ќ чем думаете?
56 0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в rodich2007

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.03.2007
«аписей: 10014
 омментариев: 6794
Ќаписано: 20831


ѕорча репинской картины

ѕонедельник, 11 ћарта 2013 г. 19:12 + в цитатник

 

грозный (700x592, 61Kb)

10 феврал€ 1883 года в петербургском доме кн€з€ ёсупова на Ќевском проспекте открылась выставка, на которой и была представлена картина "»ван √розный и сын его »ван 16 но€бр€ 1581 года". ”спех ее был просто ошеломл€ющий. " ак написано, Ѕоже, как написано! - восторгалс€ репинским полотном ».  рамской. - ¬ самом деле, вообразите, - тьма крови, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын - сын, которого он убил!"

Ќо чуть ли не в первые же дни выставки начались разговоры о запрещении экспонировани€ картины, правда, административных мер ». –епину на этот раз удалось избежать. «ато они настигли его в ћоскве. ¬ апреле 1885 года по представлению обер-прокурора —инода  . ѕ. ѕобедоносцева картина была сн€та с выставки.  упивший ее ѕ.ћ. “реть€ков получил предписание хранить ее в недоступном дл€ посетителей месте. ѕравда, через три мес€ца, по ходатайству художника ј.ѕ. Ѕоголюбова, близкого ко двору, запрет был сн€т. Ќо "»вану √розному и сыну его »вану" предсто€ло еще одно испытание, случившеес€ почти через 30 лет. ¬от как это описывали российские газеты 1913 года.

ѕорча репинской картины.

