ќ чем думаете?
0 0

 -–убрики

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в nonamenko1

 -ѕосто€нные читатели

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 02.07.2007
«аписей: 7
 омментариев: 0
Ќаписано: 67


√Ћ”ѕ÷џ » я√Oƒ»÷џ

—реда, 10 ќкт€бр€ 2018 г. 17:46 + в цитатник

ѕро нидерландские пословицы.

- ‘ранческо, если ты будешь там столько времени возитьс€, кл€нусь своим скальпелем, € отправлюсь во ‘ранцию один.
—едовласый италь€нец прохрипел эти слова в коридор и закрыл дверь. ќн с грустью огл€дел свою комнату, готов€сь к очередному путешествию. Ћет ему было хорошо за 60, зим столько же. ƒелать лишние движени€ было т€жело, поэтому он пыталс€ одним только взгл€дом найти нужные вещи – недавно приобретЄнные наушники и зар€дку к новенькому iPhone. “ак и не найд€ их, он внезапно выругал себ€ по-тоскански: «grullo». —тарик вспомнил, что никаких наушников он не приобретал, зар€дку не тер€л, да и айфона у него никогда не было. ѕотому что на дворе, вообще-то, 1517 год, старика зовут Ћеонардо да ¬инчи, а во дворе его ждЄт бодрый мул дл€ путешестви€ через јльпы во ‘ранцию. «ѕримерещитс€ же така€ чушь», – подумал синьор Ћеонардо и аккуратно упаковал по-насто€щему важные пожитки – альбом дл€ рисунков и незаконченный шедевр «ѕортрет госпожи Ћизы дель ƒжокондо» или просто ћону Ћизу.
–абота над картиной завершитс€ уже в краю сыров и улиток, куда гени€ пригласил король ‘ранциск I дл€ того, чтобы «грезить, мыслить и творить». √резил, мыслил и творил во ‘ранции Ћеонардо очень мало. ”же в 1519 году тосканский художник, анатом и писатель навеки уснул под взгл€дами своих друзей, учеников и картин. —мотрела на Ћеонардо с картины и ћона Ћиза, хот€ в то врем€ сумасшедшего интереса эта работа еще не вызывала. Ёто после ограблени€ Ћувра в 1911 году мир рехнЄтс€ и приметс€ расшифровывать улыбку ћоны Ћизы, еЄ взгл€д, искать в зрачках тайные послани€ и анализировать степень выщипанности бровей ƒжоконды.
Ќо не только Ћео любил шифровать послани€ в своих работах, этим грешили и другие европейские мастера. Ќапример, ѕитер Ѕрейгель —тарший в своей работе «Ќидерландские пословицы». —егодн€ на пожелтевших от осени страницах я«я вы увидите, как мы запихиваем под лингвистический микроскоп это произведение нидерландского мастера. —квозь линзу изобразительного искусства мы попытаемс€ рассмотреть человеческую глупость, жадность, фразеологизмы и много-много (действительно много!) задниц эпохи —еверного ¬озрождени€. Ќыр€йте с нами, тут много интересного!

ѕортрет Ѕрейгел€ кисти ƒоминика Ћампсони€

–одилс€ ѕитер Ѕрейгель (в то врем€ еще не —тарший) примерно в 1525 году примерно в городе Ѕреда, котора€ тогда находилась в √абсбургских Ќидерландах. –одилс€ в очень интересное и непростое врем€. Ќу, извините, мы знаем, что это клише, но врем€ и правда было интересным и непростым, «ападна€ ≈вропа мен€лась на глазах. »таль€нцы как раз зав€зывали со своим ¬ысоким ¬озрождением (смерть одного из главных его певцов Ћеонардо символична, да). Ћютер зате€л грандиозную бузу со своими тезисами в соседней дл€ Ѕрейгел€ √ермании.  атолическа€ церковь обеспокоенно двигала бров€ми, гл€д€ на растущую попул€рность протестантизма. ѕротестанты бров€ми не двигали, но отвечали подозрением. Ќамечалс€ неслабый коворкинг. ј тут еще в 1555 году  арл V, который правил и протестантскими Ќидерландами, и католической »спанией, отрекаетс€ от Ќидерландов в пользу отпрыска своего – ‘илиппа II. ”читыва€, что ‘илипп большую часть времени проводил в ћадриде, был ревностным католиком и на национальные движени€ смотрел косо, в благопри€тный исход этого европейского междусобо€ верилось слабо...

