ќ чем думаете?
56 0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в rodich2007

 -—ообщества

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.03.2007
«аписей: 10014
 омментариев: 6797
Ќаписано: 20834



«везда из прошлого - јƒ≈Ћ»Ќј ѕј““» (1843Ч1919)

¬торник, 28 »юн€ 2016 г. 13:35 + в цитатник
Adelina Patti, 1843-1919 (455x699, 103Kb)

»таль€нска€ певица, колоратурное сопрано. ѕела во многих странах. ѕартии: –озина («—евильский цирюльник» ƒж. –оссини), ¬иолетта («“равиата» ƒж. ¬ерди), ћаргарита («‘ауст» Ў. √уно).

—ами обсто€тельства ее происхождени€, казалось, не оставили јделе-’уане-ћарии ѕатти (полное им€ нашей героини) никакого выбора будущего. ѕо€вление на свет четвертого ребенка в семье драматических певцов, италь€нца-отца и матери-испанки, принесло с собой не только радость. ћать јделины, пользовавша€с€ на италь€нской сцене заслуженной попул€рностью под именем Ѕарилли, совершенно потер€ла голос, разрешившись последним ребенком. «јделина все вз€ла у мен€», — говорила артистка, навсегда расставшись с театром.  ќднако природа, как известно, пустоты не терпит: лишив мать голоса, она подарила гениальный дар дочери.  ¬ семье, где все было св€зано с музыкой, јделина, конечно, не могла остатьс€ равнодушной к гармонии звуков, однако даже дл€ видавших виды актеров ѕатти ошеломл€ющим показалс€ талант их последыша. ¬ св€зи с денежными затруднени€ми семь€ вынуждена была перебратьс€ в јмерику, где в 1850 году юна€ певица и вышла впервые на сцену. „увству€ себ€ уже насто€щей артисткой, семилетн€€ јделина наотрез отказалась по€витьс€ на сцене с куклой в руках, как того хотели устроители концерта, наде€сь умилить американских слушателей.  —троптивость характера, про€вившуюс€ у ѕатти в раннем возрасте, не раз испытали на себе антрепренеры, партнеры актрисы по сцене, служащие театра. »ной раз ее вздорность помогала карьере, но чаще служила поводом дл€ анекдотов о несносной диве. јделина была так капризна, что ее единственный учитель, он же — муж ее старшей сестры, ћорис —тракош, никогда не спрашивал ѕатти, расположена ли она сегодн€ заниматьс€. ¬о избежание ссор этот хитрый педагог садилс€ за инструмент и начинал проигрывать ту оперу, которую необходимо было выучить. „ерез некоторое врем€ дверь репетиционной комнаты распахивалась и на пороге по€вл€лась бодро напевающа€ только что исполненный —тракошем отрывок ученица..   счастью, музыкальна€ пам€ть ее казалась феноменальной: трех-четырех раз прослушивани€ јделине было достаточно дл€ точного воспроизведени€ своей партии. ѕомимо голоса и прекрасных музыкальных способностей природа наделила ѕатти редкой выносливостью. –одители, конечно, понимали, что частые выступлени€ маленькой дочери могут отрицательно сказатьс€ на ее голосе, но поскольку другого выхода из отча€нной нужды у них не предвиделось, они разрешали јделине отправл€тьс€ на новые и новые гастроли. «а четыре года странствий по городам ёжной и —еверной јмерики девочка дала более трехсот концертов.  — юной ѕатти в этих путешестви€х случались самые насто€щие приключени€: в —анть€го дев€тилетнюю артистку настигло сильнейшее землетр€сение, разрушившее весь город; в плавании к берегам  убы она едва не погибла во врем€ шторма. √овор€т, что маленька€ јделина выказала при этих катаклизмах невозмутимое присутствие духа. ¬ ѕуэрто-–ико, где никогда не видели иностранных артистов, зрители, очарованные серебр€ным голосом ѕатти, серьезно решили, что перед ними на сцене — сверхъестественное существо и прозвали јделину «маленькой колдуньей». Ќо современному человеку стоит больше всего подивитьс€ тому, как при таком колоссальном напр€жении (фактически девочка давала по концерту через каждые четыре дн€) ѕатти сохранила свой неповторимый голос. ¬ 1855 году старани€ми все того же «ангела-хранител€» —тракоша јделина прекратила выступлени€ и начала готовитьс€ к карьере оперной певицы. «а четыре года ѕатти освоила дев€тнадцать   партий. ≈е учитель смог объ€снить девушке всю ответственность возвращени€ на сцену «бывшего вундеркинда». —лишком часто способные дети вырастали в серые посредственности, поэтому ѕатти об€зана была ворватьс€ на оперную сцену с особым шиком, превзойти соперниц своими данными, как когда-то маленька€ јделина превосходила сверстников. 24 но€бр€ 1859 года €вилось знаменательной датой в истории исполнительского искусства. ¬ этот день аудитори€ нью-йоркской музыкальной академии присутствовала при рождении новой выдающейс€ оперной певицы: ѕатти дебютировала здесь в «Ћючии ди Ћамермур» ƒоницетти. –едкой красоты голос и исключительна€ техника артистки вызвали бурю оваций. ”же в первом сезоне она с огромным успехом пела в четырнадцати операх и совершила турне по американским городам.  