        —егодн€ (16(29). 01.1913 года) в городской художественной галерее имени братьев “реть€ковых имел место акт дикого вандализма, совершенный сумасшедшим-мань€ком.
¬ 10 ½ час. утра один из посетителей галереи, неоднократно ее посещавший, изрезал знаменитую картину –епина - «»оанн √розный, убивающий своего сына», или как она названа по каталогу – «»оанн √розный и сын его »ван». —умасшедший серповидным ножом садового типа сделал на картине три продольных разреза, от восьми до восьми с половиной вершков каждый. “ак как лицо √розного и его сына очень близко сход€тс€ на картине, то один из порезов, пришедшийс€ именно в этом месте, испортил лица обеих фигур. ¬се это произошло меньше чем в п€ть секунд и очевидно, что предупредить это не было никакой возможности, хот€ тут же сто€л дежурный сторож, который немедленно обезоружил сумасшедшего. ѕоказани€ служителей галереи о подробност€х этого дикого поступка достаточно разноречивы, веро€тно потому, что все слишком быстро произошло. Ѕезумец, совершивший это бессмысленное преступление, оказалс€ иконописцем јбрамом јбрамовичем Ѕалашовым, 28 лет, хорошо известный администрации и служащим галереи. ќн неоднократно бывал в “реть€ковской галерее, смотрел картины, но никто не подозревал, что он человек ненормальный, так как он вел себ€ всегда скромно и вполне корректно. ѕройд€ несколько зал, он смотрел картину «Ѕо€рын€ ћорозова» и что-то шептал перед ней, а при входе в зал, где находитс€ картина –епина «»оанн √розный», вдруг с неистовым криком бросилс€ к картине, перескочил через барьер и шнур, ограждающие картину и со словами: «довольно крови» три раза полоснул картину ножом. ¬се это совершилось так быстро, что служитель, который следил за Ѕалашовым и тут же бросилс€ на него, не успел предотвратить удар ножом по картине, а только успел его обезоружить, когда разрезы были уже сделаны. —умасшедшего сейчас же задержали и отвели в контору галереи до прибыти€ полиции. ¬ конторе он все врем€ сидел в крайне подавленном состо€нии духа, неоднократно повтор€€: «√осподи, что € сделал», и закрывал лицо руками.
Ќемедленно в галерею прибыл попечитель ее ».—.ќстроухов, который из осмотра картины убедилс€ в возможности реставрации, благодар€ тому, что разрезы продольные. ».—. ќстроухов немедленно телеграфировал по этому поводу знаменитому художнику ».≈.–епину, прос€ его приехать и помочь в реставрации ценной картины. ¬ызвал ».—.ќстроухов из ѕетербурга также известного реставратора Ѕогословского.
«адержанный Ѕалашов был допрошен помощником начальника сыскной полиции јндреевым, при чем давал ответы частью здравые, обдуманные, частью совершенно бессмысленные, и допрашивавшие его вынесли впечатление, что он во вс€ком случае человек ненормальный. Ѕалашова сейчас же поместили в центральном полицейском дл€ душевно-больных покое в цел€х исследовани€ его умственных способностей. Ћюбопытно отметить, что сестра Ѕалашова, »евлева, также душевнобольна€ и содержитс€ в городской јлексеевской психиатрической больнице, где умер их брат Ќиколай. Ќа допросе Ѕалашов объ€снил, что он давно задумал изрезать картину. ¬ид у Ѕалашова странный: не смотрит в глаза, говорит медленно, как бы подыскива€ слова.
„то касаетс€ личности јбрама Ѕалашова, то он оказалс€ старообр€дцем, чем и объ€сн€етс€, что он остановилс€ перед картиной –епина (опечатк. – —урикова) «Ѕо€рын€ ћорозова». ќтец Ѕалашова - богатый человек, имеет дом в  ладбищенском пер., он также иконописец по ремеслу. ∆ивет он по старому завету и держит свою семью в большой строгости, стесн€€ ее в денежных средствах. ћолодой Ѕалашов служил в магазине ¬остр€кова, торгующего старыми картинами и киотами.  огда молодой Ѕалашов пришел в “реть€ковскую галерею и остановилс€ перед картиной «Ѕо€рын€ ћорозова», он показалс€ подозрительным служащему Ўейко, который стал за ним следить.  огда оба пришли в зал, где вис€т картины –епина, Ўейко следовал за Ѕалашовым на некотором рассто€нии.  огда Ѕалашов бросилс€ к картине, то кроме слов: «Ќе надо крови», прокричал: «ƒовольно смертей, довольно крови». ѕри попытке нанести картине четвертый удар, Ўейко схватил Ѕалашова. ”дары были так сильны, что нож вонзилс€ в перекладину подрамника. ¬се порезы вертикальные и параллельны между собой. ќни имеют зигзагообразный вид. Ўирина порезов - 1 дюйм. —амый большой порез идет из-под левого глаза цар€ »оанна, мину€ нос, который только немного задет, и уничтожает прав глаз царевича. ƒва другие пореза идут по правой щеке цар€ »оанна. ¬след за подн€вшейс€ суматохой в зал прибежал другой посетитель, бывший в соседнем зале, и на вопрос его: «„то вы сделали?» Ѕалашов оп€ть отвечал: «ƒовольно крови». ќказалось, что нож он купил сегодн€ в магазине –оберта  енца. ѕредставител€м печати не показали картины, так как зал, в котором она находитс€, был немедленно изолирован запасными железными двер€ми. ‘отограф галереи успел сделать снимок. ¬се сход€тс€ однако на том, что реставраци€ вполне возможна. –епин прислал телеграмму, извещающую, что завтра утром он прибудет в ћоскву.


ј.ј.Ѕалашов, изрезавший картину –епина.
‘ото из газеты "–аннее ”тро"

http://starosti.ru/archive.php?m=1&y=1913

».≈.–епин в “реть€ковской галерее.

