ќ чем думаете?
113 0

 -–убрики

 -

–адио в блоге
[Ётот ролик находитс€ на заблокированном домене]

ƒобавить плеер в свой журнал
© Ќакукрыскин

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “ать€на_“ухтина

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.03.2010
«аписей: 19828
 омментариев: 2873
Ќаписано: 26350


”спенский собор ћосковского кремл€

—реда, 12 »юн€ 2013 г. 15:48 + в цитатник
÷итата сообщени€ красавицаумница ”спенский собор ћосковского кремл€. јрхитектура,»стори€,иконы и росписи

 Nacalo


ѕередо мной стоит нелегка€ задача - рассказать вам о том впечатлении, которое произвел на мен€ ”спенский собор в  ремле. ћожно и промолчать, тем более, что ничего нового, кроме собственных фотографий,  добавить не смогу, Ќо уж очень велико желание вновь пережить те часы, которые € провела, знаком€сь с этим храмом. “ем более, что увиденное дополнилось новыми и увлекательными прочитанными сведени€ми.
” мен€ есть интереснейша€ книга "—казани€ о русской земле", изданна€ в 1913 году. ѕериодически  беру еЄ в руки, рассматриваю старинные картинки, восхищаюсь еЄ оформлением, но никак не удаетс€  прочитать  от начала до конца. √отов€ этот пост, вспомнила о ней - и, конечно же открыла на нужной странице, где на картинках было показано  начало строительства ”спенского собора в ћоскве.

2

Ѕез истории - никак!!!
» призвал к себе  митрополит ѕЄтр »вана ƒаниловича  алиту, который в то врем€ "сел в ћоскве на кн€жение" и произнЄс пророческие слова: "≈сли мен€, сын, послушаешьс€, храм ѕречистой Ѕогородицы построишь, и мен€ упокоишь в своем городе, то и сам прославишьс€ больше других кн€зей, и сыновь€ и внуки твои и город этот славен будет, св€тители станут в нем жить, и подчинит он себе все остальные города".ѕослушалс€  алита прозорливого митрополита и, как видим, полностью сбылось его пророчество.
Ќа самой высокой точке  ремлевского холма  4 августа 1328 года было торжественно осв€щено строительство ”спенского собора. Ѕыл он белокаменный, но частые пожары быстро привели белый камень в негодность. ѕотому весной 1472 года начали строить новый собор. ѕравил в это врем€ великий кн€зь »ван “ретий. ƒва года длилось строительство , но, когда строители дошли до возведени€ сводов, собор обрушилс€. “о ли землетресение, то ли плоха€ известь, то ли не очень грамотные мастера были этому причиной. Ќо видно очень уж осерчал великий кн€зь на мастеров, - потому что решил пригласить архитектора из »талии. ѕочему же именно италь€нца?
Ќезадолго до того, как обрушилс€ стро€щийс€ собор, »ван “ретий венчалс€ с —офьей ѕалеолог, плем€нницей  онстантина, - последнего ¬изантийского »мператора.  ѕроизошло это в 1472 году. ј в те времена браки совершались не на небесах. –имский папа ѕавел ¬торой возмечтал, что «о€ ѕалеолог (впоследствии ставша€ —офией) уговорит своего молодого супруга прин€ть католичество, и тогда восстановитс€ положение римо-католической церкви, пошатнувшеес€ после падени€ ¬изантийской империи (1453 год). Ќо этого не случилось, а —офь€ ѕалеолог сыграла довольно-таки немаловажную роль в истории ћосковского государства. ѕосмотрите на скульптурный  портрет этой красивой и умной женщины.  ќн очень достоверен, так как создан по хорошо сохранившемус€ черепу —офьи при еЄ перезахоронении.
»менно по насто€нию —офьи, котора€ до замужества жила в »талии, дл€ восстановлени€ и последующего строительства ”спенского собора был приглашен италь€нский архитектор јристотель ‘иораванти.
Ѕыло поставлено условие, чтобы  собор строилс€ по образцу и подобию  ”спенского собора во ¬ладимире, который вы можете посмотреть на следующей картинке.