ј что в это врем€ делал Ѕрейгель, спросите вы? ƒа ничего особенного. ∆ил, училс€, любил, творил, как любой гений в любые времена. Ётот материал не вполне про биографию художника, поэтому подробно останавливатьс€ на ней не будем, но несколько моментов выделить необходимо. ¬о-первых, карьеру Ѕрейгель начал в јнтверпене, в мастерской у видного художника того времени ѕитера  ука ван јльста, что дало хороший толчок будущему творцу. ¬о-вторых, после смерти учител€ в 1550 г. Ѕрейгель перебираетс€ в мастерскую »еронима  ока, и там впервые знакомитс€ с работами »еронима Ѕосха. ќни производ€т сильное впечатление на молодого художника, и впоследствии, конечно, »ероним будет весело подмигивать ценител€м искусства с множества картин Ѕрейгел€. Ќу и, в-третьих, еще одно знаковое событие в жизни Ѕрейгел€ было св€зано с путешествием по ‘ранции, Ўвейцарии и »талии.  олыбель ¬озрождени€ ласково прин€ла художника, вскружила ему голову и вдохновила на новые творени€.


ћатч по водному поло Ќидерланды - »спани€, 1602 г.

≈сли говорить о творчестве Ѕрейгел€, то, безусловно, стоит обратить внимание на его прозвище –  ресть€нский. ¬место «каким-бы-он-должен-был-быть» человека эпохи –енессанса, у Ѕрейгел€ по€вл€етс€ «вот-он-€-насто€щий-не-нравитс€-не-ешь» персонаж: кресть€нин, деревенщина, труд€га. Ёта тема становитс€ центральной дл€ Ѕрейгел€, еЄ можно наблюдать и в « ресть€нском танце», и в « ресть€нской свадьбе», и в «—енокосе», и в «—вадебном танце». Ќу и, разумеетс€, в нашей сегодн€шней жемчужине – картине «Ќидерландские пословицы».
–абота над этим полотном завершилась в 1559 году, и на ней впервые про€вилс€ гений Ѕрейгел€ разбрасывать маахоньких людишек по холсту, занима€ каждого из них каким-то делом (абсурдным, как правило) и прорисовыва€ мельчайшие до безуми€ детали. Ёто уже потом пойдут «Ѕитва масленицы и поста», «ƒетские игры», «“риумф смерти», «¬авилонска€ башн€», «»збиение младенцев» и др. ќставим тут дл€ вас ссылку на список, однако идти по ней не рекомендуем. ј то открываешь одну картину на 5 минуточек, а через 34 часа санитары уже капельницу став€т от истощени€.

ќднако вернЄмс€ к «ѕословицам». јвтор на этой картине буквально изобразил идиомы из нидерландского фольклора. Ќа сегодн€шний день расшифровано около 120 пословиц, но специалисты не без оснований полагают, что Ѕрейгель оставил гораздо больше посланий. Ќекоторые из выражений до сих пор в ходу, некоторые еще помн€т старожилы, некоторые потер€ны навсегда. “ут есть и классические нидерландские селЄдочные: «∆арить целую сельдь ради икринки» (ѕрилагать слишком много усилий дл€ достижени€ ничтожного результата), ««десь что-то большее, чем просто селЄдка» (“ут что-то большее, чем видно на первый взгл€д). ≈сть и странные: « ур щупать» («аниматьс€ преждевременными расчЄтами). ј наход€тс€ и вполне логичные: «ƒержать угр€ за хвост» (ѕредприн€ть трудное дело) или «—идеть на угл€х» (Ѕыть нетерпеливым).

¬ общем, поговорок много, но мы предлагаем вам взгл€нуть на “ќѕ идиом от задоцентричного художника, которые пригл€нулись именно нам. ƒл€ вашего удобства мы прикрепили не только само полотно, но и увеличили каждый понравившийс€ нам фрагмент (ниже):
1. ¬ левом нижнем углу мы видим пословицу «Ѕыть способным прив€зать даже дь€вола к подушке» (нид. De duivel op het kussen binden). “ут хрупка€ нидерландска€ женщина уговаривает мужа чуточку поспать. Ќо скучные фольклористы утверждают, что это буквальное изображение пословицы «“ерпение и труд все перетрут».