        ¬чера утром (18(31). 01.1913 года) прибыл в ћоскву ».≈.–епин.
ѕриезда –епина в “реть€ковской галерее ожидают с нетерпением.
¬сех волнует одна мысль: как художник встретитс€ со своим изуродованным детищем-картиной?
Ћюд€м, знающим ».≈., хорошо известна нежна€ любовь его к своим работам.
¬ канцел€рии собралась небольша€ группа художников, служащих и причастных к галерее лиц.
–аспахиваетс€ дверь из вестибюл€ ина пороге по€вл€етс€ ».≈. ѕервыми его словами были:
        - √де мо€ картина, где она?..
—лужители открывают вход в зал заседаний попечительного совета, где временно помещена картина.
–епин ступает твердыми шагами, на момент приостанавливаетс€, но затем делает как-будто усилие и входит в зал.
–епин с минуту стоит как окаменевший. ѕотом начинает метатьс€ перед изуродованным полотном.
     - Ѕоже, какой ужас, какое несчастие, - говорит он в отча€нии.
 то-то просит »,≈, успокоитьс€, сесть в кресло.
     - Ќет, € уже сидел, спасибо.
     - „то же это такое? ƒа, ведь, это же непоправимо, - обращаетс€ ».≈. к ».—. ќстроухову.
ѕроход€т томительные минуты, Ќаконец ».≈. соглашаетс€, что повреждени€ все же поправимы.
’удожник будет реставрировать пострадавшую картину лично. ћеханические повреждени€ холста будут исправлены реставратором г. Ѕогословским путем дублировани€.


–азрезанна€ картина ».≈.–епина «»оанн √розный и сын».
— фот. —.√.—мирнова. («Ќовое ¬рем€»)

 

ј.ј.Ѕалашов, изрезавший в “реть€ковской галерее картину ».≈.–епина «»ван √розный и сын его »ван», до сих пор еще находитс€ в центральном приемном покое дл€ душевно-больных. Ќастроение больного чрезвычайно переменчивое. “о он начинает страшно нервничать, оставл€€ полное впечатление душевно-больного, то внезапно успокаиваетс€ и тогда производит впечатление здорового человека.
’от€ центральный приемный покой - учреждение, где душевно-больные наход€т только временный приют, однако, до сих пор срок пребывани€ Ѕалашова в приемном покое не определен.
≈сли бы было начато судебное следствие, то Ѕалашова отправили бы >и в московскую окружную психиатрическую лечебницу. Ќо до сих пор никакого судебного дела против преступника не возбуждено.
¬еро€тно, через несколько времени Ѕалашов будет помещен в одну из городских больниц.
—обственно говор€, формальных поводов к насильственному заключению Ѕалашова в психиатрическую лечебницу в данном случае нет. Ѕолезнь его такого рода, что если бы отец пожелал вз€ть сына на поруки, никто не мог бы этому воспреп€тствовать.
Ѕалашов не такой больной, чтобы пребывание его могло быть признано безусловно опасным дл€ окружающих. Ќо, конечно, в виду исключительных обсто€тельств, врачи употреб€т все усили€, чтобы Ѕалашов был изолирован в лечебнице.
“аково мнение врачей-психиатров, имевших возможность ознакомитьс€ с болезненным состо€нием Ѕалашова.

  приезду реставратора.

        ¬чера ». —. ќстроуховым получено из ѕетербурга письмо от художника ƒ.≈.Ѕогословского, которому “реть€ковской галереей поручено исправить повреждени€ картины ».≈.–епина.
√. Ѕогословской сообщаете, что 22-го €нвар€ его мастерскую, в ѕетербурге, посетил ».≈.–епин. Ѕеседа шла исключительно о способах реставрации картины.
«атем –епин вместе с Ѕогословским посетил его реставрационную мастерскую при –усском музее имени »мператора јлександра III, где знакомилс€ с готовыми уже работали ƒ.≈.Ѕогословского.
¬ заключение свидани€ ». ≈. сказал:
        — “еперь € совершенно спокоен и верю в полнейшее исправление картины.
ƒ.≈.Ѕогословский сообщает, что прибудет в ћоскву сегодн€, вместе с своим помощником.
 ак предполагает исполн€ющий об€занности попечител€ галереи ».—.ќстроухов, реставратор тотчас же по приезде приметс€ за восстановление холста изуродованной картины.
ƒл€ работ г. Ѕогословскаго отведен большой зал заседаний попечительного совета.
√отова и громадна€ полированна€ мраморна€ доска дл€ нивелировки краев порезов восстановл€емой картины.
ѕроцесс восстановлени€ холста, грунтовки и «сглаживани€» механических повреждений, по отзывам компетентных лиц, займет не менее мес€ца, после чего в ћоскву прибудет сам ».≈.–епин дл€ заполнени€ на своей картине повреждений в живописи.