3a

—троительство собора шло довольно-таки быстро. ’очетс€ сказать несколько слов про јристотел€ ‘иораванти.   сожалению, есть только предполагаемый портрет этого интереснейшего молодого человека, - скорее строительного инженера, чем архитектора.  ќн выпр€мл€л колокольни. ѕод его руководством передвигали башни. —троил каналы  судоходные и ирригационные, ¬ его послужном списке есть и строительство мостов. ¬ ћоскву  јристотель ‘иораванти приезжает в 1475 году, знакомитс€ с ¬ладимирским собором и сразу же приступает к окончательной разборке рухнувшего недостроенного собора в ћоскве - "еже три года делали, во едину неделю и меньше развалили" - писал летописец. ѕо распор€жению ‘иораванти была сооружена нова€ печь дл€ обжига кирпича. ј раствор по его технологии готовили такой. что после того, как он "засохнет, то ножем не можно розколупати". Ќевиданным было применение при постройке "колеса" (блоки), - "вверх камение не ношение, но ужищем цепл€ше и възвлекаше..."
¬ августе 1479 года ”спенский собор был торжественно осв€щен.

4

¬верху - п€ть мощных глав, которые символизируют ’риста в окружении четырех апостолов-евангелистов. ќчень интересна шлемовидна€ форма куполов. ќна очень похожа на воинский шлем. Ќе будем забывать, что ƒревн€€ –усь очень долго находилась под монголо-татарским игом. » похоже, что эти купола-шлемы были соружены неспроста. ≈ще обратим внимание на крест. ¬осьмиконечные кресты впервые были воздвигнуты именно на ”спенском соборе.

5

—мотрим росписи восточного фасада. ¬ центре - Ќовозаветна€ —в€та€ “роица - ќтец, —ын и —в€той ƒух в виде голуб€ над ними.

6

—права - интереснейша€ роспись. я не смогла сама расшифровать еЄ. ѕришлось обратитьс€ к литературе. ѕо одной из версий современного исследовател€ кремлевских храмов - это образ —в€той —офии - ѕремудрости Ѕожией: "огонь просвещает душу и испепел€ет страсти, огненные крыль€ вознос€т от врага рода человеческого, царский венец и скипетр означают сан, свиток - Ѕожественные тайны". —права - Ѕогоматерь, слева »оанн ѕредтеча. ќни тоже с крыль€ми, т.е. они непорочны и подобны ангелам.

7

» еще одна роспись. «десь вроде бы все пон€тно. Ѕогоматерь с ћладенцем в окружении —в€тых. ќчень понравилось, как по низу изображена занавесь с орнаментом. »нтересна€ деталь. ќна находитс€ под всеми трем€ роспис€ми и, как по мне, придает этим грандиозным изображени€м элемент не только сокрытой тайны, но еще и земного уюта.

8

ѕереходим к √лавному фасаду. ќн обращен к —оборной площади.

9a

ѕосмотрите на эти ворота неописуемой красоты. »х еще называли " расные ворота", так как здесь был царский вход в ”спенский собор. » именно на этом крыльце царственных особ обсыпали золотыми монетами , как пожелани€ дальнейшего благоденстви€ и процветаии€. Ќад воротами - изображени€ ћосковских и Ќовгородских св€тителей - покровителей ћосквы и ”спенского собора.

10

Ќад воротами - огромный ¬ладимирский образ Ѕожией ћатери. »менно здесь с 1479 года до ¬ќ—–  посто€нно находилась одна из великих св€тынь –оссии, сама€ ранн€€ из известных сохранившихс€ чудотворных икон.
Ёто первое монументальное изображение ¬ладимирской иконы, которое было написано предположительно в 1547 году, когда во врем€ великого московского пожара уцелел только ”спенский собор.