2. „уть повыше в левой части полотна наблюдаем паренька, который высунулс€ из окна не забавы ради, а чтобы «нагадить на мир» (нид. Op de wereld schijten). ћудрые нидерландские кресть€не считали, что такой человек «ни к чему не относитс€ уважительно». —ложно спорить.



3. ¬ окне этого же дома, но чуть правее на нас безм€тежно гл€дит, видимо, родственник товарища из пословицы є2. ќн решил «помочитьс€ на Ћуну» (нид. Tegen de maan pissen). ƒаже не самому образованному кресть€нину пон€тно, что такое зан€тие это «трата времени на бесполезные усили€». ¬прочем, если тебе вырвали зуб, и ты на обезболивающем, то еще и не такое отмочишь.



4-5. ¬ соседнем окне «ƒва дурака под одним капюшоном» (нид. Twee zotten onder één kaproen) «бреют дурака без мыла» (нид. Ergens de gek mee scheren). «ƒур€т» то есть. ј вместе, потому что «глупость любит общество». ѕравильные пословицы. ѕитер Ѕрейгель, видимо, бывал на ÷ентральном вокзале  иева в 90-х. “ам могли и побрить без мыла, и намылить без бритвы, и накапюшонить без капюшона.



6. ¬ нижней средней части картины дама в красном «надевает на мужа голубой плащ» (нид. Zij hangt haar man de blauwe huik om), что означает «измену». ¬от простые кресть€не, а как поэтично. Ќе рога, а просто плащ. » спокойствие в неведении, и спинка в тепле.



7-8. Ќидерландский кресть€нин оказалс€ не только талантливым слагателем пословиц, но и провидцем. “о есть пон€тно, что есть пословицы «ѕоедающий огонь – испражн€етс€ искрами» (нид. Wie vuur eet, schijt vonken) и «Ѕегать, как будто задница горит» (нид. Hij loopt alsof hij het vuur in zijn aars heeft). ѕон€тно, что у них есть значени€ «Ѕыть в большой беде» и «Ќе стоит удивл€тьс€ исходу опасной затеи» соответственно. Ќо мы-то с вами знаем, что речь идЄт о пользователе фейсбука после онлайн-срача. ¬от как простой фламандский мужик мог знать о современном значении слова «подгорело»! ”никальные люди. ”никальные.

9-10. „уть ниже бегающего в пол€х фейсбук-юзера мы видим башенку, а в ней ворота и какой-то предприимчивый гражданин усиленно пытаетс€ «вытереть задницу о дверь» (нид. Zijn gat aan de poort vegen), что логично означает «относитьс€ к кому-то пренебрежительно». Ќе все исследователи творчества Ѕрейгел€ знают, но мастер оставил приписку, что, конечно, осуждает такое поведение земл€н, однако это не относитс€ к концертам группировки «Ћенинград». ≈сли «Ћенинград», писал ѕитер, то можно вытирать.

ѕартнЄр пренебрежительного товарища слева «целует дверную ручку» (нид. Hij kust het ringetje van de deur) то есть в глазах окружающих он «ведЄт себ€ неискренне». »нтересно, что толпа людей, занимающихс€ просто каким-то адовым трешаком на картине, обвин€ет человека с таким невинным зан€тием в неискренности. ’от€ что-то в этом есть.



11. ƒвижемс€ на восток. —права из башенки высовываетс€ мужик, указывающий на туалет, из которого торчит, хм, согласие. Ёто мы не сглаживаем углы, нидерландцы считали, что те, кто «вдвоЄм ход€т в один сортир» (досл. «из одного отверсти€ испражн€ютс€», нид. Uit hetzelfde gat schijten) «наход€тс€ в полном согласии».  атегорически согласны с такой трактовкой согласи€.



12. ≈сли обратить внимание на местность справа от башенки, то мы увидим «кон€, из которого не инжир валитс€» (нид. Paardenkeutels zijn geen vijgen), что как бы говорит нам «не обманыватьс€ внешним видом». —пасибо, нидерландцы, теперь смотреть на экзотический и вкуснейший инжир мы будем иначе.

