О чем думаете?
56 0

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rodich2007

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2007
Записей: 10014
Комментариев: 6797
Написано: 20834


А что мы знаем о бертильонаже?

Вторник, 10 Ноября 2009 г. 15:43 + в цитатник

 

 (593x700, 62Kb)

Обнаружение разыскиваемых преступников или выявление лиц, скрывшихся с мест происшествий — одна из сложнейших задач правоохранительных органов. Для ее решения в настоящее время разработаны различные методы, обеспечивающие эффективность проводимых розыскных мероприятий. Основы этих методов были заложены еще более 100 лет назад, когда стало ясно, что существовавшие в то время способы регистрации преступников не обеспечивают розыск и установление их личности.

 

 (480x640, 22Kb)

В XIX в. цивилизованные страны отменили идущую еще от средних веков практику клеймения преступников и другие способы создания искусственных особых примет (вырывание ноздрей и т. п.). В результате полиция стала испытывать большие трудности в выявлении преступников. Их приходилось разыскивать по описаниям, которым соответствовал облик многих совершенно разных людей. Только в тех случаях, когда у человека были особые приметы — шрамы, рубцы и другие “отметины”, розыск по признакам внешности оказывался реален. Но такие случаи были редки, и преступникам удавалось выдавать себя за других лиц. В результате они либо избегали наказания, либо получали его как за впервые совершенное преступление.

 (530x699, 143Kb)

В 1829 г. в Париже был учрежден Кабинет судебной идентификации, в котором заполнялись и сосредотачивались регистрационные карточки, предназначавшиеся для установления личности преступников и выяснения их прежней судимости. Карточки раскладывались по десятилетиям и в алфавитном порядке (по фамилиям регистрируемых). В 40-х годах начали фотографировать преступников, и фотоснимки дополняли эти карточки. К концу 70-х годов прошлого века накопились несколько миллионов таких карточек и десятки тысяч фотоснимков преступников.

 (699x389, 33Kb)

По такой картотеке можно было установить личность задержанного полицией человека лишь в том случае, когда он не скрывал своего имени и фамилии. Ведь карточки были разложены в алфавитном порядке, и уже после установления фамилии задержанного проводилось его идентификация по фотокарточке в архиве. Но, естественно, рецидивисты при задержании назывались вымышленной фамилией, и эффективность работы кабинета судебной идентификации, несмотря на собранный колоссальный объем информации, была невысока, а просмотреть десятки тысяч фотокарточек в поисках нужной - задача практически невыполнимая. Только в том случае, когда задержанный не скрывал своей личности или полиции удавалось узнать его подлинное имя своими методами, по картотеке можно было проследить преступную биографию этого человека. Системы идентификации человека по его фотоизображениям тогда еще не существовало.

 (300x492, 40Kb)

В 1879 г. в Кабинет судебной идентификации поступил писарем Альфонс Бертильон. Отупляющая, практически бессмысленная работа с сотнями тысяч карточек, которой изо дня в день занимались Бертильон и его коллеги, тем не менее не отвратила начинающего криминалиста от проблем судебной идентификации. Выросший в семье естествоиспытателей, он попытался применить принципы систематизации при сравнении фотоснимков арестантов. Затем решил начать обмерять регистрируемых заключенных.

 (377x480, 72Kb)

В итоге А. Бертильону удалось разработать и успешно проверить на практике систему регистрации человека по размерам частей его тела, которой он дал название антропометрической идентификации.

 (464x640, 49Kb)

Основой этой системы стало положение бельгийского ученого Адольфа Кетле о том, что изменения размеров человеческого тела происходят по определенным закономерностям и что у каждого человека размеры частей его тела строго индивидуальны.

 (460x698, 106Kb)

А. Бертильон предложил при регистрации заключенных измерять: рост стоя, длину распростертых рук, рост сидя, длину и ширину головы, расстояние между скуловыми костями, длину и ширину правого уха, длину левой ступни, длину среднего пальца и мизинца левой руки, длину левого предплечья. Все эти данные заносились в специальную антропометрическую карточку, где также отмечались цвет радужной оболочки левого глаза и особые приметы (рубцы, пятна, опухоли, дефекты пальцев, татуировки и др.).