11

»сследование иконы дает возможность предположить, что это выдающеес€ произведение византийского искуства написано константинопольским мастером где-то до первой трети 12 века. ѕервоначально икона бвла главной св€тыней ”спенского собора во ¬ладимире. «“ого же лета иде јндреи от отца своего —уждалю, и принесе ида икону св€тую Ѕогородицю, юже принесоша в едином корабли с ѕирогощею из ÷ар€града... и украсив ю постави и в церкви своеи ¬олодимери» ( летопись 1156 г.) ¬ 1410 году икона пострадала от нашестви€ татар. которые «высекоша двери церковны€ и вшедше в ню, икону чудную св€ты€ Ѕогородица одраша, тако же и прочи€ иконы, и всю церковь разграбиша» (—офийский временник. „. 1. —. 445), после этого она была перенесена в ћоскву. ѕеред этой иконой молились цари, к ней обращались за поддержкой перед решающими битвами, к ней прикладывались и венчались на царство русские самодержцы.
"Ќе на троне - на ≈е руке,
Ћевой ручкой обнима€ шею, -
¬зор во взор, щекой припав к щеке,
Ќеотступно требует... Ќемею -
Ќет ни сил, ни слов на €зыке...
—обранный в зверином напр€женьи
Ћьвенок-—финкс к плечу ее прирос,
  Ќей прильнул и замер без движень€
¬есь - порыв и вол€, и вопрос.
ј ќна в тревоге и в печали
„ерез зыбь гр€дущего гл€дит
¬ мировые рдеющие дали,
√де престол пожарами повит.
» такое скорбное волненье
¬ чистых девичьих чертах, что Ћик
¬ пламени молитвы каждый миг
 ак живой мен€ет выраженье
."
                                                          ћ.¬олошин "¬ладимирска€ Ѕогоматерь"

12

¬орота —еверного фасада также очень впечатл€ют. «десь был вход дл€ духовенства, так как напротив находитс€ резиденци€ митрополитов.

12a

12b

«аходим в —обор. Ќе будучи готовой увидеть то, что  увидела, - € была просто ошеломлена.
"Ѕысть же та церковь чудна велми величеством и высотою, светлостью и зъвоностью и пространством".

23b

Ќемного прид€ в себ€, села на освободившуюс€ скамью в центре храма и начала лихорадочно щелкать фотоаппаратом направо, налево , вверх, вниз - пока ко мне не подбежала очень мила€ женщина и стала возмущатьс€ моим таким откровенным непослушанием. ”стыдилась, раскрыла приобретенный путеводитель по  ремлевским соборам и попыталась внимательно изучить всЄ то, что мен€ окружало. Ќарода было так много и сто€л такой гул, что это очень мешало сосредоточитьс€. ќсобенно много было школьников, которые галдели как сороки и совсем не слушали своих руководителей, которые старательно рассказывали им про –ай и про јд и про всЄ то, что теперь можно рассказывать.

14

», конечно же, совсем не пахло ладаном. —перва всЄ как-то во мне возмутилось - ведь это ’–јћ! Ќепокрытые головы, брюки, разговоры, смех...Ќо постепенно вс€ эта внешн€€ суета, шум и гам  ушли куда-то, и € осталась один на один с великим произведением духовности и искусства.

24
13a

¬ 1481 году лучшими иконописцами считалс€ ƒионисий и его ученики, им-то и было поручено написать трехъ€русный иконостас дл€ ”спенского собора. ‘ресками собор был расписан позже - в 1513-1515 г.г.  ак гласит летопись, украшали собор "иконник ƒионисий, да поп “имофей, да ярец, да  он€".   сожалению, всЄ то, что мы сейчас видим, исполнено в 17 веке. „то за росписи были первоначально, мы никогда не узнаем. ƒревние фрески, как это ни странно, были не записаны новыми сло€ми краски, что обычно практикуетс€, а сбиты вместе со штукатуркой по приказанию цар€ јлексе€ ћихайловича, первого государ€ из династии –омановых. Ќо летописцы пишут, что  он велел их скопировать "на образцы". Ќад новыми роспис€ми трудились до 150 мастеров, которые прибыли в ћоскву из разных городов. Cчитаетс€, что они пользовались сн€тыми копи€ми и воссоздали первоначальный внутренний облик собора.
≈сли вам интересно, то давайте посмотрим на некоторые иконы и сюжеты.
Ќа заднем плане фотографии - иконостас. —ами понимаете, фотографии делались с риском изгнани€ из храма. ј брать их из —ети не хочетс€. ѕоэтому прошу скидку на качество из-за "вредных условий труда".
¬ ƒревней –уси первые большие иконостаты по€вились в 15 веке. „то же такое иконостас? Ёто несколько р€дов икон, в центре которых находитс€ восседающий на троне ’ристос, к которому обращены мол€щиес€ —в€тые.  роме того, здесь помещаютс€ иконы со сценами из жизни ’риста и Ѕогородицы, церковные праздничные иконы, образы апостолов и пророков. “о есть, это своеобразна€ церковна€ энциклопеди€. ѕоверьте, читать еЄ - чрезвычайно интересно. ќсобенно здесь, в этом древнем храме.
»коностас ”спенского собора, который мы сейчас видим, был создан в 1653 году .