–еставраци€ картины ».≈.–епина.

        ¬чера с утренним поездом Ќиколаевской жел. дороги приехал из ѕетербурга в ћоскву известный художник-реставратор ƒ.‘.Ѕогословский, который вз€л на себ€ ответственный труд по реставрированию изрезанной ј.ј.Ѕалашовым знаменитой картины ».≈.–епина «»ван √розный и его сын». ¬чера же г. Ѕогословский был в “реть€ковской галерее и начал подготовительные работы.
»скалеченный холст сн€т с подрамника и раст€нут на специально изготовленной доске.
¬ виду того, что краски на картине страшно засохли и затвердели, г. Ѕогословский прежде всего намерен особым составом разм€гчить их, сделать грунт эластичным. «атем уже под разорванные места будет подводитьс€ новое полотно.
ѕосле дублировани€ останетс€ сама€ трудна€ часть работы—загрунтовка. –еставраци€ потребует, по всей веро€тности, 3—4 недель кропотливой работы.
√. Ѕогословский работает со своим помощником.

—прос на открытки.

¬ течение 10 последних дней в ѕетербурге раскупили все открытки с репродукцией картины ».≈.–епина, изрезанной в ћоскве. ќптовые торговцы открытками заброшены заказами по телеграфу из провинции, при чем дают двойную цену.

–еставраци€ картины ».≈.–епина.

        √ениальна€ картина великого ».≈.–епина «»оанн √розный убивающий своего сына »оанна», порезанна€ душевно-больным Ѕалашовым, теперь тщательно реставрируетс€ в особом помещении, отведенном при “реть€ковской галерее.
»звестный реставратор Ѕогословский энергично прин€лс€ за починку прорезанных мест в картине.
’олст сн€т с подрамника и на больших бумажных листах раст€нут на полу.
Ќесколько опытных помощников с необыкновенной тщательностью приготовл€ют особые пластыри дл€ заклейки прорезов.
Ўвы прорезов будут потом зашпаклеваны особой смесью, поверх которой сам автор пропишет поврежденные места.

–еставраци€ картины –епина.

        –абота по реставрации картины –епина идет усиленным темпом. ¬чера был особенно серьезный день дл€ работы—«большой день», как выразилс€ художник-реставратор Ѕогословский.  артина была перенесена на новый холст и нат€нута на специально заказанный подрамок со щитами. Ќа этом подрамке картина будет настолько прочна, что ее нельз€ будет прорезать даже с обратной стороны. ¬есь процесс дублировани€ прошел весьма благопри€тно. “еперь потребуетс€ несколько дней дл€ просушки полотна, a затем уже –епин нанесет свежие краски. ¬иновник порчи картины Ѕалашов продолжает находитьс€ в центральном приемном покое дл€ душевно-больных. ¬едет он себ€ тихо и чувствуете очень угнетенным. ≈го посещает отец. Ќа дн€х он будет переведен в городскую больницу.

–еставраци€ картины ».≈.–епина.