 (350x248, 9Kb)

Помимо системы измерения непосредственно человека А. Бертильон разработал способ точного фотографирования преступников, получивший название сигналетической фотосъемки (до этого использовались приемы художественной фотографии).

 (450x446, 50Kb)

Оказалось возможным проводить измерения и по фотоснимкам, сделанным с соблюдением специальных правил. Человек фотографировался в трех видах: в профиль и анфас в 1/7 натуральной величины и во весь рост в 1/20 натуральной величины. Съемка выполнялась с помощью метрического фотоаппарата Бертильона. Для того чтобы выдерживалось требуемое по этим правилам положение головы и тела человека, фотографируемый усаживался на специальный стул, который вынуждал его сохранять определенную позу во время съемки.

 (700x466, 48Kb)

Во всех полицейских регистрационных бюро правила неукоснительно соблюдались и позволяли быстро проводить идентификацию человека при сравнении его фотографий, снятых аппаратом Бертильона даже в разное время. Особое внимание уделялось сравнению правых ушных раковин, поскольку особенности строения ушной раковины у каждого человека сугубо индивидуальны.

 (598x391, 57Kb)

Поэтому при фотографировании правого профиля все ухо должно было быть открыто. На регистрационной карточке, куда наклеивались сигналетические фотоснимки, печаталась специальная фраза: “Эта фотография в профиль важнее всего!”. В последующие годы подпись под рамкой, в которую должен вклеиваться фотоснимок, была уточнена: “Снимок в профиль в 1/7 натуральной величины (наибольшая резкость требуется для уха и носа)”.

 (568x699, 75Kb)

 

Свои первые измерения Бертильон начал проводить примерно в 1880 году, в тюрьме Сантэ. Его методика включала в себя обмеры заключенных по четырнадцати параметрам. В этот список входили рост, окружность головы, длина рук, ног, пальцев, размеры ушной раковины и т.д.

 (458x640, 50Kb)

Совокупность этих параметров позволяла с безошибочной точностью опознать человека, который пытался выдать себя за другого или сменить внешность. Ох, и наслушался же синьор Бертильон разных шуточек от своих коллег и заключенных!

 (504x208, 32Kb)

Однако он продолжал свою работу и создал достаточно обширный каталог к тому моменту, когда строгое начальство поставило неугомонному писарю ультиматум: или он в течение трех месяцев сумеет доказать состоятельность своего метода, или о «бертильонаже» придется забыть навсегда.

 (583x463, 54Kb)

Удача улыбнулась терпеливому антропометристу всего за десять дней до истечения установленного срока. Двадцатого февраля 1883 года он делал замеры заключённого, который назвался Дюпоном. В каталоге Бертильон обнаружил карточку с аналогичными размерами, которая принадлежала некоему Мартину, которого арестовали (а потом, видимо, и отпустили, Мартин был мелким воришкой) несколько месяцев назад. И уже через день столичные газеты написали о новом методе опознания.

 (466x640, 23Kb)

До триумфа было еще далеко, но ведь и первое признание – это тоже неплохо. До конца 1883 года и за весь 1884 по системе Бертильона было опознано примерно четыреста человек. Создателя методики назначили директором полицейской службы идентификации.

 (554x352, 91Kb)

Самое громкое дело в практике Бертильона произошло в марте 1892 года, когда взрыв потряс бульвар Сен-Жермен. Под развалинами дома, в котором проживал председатель суда Бенуа, нашли остатки бомбы. Заказчиком теракта оказался некий Шомартен, фанатик и анархист. Его арестовали, и он открыл Сюртэ имя исполнителя. Им оказался легендарный парижский грабитель, убийца и террорист, называвший себя Равашоль. Он был неуловим, европейская пресса обвинила Сюртэ в беспомощности. Префект полиции призвал на помощь Бертильона. Тот получил из архива карточку с антропометрическими данными некоего Франсуа Кенигштейна, некогда проживавшего под именем Равашоль, и поместил его описание в газеты. Кенигштейна уже около года разыскивала полиция за несколько зверских убийств и ряд ограблений. Вторая бомба взорвалась в доме прокурора Бюло, выступавшего против анархистов. Париж запаниковал. Однако вскоре в Сюртэ обратился владелец парижского ресторана, узнавший в одном из своих посетителей человека, описанного в газетах. В скором времени террорист был пойман и казнен.