32

—амый главный р€д в иконостасе - это деисусный чин. ќн здесь второй снизу, над царскими вратами. ÷ентральна€ икона - "—пас в силах". ¬ центре - —паситель, а по углам в блест€щих нимбах апокалиптические животные, которые олицетвор€ют "тварный мир" - вселенную с четырьм€ сторонами света. " » посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. » первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу лет€щему".(»з ќткровени€ »оанна Ѕогослова). ≈сли вы интересуетесь искусством и иконами, то не могли не заметить, что евангелисты —в.Ћука всегда изображаетс€ с быком, —в.ћарк - со львом, —в.»оанн - с орлом, а —в.ћатфей - с ангелом.
–€дом со —пасом - »оанн ѕредтеча, јрхангел ћихаил и јпостолы.

27

—амые почетные места в иконостасе - справа и слева от царских врат. —права - очень древн€€ икона, котора€ называетс€ "—пас - «лата€ риза". ≈Є еще называют "—пас императора ћануила" так как по преданию еЄ написал византийский император ћануил. Ёто подлинна€, очень древн€€ икона, датируема€ 11 веком. » хот€ она была полностью переписана в 1700 году, это, конечно, не умал€ет еЄ ценности. ѕредполагают, что эту икону привез в ћоскву »ван √розный  в 1570 году после похода на  азань.
„то же в ней необычного? ≈сли вы внимательны, то должны заметить, что нет обычного благославл€ющего жеста правой руки —пасител€. ќн указывает на ≈вангелие. —огласно преданию, император ћануил изобразил —пасител€ согласно канону - благословл€ющим правой рукой. Ќо однажды он рассердилс€ за что-то на св€щенника и хотел его выгнать. » в эту же ночь ему приснилс€ сам —паситель, который показывал своей рукой вниз, т.е. смири свою гордыню. ѕроснувшись император увидел, что и на иконе произошло то же самое. «атем эта икона попала в Ќовгород и патриарх Ќикон поместил еЄ на самое почетное место, чтобы цари помнили, что духовна€ власть всегда превыше светской.
–€дом с иконой "—пас - «олота€ риза" находитс€ еще одна ценнейша€ храмова€ икона 14-15 в. "”спение", написанна€ ƒионисием.


15aa

  сожалению, мне не удалось хорошо сфотографировать второе почетное место в иконостасе - образ Ѕогоматери. «десь вы можете еЄ увидеть слева от царских врат. »менно на этом месте до ¬ќ—– всегда сто€ла чудотворна€ «Ѕогоматерь ¬ладимирска€» XII века - древнейша€ российска€ св€тын€. ќ ней € вам уже немного рассказывала и показывала. Ётой иконе посв€щено столько статей, что повтор€тьс€ не буду. ќтмечу только, что сейчас она находитс€ в «амоскворечье, в храме Ќикола€ „удотворца в “олмачах - домовом храме “реть€ковской галереи. „то такое домовой храм - не знаю. Ќо при первой же возможности постараюсь побывать там. ѕотому что этот образ - неповторим. » то, что эта икона уцелела в войнах,  пожарах, междоусобицах, при разных власт€х и дележах этой самой власти, наводит на  мысль, что она, действительно - чудотворна€.

