всем классам, а иногда и не один, а со своими ассистентами, которые шли за ним, как адъютанты за генералом. Как нельзя лучше я помню повелительное лицо, поступь и осанку одного старшины К., перед которым мы расступались, прекращали драку и усаживались на места... Боже мой! какое это было лицо!.. Это был полководец, чем-то вроде Наполеона. Я тогда так и воображал себе, что он будет великим человеком. Но К. обманул мои надежды: он, как кажется, всю жизнь свою провел в московском клубе и всю душу свою отдал картам. Так ли ему повиновались тузы, короли и валеты, как мы -- для меня покрыто мраком неизвестности.”


Александринское женское коммерческое училище Санкт-Петербургского купеческого общества (?)

Среда, 13 Сентября 2017 г. 00:06 + в цитатник

Александринское женское коммерческое училище  Санкт-Петербургского купеческого обществаС некоторой долей уверенности можно утверждать, что эта замечательная девушка  закончила Александринское женское коммерческое училище  Санкт-Петербургского купеческого общества.

Это училище ведет свою историю от Николаевского дома призрения престарелых и увечных граждан Санкт-Петербургского купеческого общества при котором в специально построенном флигеле в 1844 году открылась Александринская школа для сирот женского пола и дочерей  бедных родителей купеческого, мещанского и ремесленного сословий при Доме призрения престарелых и увечных граждан.  Свое название она получила в честь Императрицы Александры Федоровны.  Позже флигель соединили переходов с главным зданием.  Училище располагалось по адресу  ул. Тамбовская 82 (ул. Расстанная  20, к.1).

В те времена это было довольно прогрессивное учебное заведение. В один период обучение в нем проходило по английской системе преподавания получившей названия Белл-Ланкастерской. Это была система взаимного обучения суть, которого была в том что “Сперва учитель занимался со старшими учащимися, которые, получив определённые знания, начинали обучать им, под руководством учителя, более младших учащихся”.

В 1900 году Школа была переименована в «Александринскую торговую школу Санкт-Петербургского купеческого общества».

В период с 1905 по 1908 год прошла реконструкция здания под управлением  архитектора Василия Антоновича Косякова (1862-1921).

В 1912 году было переименовано  в Александринское женское коммерческое училище Санкт-Петербургского купеческого общества. Находилось в ведомстве Министерства торговли и промышленности.

В настоящий момент в этом здании располагается средняя общеобразовательная школа №359.



Поиск сообщений в Vladimir_SPB
Страницы: [8] 7 6 5 4 3 2 1 Календарь
Подписка RSS Реклама на сайте Реклама в газете Издательство Редакция Наш адрес

Rambler's Top100