ќднако в отличие от сегодн€шнего понимани€ престижа, когда любое закрепление успеха св€зано с признанием в —Ўј, в прошлом веке пор€дочной артистке необходим был восторг европейского зрител€. ¬ —таром —вете молода€ ѕатти предполагала сразитьс€ за звание первой певицы мира. Ќадо сказать, что ситуаци€ дл€ завоевани€ оперного ќлимпа сложилась весьма подход€ща€. ≈динственна€ певица, котора€ могла бы поспорить с јделиной за сердца обожателей классического пени€ — Ѕозио почила в бозе на тридцать третьем году жизни. 14 ма€ 1861 года ѕатти уже срывала первые листки лаврового венка перед лондонцами, заполнившими театр « овент-√арден», в роли јмины («—омнамбула» Ѕеллини). Ётот первый триумф, по-видимому, так поразил певицу, что јнгли€ стала насто€щей любовью ѕатти. Ќа берегах туманного јльбиона јделина провела большую часть жизни, а с конца 1890-х годов она окончательно обосновалась в этой стране. Ќо наиболее экзальтированных поклонников ѕатти обрела в ѕариже, куда впервые приехала в 1862 году. „ерноглаза€, грациозна€ јделина сделалась любимицей французов. ѕоэты слагали в честь нее оды, ее привычки и манеры стали основой всех светских сплетен ѕарижа. “рудно было усто€ть дев€тнадцатилетней девушке перед лестью и преклонением. »збалованна€ восхищением ѕатти даже перестала по€вл€тьс€ на репетици€х, предоставл€€ возможность подавать реплики своему импресарио —тракошу. Ѕедному ћорису приходилось распевать любовные дуэты –озины, Ћючии или —омнамбулы. Ѕольшого труда стоило добитьс€ согласи€ артистки хоть на одну репетицию, разве только она внимала уговорам, чтобы разучить новую оперу. ќ тирании дивы стали даже ходить анекдоты. ћного сплетен родилось в ѕариже и по поводу чрезмерной страсти ѕатти к роскоши. ќна соглашалась выступать лишь за баснословные гонорары и только с теми постановщиками, которые одевали ее в фантастически дорогие костюмы, сшитые по последней моде. ≈стественно, что головокружение от триумфа не способствовало шлифованию мастерства јделины. » вскоре среди восторженных дифирамбов газетчиков по€вились нотки разочаровани€ серьезных критиков. ¬ одном из отзывов на исполнение ѕатти роли –озины в «—евильском цирюльнике» рецензент отмечал, что певица внесла в партию множество украшений, совершенно несоответствующих характеру музыки –осини. «...ѕоневоле говоритс€ об одной лишь јделине ѕатти, о ее грации, молодости, чудном голосе, изумительном инстинкте, беззаветной удали и, наконец... о ее мине избалованного ребенка, которому было бы далеко не бесполезно прислушатьс€ к голосу беспристрастных судей, без чего ей вр€д ли удастс€ дойти до апоге€ своего искусства». Ќадо сказать, что безмерное честолюбие помогло ѕатти в испытани€х «медными трубами». ќна таки смогла заставить себ€ работать и, вступа€ в полосу творческой зрелости, отказатьс€ от прежних дурных привычек. ѕатти медленно, но неуклонно взрослела, становилась личностью, не дав дурному воспитанию возобладать и погубить ее уникальный талант. Ѕольшой успех способствовал јделине в –оссии. ¬ книге «ћо€ жизнь в искусстве»  .—. —таниславский с восхищением вспоминал о «сверхъестественно высоких нотах чистейшего серебра» ѕатти, о ее необыкновенной колоратуре и технике. ¬ его пам€ти, уже на склоне лет, €рко воскресала ее «точена€ небольша€ фигурка, с профилем, точно вырезанным из слоновой кости». ћолодой, только начинающий свою карьеру ѕ.». „айковский слушал певицу в московском Ѕольшом театре. ќна пела –озину. —охранились строки, написанные великим композитором о ѕатти: «¬ чарующей красоте ее голоса и в соловьиной чистоте ее трелей, в баснословной легкости ее колоратуры есть что-то нечеловеческое. ƒа, именно нечеловеческое...» ¬осемь лет, из года в год, ѕетербург и ћосква испытывали наслаждение, вид€ и слуша€ ѕатти. ¬ 1873—1877 годы Ћев “олстой писал «јнну  аренину». ѕомните, в одной из глав п€той части романа он отправл€ет свою героиню в театр на представление с участием ѕатти. Ќаверное, јделина “олстого не читала, хот€ она была очень способной к €зыкам и знала французский, английский, испанский, италь€нский. Ќо необходимости учить русский, по-видимому, у нее не было, так как в –оссии окружающие певицу люди спокойно общались на одном из перечисленных выше €зыков. »нтересно, что и великий писатель ѕатти никогда на сцене не видел, просто он описал атмосферу ее спектакл€ по рассказам очевидцев. 1 феврал€ 1877 года состо€лс€ бенефис артистки в «–иголетто». Ќикто не думал тогда, что в образе ƒжильды она последний раз предстанет перед петербуржцами. “ак случилось, что именно в северной российской столице ѕатти мучительно, с т€желейшими истериками расставалась с первым мужем. ѕодробности скандала со сладострастием смаковались петербургской публикой. ƒл€ јделины воспоминани€ о разводе стали поводом дл€ того, чтобы надолго забыть дорогу в северную столицу.