34

ƒавайте еще раз  посмотрим на мой любимый образ. «Ѕогоматерь ¬ладимирска€» XII века  - слева. Ёто ей посв€щена поэма ћаксимилиана ¬олошина. "...Ќемею -
Ќет ни сил, ни слов на €зыке"...

 ак нежны руки, обнимающие младенца, какой тревожно-скорбный и вместе с тем, какой  милосердный и всЄ понимающий про нас, взгл€д. ј как ћладенец прильнул к Ќей, как обхватил ручонками ≈Є шею. » еще обратите внимание - только на этой иконе мы можем увидеть левую п€точку ћладенца.
—права - список (копи€), т.е. «в меру и подобие» св€тыни, созданный в 1514 году дл€ ”спенского собора ћосковского  ремл€, который сейчас находитс€ на иконостате. — чудотворных икон всегда писали копии, которые также почитались не менее св€тыни. ќни  находились в храме, но именно их использовали при крестных ходах, во времена праздников, или же дл€ каких-то других церковных треб, чтобы сберечь подлинник. http://www.pravoslavie.ru/put/30910.htm
¬ ”спенском соборе еще много древних и очень почитаемых икон. Ќо мне, к сожалению, не удалось их сфотографировать.

centr

ѕосмотрим на росписи собора. Ѕольшую часть стен занимают росписи, посв€щенные земной жизни ѕресв€той Ѕогородицы - собор ведь именуетс€ ”спением ѕресв€той Ѕогородицы.
ѕеред нами, как € понимаю, традиционна€ византийско-древнерусска€ живопись. ћы видим, что всЄ изображено в одной плоскости, не прописаны детали, особенно это касаетс€ лиц. Ћица спокойны, потому что это лики св€тых - они уже там, где нет никакой земной суеты. ћожет потому, в этом храме так спокойно?
»конописцы, изобража€ какой-либо сюжет должны были строго следовать определенным канонам. Ќо каждый из них старалс€ передать все нюансы определенного событи€, цветом. ѕосмотрите на эту цветовую гамму. —колько в ней оттенков! Ќо мы всегда спешим. Ќам всегда не хватает времени, чтобы спокойно сесть, подн€ть голову в тот, в другой мир и пон€ть, что хотел сказать нам неизвестный мастер, живший много-много веков назад.

18a

Ќа колоннах-столбах, которые придают храму удивительно неповторимый вид, изображены 135 св€тых и мучеников.

35

¬ нижних €русоах стен изображены ¬селенские соборы, съезды высших церковных иерархов, проходившие в 4-7 в.в., а также размещены огромные иконы с жити€ми св€тых. » ведь, действительно, насто€ща€ энциклопеди€ древнерусской жизни. Ќо как мало мы о ней знаем.

29

Ќа западной стене по канону изображен —трашный суд. »зображение очень интересное. —лева вверху перед —пасителем коленопреклоненные јдам и ≈ва, изображенные в одеждах и с нимбами, т.е. они прощены. ј ниже их - мерзкий змий, —овсем внизу - бесы, грешники и огненный јд.  „то изображают животные - не соображу никак.

21a

¬ 17 веке в ћоскву из √рузии привезли две св€тыни: частица одежды »исуса ’риста и один из гвоздей, которым ќн был прибит к кресту. ѕо преданию, этот гвоздь хранит то место, где он находитс€. Ёти св€тыни поместили в медный ажурный шатер, который символизирует √олгофу. Ётот шатер был выполнен в 1624 году "старостой котельного цеха" по заказу цар€ ћихаила ‘едоровича. —ейчас там находитс€ гробница —в€того патриарха √ермогена, который погиб от голода в плену .
≈сли вы помните, € уже сообщала о том, что первым в ”спенском соборе был погребен св€той митрополит ѕетр, который и считаетс€ его основателем. ѕосле этого здесь стали традиционно хоронить русских архипастырей, здесь же они и принимали рукоположение. ј у гроба митрополита ѕетра удельные кн€зь€ и бо€ре прис€гали на верность государю.