 (500x297, 21Kb)

Вот это был уже настоящий триумф. Бертильона считали национальным героем, а его метод – самым гениальным изобретением в криминалистике. Сам же Бертильон тогда занялся изучением полицейской фотографии. Именно он ввел четкие стандарты съемки, определив условия, количество и ракурс снимков (два портрета анфас и профиль), и даже придумал специальное кресло для фиксации головы преступника. К слову сказать, Бертильона можно также считать отцом современного фоторобота: он разработал критерии для словесного портрета. 

 (700x507, 72Kb)

В 1893 г. А. Бертильон издал книгу, которую назвал “Инструкцией по сигналетике”. В ней он дал чертежи и схемы всех необходимых инструментов, а также рисунки, показывающие приемы измерений частей тела человека. Для того чтобы работа шла единообразно у всех полицейских регистраторов, в книге А. Бертильона был приведен образец заполненной каллиграфическим почерком регистрационной карты с наклеенным на нее фотоснимком мужчины анфас и в профиль.

 (293x252, 29Kb)

Успехи Бертильона и его системы регистрации преступников в целях их последующего распознавания, названной бертильонажем, были настолько впечатляющими, что Париж превратился в мировую столицу передового опыта уголовной регистрации. К Бертильону приезжали криминалисты из многих стран мира, в том числе и из России, чтобы перенять опыт Франции. Везде организовывались антропометрические бюро.

 (400x343, 60Kb)

Бертильон, при всех своих заслугах, не уделял должного внимания разработкам других криминалистов, считая свой метод наиболее удачным. Поэтому на заре ХХ века он не обратил внимания на появление четкой классификации отпечатков пальцев, которую предложил англичанин Эдвард Генри.

 

 (699x543, 63Kb)

Между тем, дактилоскопия прочно входила в обиход полицейских служб по всей Европе, кроме, конечно же, Франции. И в конце концов, Бертильону был нанесен сокрушительный удар. В 1911 году произошла настоящая трагедия: из Лувра была похищена Мона Лиза. Вся страна обратила взоры на всемогущего Альфонса Бертильона, но, увы, его метод оказался бессилен. На месте преступления нашелся только лишь отпечаток пальца преступника. Расследование завершилось ничем. А картина великого художника нашлась сама, спустя два года, когда похититель пытался продать ее одному коллекционеру.

 (400x291, 36Kb)

Бертильон мог рвать на себе волосы: приметы преступника уже давно лежали в архивах Сюрте. Там было все… Кроме, отпечатков пальцев, по которым дело можно было раскрыть буквально за пару дней. Эта история послужила сигналом для Франции к переходу на дактилоскопическую систему.

 (500x692, 65Kb)

Бертильону, впрочем, припомнили все прошлые заслуги и решили повременить с реорганизацией. Ждать пришлось недолго, Альфонс Бертильон скончался в феврале 1914 года. Ему было шестьдесят лет.

 (546x699, 80Kb)

По иронии судьбы, о нашумевшем методе Бертильона знают теперь лишь немногие, в основном, из учебников по криминалистике. Зато о полицейской фотографии и фотороботе знает каждый. Вот только не знает, что придумал их все тот же Бертильон.

http://boogol.ru/travel/know_more/detail.php?ID=4007 

http://www.expert.aaanet.ru/arhiv/identif.htm

Рубрики:  Как это все начиналось
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку

Подписка RSS Реклама на сайте Реклама в газете Издательство Редакция Наш адрес

Rambler's Top100