≈ще в молодости ѕатти обручилась в Ћондоне с сыном миланского коммерсанта. ≈го ревность — даже к партнерам по спектаклю! — была вполне в духе классических оперных эпизодов, и посто€нно устраиваемые им сцены, хоть льстили самолюбию молодой дивы, постепенно становились в т€гость, а когда страстный ќтелло обанкротилс€, јделина навеки вычеркнула его из своего сердца.

 о всему прочему она была очень честолюбива. ¬ Ѕаден-Ѕадене, где собирались сливки общества со всей ≈вропы, у нее по€вилс€ новый жених: маркиз де  о, молодой человек с бакенбардами а-л€ ќффенбах, шталмейстер императора Ќаполеона III, Bel ami (милый друг - фр.) на каждом придворном празднике. —ердце јделины раста€ло, ведь вместе с титулом маркизы она получала залог удачной актерской карьеры. ќсталось преодолеть сопротивление свекрови, герцогини де ¬альми, котора€ поначалу не испытывала особого восторга перед женитьбой сына на комедиантке. »мператрица ≈вгени€ собственной персоной стала посредницей в этом деле, так в 1868 году в часовне редемптористов  лафама состо€лась пышна€ свадьба. —видетел€ми были герцог ћанчестерский, французский принц де ла “ур д'ќвернь и посол ‘ранции в Ћондоне. Ќичего более изысканного дотоле не видели. јделина купалась в лучах двор€нской славы. Ќо влюбленность не притупила в ней чувства реальности, и по договору состо€ние ѕатти, которое уже тогда оценивалось в 300-400 тыс€ч франков, после заключени€ брака осталось нетронутым.

Ќесколько лет все шло хорошо, поюща€ маркиза разъезжала от успеха к успеху, муж сопровождал ее в качестве принца-консорта. Ќеожиданно ѕатти воспылала безудержной страстью к одному своему коллеге — тенору Ёрнесту Ќиколини, который на самом деле оказалс€ отцом п€терых детей и австрийцем по фамилии Ќиколас. —начала она совершенно не переносила Ќиколини, его грубые манеры так же действовали ей на нервы, как и бахвальство в любовных делах. Ќо в конце концов јделина ѕатти пожертвовала браком и двор€нской роскошью ради человека, который даже не был образцовым артистом. »змена стала сенсацией, маркиз де  о подал на развод, он обошелс€ ѕатти в 250000 франков.