33

’очу показать вам ÷арское церковное место, которое в старину называли - ћономахов трон.  ¬ 2001 году исполнилось 450 лет со времени его создани€. “олько представьте себе - 450 лет этому дерев€нному резному молельному месту! ¬се русские цари и императоры перебывали в нЄм. ѕотому это не только произведение искусства, а и ценнейша€ историческа€ реликви€. —оздали его новгородские  мастера по приказу »вана √розного и увенчали его двуглавым византийским орлом, "что должно было свидетельствовать о преемственности московской власти от ѕервого и ¬торого  –има". »  который затем стал российским гербом. “рон стоит на четырех опорах в виде страшных зверей, что символизирует государственную власть и силу. "я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, –оссийские √осудари, на нЄм сто€ли» (ѕетр ѕервый)<
≈катерина ¬тора€, как —амодержица ¬сероссийска€, сама возложила на себ€ венец, наход€сь  в ћономаховом троне, о чем и свидетельствует эта замечательна€ гравюра, вз€та€ из ¬икипедии.  стати, здесь же, в ”спенском соборе ≈катерина ¬тора€ прин€ла православие.


”спенский собор бвл не только местом проведени€ церковных служб, здесь также проводились светские и прочие мирские меропри€ти€. ¬енчание на царство, венчание-бракосочетание, похороны, рукоположение, отречение от престола, прин€тие православи€, коронаци€ императоров и императриц - все эти событи€ происходили в главном храме –оссийского государства. » как хорошо, что некоторые из них были запечатлены на полотнах  художниками. ¬едь  цифровые камеры тогда никто не мог себе даже представить. ƒаже в самых смелых фантази€х народ не шел далее ковров-самолетов и сапог-скороходов. ј так как мои "запретные" фотографии уже вам показаны, в следующей части будут художественные репродукции,  обнаруженные в »нтернете.
ѕервым в ”спенском соборе в 1498 году венчалс€ на великое кн€жение внук »вана “ретьего - ƒмитрий. Ќеобходимо отметить, что коронаци€ проходила по византийскому обр€ду. (≈ще один след ¬изантии). — 1547 года »ван „етвертый уже короновалс€ царским венцом. » даже Ћжедмитрий в 1605 году венчалс€ на царство, а год спуст€ "брал шлюб" с ћариной ћнишек. Ћетописцы оставили запись о том, что из-за очень маленького роста царственной пол€чке сделали скамеечку, чтобы она смогла прикладыватьс€ к иконам.
"ћиропомазание государ€ императора јлександра II во врем€ его короновани€ в ”спенском соборе ћосковского  ремл€ 26 августа 1856 года"

000032a

ћихай «ичи,  будучи придворным художником у јлексанра II , запечатлел всевозможные торжественые моменты в жизни государ€ и его царственной семьи. «десь изображен момент коронации ћарии јлександровны.

јлександр II

ѕоздравлени€, приносимые его величеству императору јлександру II членами императорской фамилии после совершени€ короновани€ 26 августа 1856 года".  ¬сЄ тот же художник ћихай «ичи.

л2

ѕоследн€€ коронаци€ в ”спенском соборе свершилась 14 ма€ 1896 года.  ороновалс€ последний российский император Ќиколай II . ѕричем пожелал короноватьс€ на престоле ћихаила ‘едоровича - основателе династии –омановых. » хот€ на нижеследующей картине государи изображены в коронационных манти€х, прочитала, что Ќиколай II был в форме лейб-гвардии ѕреображенского полка, а јлександра ‘едоровна в парчовом платье, расшитом монахин€ми московского »оанновского монастыр€. ƒл€ императрицы был поставлен трон, принадлежавший »вану “ретьему, который привезла в подарок мужу —офь€ ѕалеолог.

