ќ чем думаете?
56 0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в rodich2007

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.03.2007
«аписей: 10014
 омментариев: 6795
Ќаписано: 20832


"Ќастали св€тки. “о-то радость!"

ѕонедельник, 07 январ€ 2013 г. 19:49 + в цитатник

3 (700x480, 93Kb)

ћаковский  . ≈. «—в€точные гадани€». 1900-е

ћежду праздниками –ождества ’ристова (7 €нвар€) и  рещени€ √осподн€ (19 €нвар€) отмечают св€тки - двенадцать св€тых дней, установленных православной церковью в пам€ть рождени€ ’риста и крещени€ его в »ордане.

—в€тить, то есть блюсти св€то, хранить в св€тости двенадцать дней после –ождества церковь начала с древних времен. ¬ эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пл€ски, петь соблазнительные песни по улицам, нар€жатьс€ в кумирские оде€ни€ (от слова "кумир" - изображение, изва€ние €зыческого божества). «апрещалось также работать, особенно с наступлением темноты. ¬о многих местах, однако, св€тость этих дней нарушалась гадани€ми, р€жением и другими обыча€ми, сохранившимис€ от €зыческого праздника кол€ды, воспевавшего культ природы.  ол€дки, как и св€тки, справл€ли в период зимнего солнцесто€ни€. ѕо древним воззрени€м слав€н, это врем€ новой жизни, обновлени€ природы, пограничный период между старым и новым хоз€йственными годами, это, наконец, поворот к лету, к теплу, которое несет плодородие и веселье. "Ќа кол€ду дн€ прибыло на куриную ступню" - говорили в народе.
—уществует верси€, что слово "кол€дки" произошло от слова "календы", которым римл€не называли начало нового года.  ол€да - слав€нский мифологический персонаж, св€занный с началом весеннего солнечного цикла, "бог торжеств и мира", по словам историка Ќ. ћ.  арамзина.
ќбр€ды кол€док были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодилс€ скот, чтобы в доме был достаток, в семье - счастье, но прежде всего - чтобы не прекратилась жизнь. ќб этом пелось и в кол€дных песн€х:

... ј дай бог тому,
 то в этом дому!
≈му рожь густа,
–ожь ужиниста!
≈му с колосу осьмина,
»з зерна ему коврига,
»з полузерна - пирог.
Ќаделил бы вас √осподь
» житьем, и бытьем,
» богатством...


 ол€довать начинали с рождественского сочельника. ћолодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состо€щие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. ќбычно четверо парней несли чучело кобылы, св€занное из соломы. ¬ерхом на "кобылу" сажали мальчика-подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой.  ол€ду, как правило, изображал р€женый в образе козла. –€дились также в кон€, корову и других животных, воплощавших плодородие. Ўумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, пл€сали, предлагали погадать. ’оз€евам полагалось гостей без подарков и угощени€ не отпускать. «а что р€женые сулили им полное благополучие и счастье. —купым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:

 ол€да, мол€да, 
”родилась кол€да!
 то подает пирога -
“ому двор живота,
≈ще мелкой скотинки
„исла бы вам не знать!
ј кто не дает ни копейки -
«авалим лазейки,
 то не дает лепешки -
«авалим окошки,
 то не дает пирога -
—ведем корову за рога,
 то не даст хлеба -
”ведем деда,
 то не даст ветчины -
“ем расколем чугуны!