–еставраци€ знаменитой картины ».≈.–епина-—« »ван √розный и сын его »ван», изуродованной Ѕалашовым, близитс€ к концу. ’удожник ƒ.‘.Ѕогословский, приглашенный дл€ исправлени€ механических повреждений картины, рассчитывает закончить все работы, не позднее субботы, текущей недели.
 артина уже дублирована на новый холст и вчера нат€нута на новый нодрамок.
»справление можно считать удавшимс€. ћеханическа€ повреждени€ совершенно уничтожены, от них не осталось и следа.„ ќстались лишь пробелы на тех местах, где краска от силы удара отвалилась.
»сполн€ющий об€занности попечител€ “реть€ковской галереи ».—.ќстроухов, только-что возвратившийс€ из ѕетербурга, где он виделс€ с ».≈.–епиным, сообщает, что ».≈. прибудет в ћоскву в середине феврал€ дл€ завершени€ работ по реставрации.

–епин перед судом «Ѕубнового ¬алета».

        —егодн€ в аудитории ѕолитехнического музе€ состо€лось собрание «Ѕубнового ¬алета» по поводу картины –епина «»оанн √розный». ќгромный зал был переполнен публикой. ¬ числе присутствовавших находилс€ и ».≈.–епин. —обрание началось вступительным словом ћарка ¬олошинова (ћакса ¬олошина –—.—.) по поводу картины –епина. ¬олошинов говорил, что –епин в своей картине переступил рубежную грань и нашелс€ ценитель, который ее изрезал. Ётот ценитель — јбрам Ѕалашов. ¬олошинову картина –епина не по душе; он находит, что самые потоки крови на ней неестественны, и напоминает, что проф. «ернов и проф. Ћанцев в ѕетербурге в свое врем€, когда была написана картина, утверждали, что от тех поранений, который получил царевич, кровь но могла течь в таком изобилии. ѕо мнению ¬олошинова, картине –епина, котора€ конечно должна быть исправлена, место не в национальном музее, а в паноптикуме. Ќо если уж ее желают оставить в “реть€ковской галерее, то пусть ее постав€т в отдельную комнату и напишут: «¬ход только дл€ взрослых». ¬олошинов закончил свою речь утверждением, что он не знает, –епин ли - жертва Ѕалашова, или Ѕалашов — жертва –епина, так как давно можно было ожидать такого эксцесса при грубости картины. –епин попросил слова. ’удожник протестовал против разбора его картины по косточкам с техни- (ческой стороны? - страница оборвана. –—.—.
( рити-)куют, не загл€дыва€ в душу его произведени€. ¬ид€т кровь, но не вид€т, как на лице »оанна √розного с ужасом смешана, любовь к убитому сыну, не вид€т слезинки на глазах царевича, котора€ говорит о прощении и о примирении. ћежду прочим, –епин оп€ть вернулс€ к тому, что весь поход против его картины - это дело партии, и результатом агитации этой партии €вл€етс€ и подвиг Ѕалашова. Ёта парти€ открыто высказываетс€ против всего русского, против всего национального. –ечь –епина была покрыта частью аплодисментами, частью свистками. –епин ответил, что раз ему свист€т, то он продолжать своей речи но будет. ѕосле –епина говорили целый р€д других ораторов из «Ѕубноваго ¬алета», но речи их были совершенно неинтересны.

2001-439 (357x550, 28Kb)

ƒиспут «бубновых валетов».

(¬чера в ѕолитехническом музее.)