Nicolai

 оронаци€ - это прекрасно. Ќо переживал ”спенский собор и т€желые времена. ¬ июле 1812 года император јлександр ѕервый посетил ”спенский собор. чтобы приложитьс€ к мощам св€тителей и дать обет победить Ќаполеона.

fire

¬се мы хорошо знаем, как ћосква встретила французов.   счастью,  ремль уцелел от пожаров. ћногие ценности из храмов были вывезены до вступлени€ армии Ќаполеона в ћоскву. Ќо очень многое и осталось. ќсобенно массивные ценности. «наменитое серебр€нное паникадило (люстра дл€ свечей), выполненное мастерами в 1660 году и весившее свыше 60 пудов, раки св€тителей, покрытые серебр€нными досками, оклады икон, украшенные драгоценными камн€ми и жемчугом - всЄ это было похищено и вывезено. Ёто же надо было додуматьс€ - устроить посреди собора горн, чтобы в нем переплавл€ть ризы с икон. ƒа еще и оставл€ть на столбах надписи, сколько было переплавлено пудов золота и серебра. ј чтобы не ошибитьс€ , на крюк, где висело серебр€нное паникадило повесили весы и взвешивали на них полученные от плавки слитки золота и серебра. 375 икон было поцарапано и изувечено. ¬ глаза на ликах —в€тых вбивали гвозди. ј собор обогревали кострами, поэтому все росписи покрылись копотью. ÷арские ворота забили гвозд€ми, а тела митрополитов выбросили из рак. Ќу и, конечно же, здесь же сделали конюшню.
 артина ¬асили€ ¬асильевича ¬ерещагина.

¬ерещагин

 ое-что из драгоценностей удалось вернуть. ѕо сей день в центре собора висит  гигантское паникадило "”рожай", отлитое из трофейного серебра, отбитого казаками у французов. ј 23 апрел€ 1814 года в соборе было торжественное богослужение в честь победы над Ќаполеоном.

36

¬ но€бре 1917 года ”спенский собор был поврежден при артобстреле, но богослужени€ в нем еще совершались. ј что было дальше по всей –оссии, красноречиво говорит картина »льи √лазунова.

Glaz

Glaz1

¬ марте 1918 года все кремлевские соборы были закрыты, но ¬.».Ћенин милостиво разрешил провести в ”спенском соборе последнюю службу на ѕасху. ј дальше началось очередное изъ€тие ценностей. ÷еннейшими реликви€ми платили контрибуцию за Ѕрестский мир, а стоимость определ€лась по весу бесценных произведений церковного искусства. — ¬ладимирской Ѕогоматери были сн€ты все драгоценные украшени€ и переданы в √осхран. Ќо нужно отметить, что в 1924 году эта икона, как и несколько других древних икон были отреставрированы и переданы в “реть€ковскую галерею.
— 20 июн€ 1955 года  ремль был открыт дл€ свободного доступа. ј в ”спенском соборе организовали музей. » как € прочитала «ƒ≈—№ - с 1990-х годов в ”спенском соборе ћосковского  ремл€ регул€рно совершаютс€ богослужени€.
¬сЄ! «акругл€юсь. Ќо с  ремлем не прощаюсь.
¬ следующий раз мы посетим с вами, если у мен€ еще хватит духу, и если пожелаете, - Ѕлаговещеский собор.
ј сейчас еду к своим цветочкам.

»спользованна€ литература:  http://www.russiancity.ru/text/mos01.htm
ѕутеводитель "ћосковский  ремль"
 
јвтор этого прекрасного поста здесь - http://zalgalina.livejournal.com/52471.html
ќгромное спасибо ей -

—ери€ сообщений "музеи мира":
„асть 1 - витражи
„асть 2 - московский кремль
...
„асть 13 - Manufacture des Gobelins Ч царство гобеленов в ѕариже
„асть 14 - Ѕуддийские божества
„асть 15 - ”спенский собор ћосковского кремл€. јрхитектура,»стори€,иконы и росписи

—ери€ сообщений "ћосква":
„асть 1 - ”спенский собор ћосковского кремл€. јрхитектура,»стори€,иконы и росписи
„асть 2 - ћосква. ремль.—ердце –одины.
–убрики:  »нтересности:/»нтересные факты(истори€,города,страны)



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку

ѕодписка RSS –еклама на сайте –еклама в газете »здательство –едакци€ Ќаш адрес

Rambler's Top100