ѕосле безуспешных попыток искоренить кол€ду христианска€ церковь включила ее в св€тки, противопоставив играм и обр€дам кол€ды славление ’риста, хождение со звездой и пр. ¬ кол€дных песн€х народ начал воспевать и »исуса ’риста, событи€ праздников –ождества и Ќового года. ƒуховенство подключилось к такого рода творчеству, церковники стали сочин€ть книжные кол€дки - "канты".
“ак св€тки стали воплощением €зыческих и христианских верований, самым насыщенным разными обыча€ми, обр€дами и приметами праздником. — €зыческих времен, например, сохранилс€ обычай нар€жатьс€ на св€тки в смешные и грозные маски. ѕо существовавшему поверью, с –ождества до  рещени€ активизируютс€ все темные силы, и р€женые, изобража€ из себ€ демонов, должны отгон€ть злых духов. —кверну перер€живани€ смывали в праздник  рещени€ св€той водой.
ƒвенадцать св€тых дней закладывали основу будущего года, поэтому св€тки было прин€то проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. ’одили друг к другу в гости, поздравл€ли с праздником.
"Ќа св€тки сама€ строга€ мать, - читаем в книге —. ¬. ћаксимова "Ќечиста€, неведома€ и крестна€ сила", - не заставит дочку пр€сть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льетс€ широкой волной весела€ песн€ парней, когда в "жировой" избе, на посиделках, заливаетс€ гармонь, а толпы девушек, робко прижима€сь друг к другу, бегают "слушать" под окнами и гадать в поле".
¬ "св€тые вечера" женщины мотали тугие клубки пр€жи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. “кать было грешно, иначе в праздник случитс€ несчастье. √решно было и охотитьс€ на св€тки на зверей и птиц.
ƒевушки обычно нар€жались в чужие сарафаны и закрывали лицо платком, самые бойкие облачались в мужской костюм. ѕарни надевали женские плать€. “ак интриговали и дурачили знакомых из других деревень, когда приходили к ним в гости.
ƒве ночи на св€тках посв€щались гадани€м: перва€ - на ¬асильев день (с 13 на 14 €нвар€), втора€ - на  рещение (с 18 на 19 €нвар€).
ƒл€ св€ток характерны "очистительные" обр€ды: окуривание и окропление водой кресть€нских построек, выбрасывание мусора, церковное осв€щение воды в водоемах дл€ изгнани€ оттуда нечистой силы и др.

∆урнал "Ќаука  жизнь" є1, 1998

http://www.nkj.ru/archive/articles/10192/

1 (640x417, 95Kb)

“ранковский ј.». –ождество

2 (700x459, 141Kb)

Trutovsky_Konstantin_Kolyadki_v_Malorossii (700x476, 62Kb)

 онстантин “рутовский.  ол€дки в ћалороссии

–ождественска€_открытка (367x541, 48Kb)

Ќ. аразин. –€женые

ѕимоненко_ ол€дки_1880 (525x700, 50Kb)

Ќ. .ѕимоненко  ол€дки

ѕимоненко_ ол€дки (700x503, 52Kb)

Ќ.  . ѕимоненко.  ол€дки

7 (600x382, 89Kb)

јндриолли_¬ождение-козы (700x525, 329Kb)

ћ. јндриолли. ¬ождение козы

¬од≥нн€_кози (503x700, 96Kb)

¬ождение козы

 аверзнев_–€женые_XIX (700x528, 241Kb)

ѕ.  аверзнев. –€женые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза)

Koza_in_Ukraine (700x563, 68Kb)

–исунок Ћ. —. Ћенчевского и “. Ќ. —афоновского к этнографическому описанию обр€да « оза» 1926 г.

Pymonenko-Vorozhinnia (487x700, 63Kb)

Ќ.  . ѕимоненко. –ождественское гадание

–€бушкин_√адание-девушек-на-—в€тках_1885 (700x447, 165Kb)

ј. ѕ. –€бушкин. √адание девушек на —в€тках.

—в€точное_гадание_1900 (700x439, 191Kb)

—мукрович ». —в€точное гаданье

крамской (691x512, 196Kb)

». рамской. √адание.

351_001 (452x699, 107Kb)

—. ‘. ѕлошинский. √адание на св€тках

944_001 (454x695, 140Kb)

—. ‘. ѕлошинский. √адание на св€тках

ћетки:  


ѕроцитировано 1 раз



arturchik   обратитьс€ по имени ¬торник, 08 январ€ 2013 г. 06:51 (ссылка)
—пасибо! –ождеством!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку

ѕодписка RSS –еклама на сайте –еклама в газете »здательство –едакци€ Ќаш адрес

Rambler's Top100