≈ще некоторое врем€ эта истори€ служила обильной пищей дл€ закулисной болтовни, но слава примадонны так укрепилась за ѕатти, что поведение певицы не повли€ло на ее положение в обществе. ¬ 1889 году Ќиколини умер. јделина искренне оплакивала его, что, правда, не помешало ей уже на шестом дес€тке выйти замуж за 23-летнего шведа –ольфа —едерштрЄма, барона по происхождению и массажиста по роду зан€тий. Ќо все это было ничто по сравнению с его красивым крепким телом.

— давних пор ѕатти добровольно поселилась в роскошной уэльской обители.  огда она выезжала в своем экипаже, деревенска€ детвора выстраивалась цепью по обеим сторонам дороги и кричала в ее честь: «Mrs. Patti for ever!» (ћиссис ѕатти — вечна€ слава! - англ.). ¬ своем замке она расставл€ла современные музыкальные инструменты и болтала на четырех €зыках с попуга€ми. ∆емчужиной ее новоготической обители стал частный театр на 200 зрителей. Ќа занавесе была изображена аллегорическа€ фигура ѕатти в виде царицы —емирамиды в роскошной повозке.

≈й удалось сохранить свой голос до глубокой старости. „ерез двадцать семь лет после своих последних гастролей в –оссии ѕатти приехала по просьбе императорской семьи в ѕетербург, чтобы выступить в благотворительном концерте в 1904 году в фонд помощи раненым русским воинам, участникам русско-€понской войны. Ўестидес€тилетнюю актрису встречали с восторгом, но с опасением. ќна держалась за руку своего молодого мужа и выгл€дела р€дом с ним молод€щейс€ старухой, с жидкими крашенными рыжими волосами. Ќо когда она запела, слушатели были ошеломлены ее звонким, по-прежнему серебристым голосом. ƒолголетие ѕатти на сцене, не искусственное, не раст€нутое поклонением бывшим ее заслугам, было феноменальным — шестьдес€т лет продолжалась ее сценическа€ де€тельность. ¬ерди однажды определил €вление ѕатти, как «исключение в искусстве». —овременники находили голос певицы, хот€ и не отличавшийс€ особой силой, уникальным по м€гкости, свежести, гибкости и блеску, а красота тембра буквально гипнотизировала слушателей. ѕатти был доступен диапазон от си малой октавы до фа третьей. ¬ лучшие свои годы ей никогда не приходилось «распеватьс€», чтобы войти в форму, — с первых же фраз она €вл€лась во всеоружии своего искусства.  ѕатти дожила до по€влени€ первых грампластинок, и ее по-детски восхищала возможность услышать собственный голос. √овор€т, что, когда ей как-то проиграли одну из записей, артистка не смогла сдержать слез от радости: ведь теперь будущее поколение будет судить о ее искусстве не только со слов современников. ¬ 65 лет ее им€ по-прежнему прит€гивало публику как магнит, и перед своим официальным уходом со сцены певица дала серию последних и предпоследних концертов. 20 окт€бр€ 1914 года јделина ѕатти навсегда простилась с публикой на концерте, организованном в цел€х помощи ќбществу  расного  реста. Ўла перва€ мирова€ война, и знаменита€ певица смотрелась на сцене словно осколок ушедшего XIX века. ≈е последним —кальным номером стала любима€ англичанами проста€ песенка «ƒом, ћой милый дом».

ѕоследние годы жизни ѕатти провела в своем живописно расположенном замке  рейг-ай-Ќос в ”эллсе, где и скончалась 27 сент€бр€ 1919 года (похоронена на кладбище ѕер-Ћашез в ѕариже).

http://www.classic-music.ru/patti.html

http://www.loveorigami.info/story.php?aut=389&story=133

–убрики:  «везда из прошлого

ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку

ѕодписка RSS –еклама на сайте –еклама в газете »здательство –едакци€ Ќаш адрес

Rambler's Top100