13-14. ѕожалуй, сама€ странна€ пословица. „уть ниже инжиронос€щего кон€ стоит кресть€нин, и смотрит. “олько не на нас, а на то, как «медведи пл€шут» (нид. De beren zien dansen), что означает «голодать». ƒостоверна€ этимологи€ этого выражени€ неизвестна, но мы предположим, что речь идЄт о каком-то особом виде северных медведей, которые не только уводили твою корову, но еще и победоносно танцевали перед тобой после этого. ¬есьма ублюдочные хищники, надо признать.
ѕравее от не вполне благородных медведей сидит на земле другой мужик, который тоже смотрит, но не на бурых паскуд, а на гусей. Ѕрейгель подсказывает нам, что мужик задаЄтс€ вопросом « то знает, почему гусь босой?» (нид. Wie weet waarom de ganzen blootsvoets gaan?). ѕословица подразумевает, что «всему есть причина, пусть и не очевидна€».  артины прошлых лет открывают нам глаза на серьЄзные проблемы того общества, которые сегодн€ уже не так актуальны. Ќапример, на гусиный вуайеризм.



15. ¬ правом верхнем углу мы наблюдаем манифест человека, отча€вшегос€ боротьс€ с несправедливостью пенитенциарной системы. “о есть он не просто «испражн€етс€ на виселицу» (нид. Op de galg schijten), он «равнодушен к любому наказанию». ¬ этом такой вызов, что просто дух захватывает! ќднако как причудливо тасуетс€ колода. ќблегчилс€ на Ћуну, и вот ты уже потратил врем€ впустую, нагадил на мир – получай статус неуважительного человека, а испачкал виселицу – и ты экзистенциальный герой.



16. Ќу и в самой нижней части полотна мы имеем удовольствие лицезреть молодого человека, который стоит и «вертит мир на большом пальце» (нид. Hij laat de wereld op zijn duim draaien), что означает «пользоватьс€ всеми преимуществами». ¬озможно, успех и удача выбрали именно его, потому что он повернулс€ спиной к медвед€м, гус€м, подгоревшим сел€нам и ранообразным идиотам. ¬оистину, диспозици€ решает всЄ!

Ћадно, это картина, вымысел, фантази€, но в реальной жизни гротеска было не меньше. –утину последних лет жизни Ѕрейгел€, надо сказать, знатно разнообразили испанские аниматоры во главе с ‘ернандо јльваресом де “оледо или, как его называли друзь€, герцогом јльбой. ¬ 1567 году испанцы отправили герцога в северные низинные кра€ дл€ проведени€ разъ€снительной работы среди нидерландских еретиков. ѕерформанс был €рким, но нидерландцы дислайкнули. √ерцог наводнил страну стукачами и доносами, и против этой жидкости у нидерландцев дамбы не нашлось. јльба делал своЄ дело хорошо и добросовестно – Ќидерланды тонули в крови. √овор€т даже, что одна из последних работ Ѕрейгел€ —таршего «—орока на виселице» посв€щена именно теме доносов. Ќу и событи€ известного романа «Ћегенда об ”леншпигеле» франко€зычного бельгийца Ўарл€ де  остера развиваютс€ в то же врем€.

√ерцог јльба палитс€ с красным цветом

ќднако художник успел застать не только испанский удар, но и нидерландский ответ. «а несколько лет до ухода художника началось »коноборческое восстание, которое вылилось в целую войну семнадцати нидерландских провинций за независимость – ¬осьмидес€тилетнюю войну. ѕо истечении этого европейского побоища дес€ть провинций остались под контролем √абсбургов, однако 7 из 17 таки сумели выбороть суверенитет. Ёто событие развернуло красную дорожку дл€ расцвета науки, торговли и искусства в семи провинци€х, что прин€то называть «олотым веком Ќидерландов. «олотым было всЄ – мореплавани€, бизнес и, конечно, художники, куда без них. Ѕрейгель, разумеетс€, до этого счастливого времени не дожил, но на развитие искусства 17 века (тех же –убенса и –ембрандта, например) оказал колоссальное вли€ние.

Ќа этом рубрика #идиомы_кусок прощаетс€ с вами и желает никогда не гадить на эту планету, всегда ходить в сортир вместе со своим рассудком и оставить в покое босоногих гусей. “огда, возможно, вам удастс€ раскрутить этот мир на своЄм большом пальце. Ѕольшего мы не ждЄм, о большем и не просим.




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку

ѕодписка RSS –еклама на сайте –еклама в газете »здательство –едакци€ Ќаш адрес

Rambler's Top100