        ¬ большой аудитории музе€ собрались «бубновые валеты»:
–азвенчивать –епина.
√ост€щий сейчас в ћоскве ».≈. пожелал присутствовать при «надругании» над ним.
¬ошел в аудиторию в сопровождении реставратора ƒ.‘.Ѕогословского, художннков ». . райтора и  омаровскаго. —кромно зан€л место на одной из верхних скамей амфитеатра. ƒобродушно улыба€сь, слушать доклад...
“рудную задачу «разъ€снить» –епина вз€л на себ€ ћаксимилиан ¬олошин. ƒокладчик вначале же отмежевалс€ от «валетов».
Ќо общий «врага» нашелс€:
 артина –епина «»оанн √розный».
        — ¬ то врем€,—утверждает ћ.¬олошин,-—как нова€ живопись, начина€ с импрессионизма, реалистична, творчество –епина остаетс€ натуралистическим. ј натурализм при изображении ужасного только повтор€ет несчастные случаи, копиру€ их.
        — Ќе –епин—жертва Ѕалашова, —восклицает докладчик,—а Ѕалашов—жертва репинской картины.
» с пафосом заканчивает:
        — «а 30 лет картина –епина принесла много вреда. » надо докончить дело, начатое Ѕалашовым, не в смысле физического уничтожени€ картины, конечно. ≈й не место в национальной картинной галерее! “реть€ковска€ галере€ поступила бы благоразумно, если бы пожертвовала ее в большой паноптикума!.. ¬ отдельную комнату с надписью: «¬ход только дл€ взрослых!..»
        — ѕрошу несколько слов!—поднимаетс€ с места ».E.–епин.
¬зволнованно, с дрожью в голосе говорит старик:
        — я не потер€л времени, слуша€ автора. „еловек образованный, интересный лектор, много знаний... но... тенденциозность, которой нельз€ перенести. я удивл€юсь, как может образованный человек повтор€ть весь слышанный вздор.
–азмахива€ блокнотом, ». ≈. опровергает обвинени€ в исторических и психологических неверност€х картины.
» с обидой протестует:
        — ѕередать картину в паноптикум — мысль, безнравственна€ дл€ русского человека... Ќеправда, что говор€т о картине. Ќаоборот, € наслушалс€ столько хорошего о ней и странно мне, что русские люди хот€т довершить де€ние этого глупца Ѕалашова. я не подозреваю автора, в том, что он идеть по следам скверных источников...
Ћегкое шипенье прерываешь ».≈.
ќбиженный художник обрывает речь и садитс€.
јплодисменты долго не умолкают в аудитории.
— трудом удаетс€ подн€вшемус€ на кафедру оратору овладеть ее вниманием.
ѕрени€ проход€т под непрерывные хлопки и свистки. ’лопают сторонники «валетов», волнуютс€ и кричать их противники.
—плошной хаос.
«Ёкзотическое» настроение долго не пропадает.


ћаксимилиан ¬олошин, громивший –епина на диспуте. Ќа фотографии он изображен в «костюме богов». ¬ таком виде он гул€л в течение прошлого лета в  рыму, где этот снимок и сделан.
 «–аннее ”тро» 28(15) феврал€ 1913 года. 

http://starosti.ru/archive.php?m=2&y=1913

P.S. ».≈. –епин специально дл€ этого приехал из  уоккалы, чтобы восстановить картину. Ќо со времени создани€ картины прошло уже почти три дес€тилети€, за это врем€ изменились и художественна€ манера ». –епина, и трактовка им цвета. ’удожник ничего не стал восстанавливать, а заново написал голову цар€ в манере, свойственной ему к 1913 году.

 усок новой репинской живописи заплатой лег на старую картину. „ерез несколько часов »горь √рабарь, возглавл€вший “реть€ковскую галерею, увидел на полотне свежие еще краски. ≈го решение по своей смелости было просто дерзким. ». √рабарь насухо стер положенные ». –епиным краски (художник к тому времени уже уехал) и "заправил", как выражаютс€ специалисты, потер€нные места акварелью, покрыв их потом лаком.

„ерез несколько мес€цев ».≈. –епин вновь оказалс€ в “реть€ковской галерее, долго сто€л перед своей картиной, но так ничего и не заметил.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



ёжноеЋето   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 11 ћарта 2013 г. 20:18 (ссылка)
—пасибо за пост! ќчень интересно и познавательно... ”вы, о таком знаменитом полотне и почти ничего не знала...  ак-то так получилось... —пасибо за ликбез)))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 11 ћарта 2013 г. 22:37ссылка
ƒл€ мен€ это тоже стало открытием.  ак и многие картины –епина, о которых € раньше не знала
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку

ѕодписка RSS –еклама на сайте –еклама в газете »здательство –едакци€ Ќаш адрес

Rambler's Top100