ќ чем думаете?
56 0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в rodich2007

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.03.2007
«аписей: 10014
 омментариев: 6795
Ќаписано: 20832


ѕервый парфюмер –оссии

¬торник, 06 Ќо€бр€ 2007 г. 04:37 + в цитатник

 (512x700, 88Kb)

ƒо конца жизни  √енрих Ѕ–ќ ј– плохо говорил по-русски, еще хуже писал на русском €зыке. Ќо поразительно точно угадал вкусы и предпочтени€ росси€н. ћаркетинговыми талантами парфюмера-иностранца восхищались еще его современники-конкуренты. ј одеколон "÷веточный", который он вывел на рынок, выпускаетс€ до сих пор.

 (372x409, 60Kb)


ќдному из своих при€телей √енрих Ѕрокар как-то написал: "¬ыезжа€ из –оссии за границу, переживаешь ощущение, будто сн€л гр€зную сорочку и надел чистую". » тем не менее, јндрей јфанасьевич (так по-московски порой величали уроженца ‘ранции, сына парижского лавочника јтанаса Ѕрокара) прожил в ћоскве 39 лет - с 1861 года почти до самой смерти в 1900 году.

»менно здесь он добилс€ фантастической попул€рности и стал одним из самых удачливых предпринимателей пореформенной –оссии. ¬озможно, он не покидал Ѕелокаменной из-за того, что понимал: именно здесь можно было максимально реализовать свой недюжинный дар маркетолога.

 (350x237, 24Kb)

¬ –оссию Ѕрокар попал сложным путем. ≈го отец продал парфюмерную лавку, расположенную в самом центре ѕарижа - на ≈лисейских пол€х, и подалс€ с семьей в јмерику. ѕричина отъезда - обостривша€с€ конкуренци€ среди парижских торговцев ароматной продукцией. ‘ранци€ периода ¬торой »мперии переживала период экономического подъема, крупные компании поглощали мелкие. Ѕизнес јтанаса Ѕрокара был слишком мелким, а заокеанский рынок казалс€ неосвоенным и оттого заманчивым.

 (512x355, 64Kb)

ќднако и в —Ўј у Ѕрокара-старшего дела не заладились. ќн фактически бросил новое производство на сыновей и уехал во ‘ранцию. Ќекоторое врем€ √енрих вместе с брать€ми постигал азы парфюмерного дела и управлени€ производством. Ќо в начале 60-х годов вышел из семейного дела и уехал в –оссию. »сторики предпринимательства и биографы √енриха Ѕрокара до сих пор так и не вы€снили мотивов этого поступка, но возможно, он почувствовал огромный потенциал нового рынка.

 (250x253, 15Kb)

–осси€ дл€ парфюмеров выгл€дела действительно чрезвычайно привлекательно. Ќа –уси были древние банные традиции. ѕредставители всех сословий неизменно раз в неделю (как правило, в субботу) об€зательно посещали бани и парились до изнеможени€. Ќо большинство росси€н мылось в ту пору щелоком, изготавливаемым кустарным способом из печной золы. ’орошее мыло завозилось из-за рубежа и было доступно лишь представител€м высшего сослови€. ј народ попроще в лучшем случае пользовалс€ помывочным средством, внешний вид которого вошел в пословицу: "ћыло черно, да моет бело".

br6 (290x402, 90Kb)

ќбосновавшись в –оссии, √енрих Ѕрокар около полутора лет проработал наемным технологом в представительстве одной из французских парфюмерных фирм и изобрел новый способ изготовлени€ концентрата духов. Ёто было очень перспективное открытие, сулившее автору солидные премиальные. Ќо он совершил непостижимый дл€ коллег поступок - продал изобретение парфюмерной компании "–ур Ѕертран" за 25 тыс€ч франков и на вырученные средства открыл мыловаренную фабрику в ћоскве. “ак Ѕрокар, говор€ сегодн€шним €зыком, нашел свою рыночную нишу.

 (500x395, 76Kb)

‘абрика 25-летнего коммерсанта √енриха Ѕрокара открылась в 1864 году в “еплом переулке, в ћоскве. ¬прочем, фабрика - громко сказано. ѕод производственные нужды было спешно подготовлено помещение бывших конюшен. » первые партии мыла выходили из стен, пропахших конским навозом. —ам хоз€ин непосредственно руководил технологическим процессом и не бо€лс€ испачкать руки (сказались уроки американского бизнеса).  роме него в варке мыла участвовали еще двое - ученик јлексей Ѕурдиков, будущий известный мастер, и рабочий √ерасим.

 (215x699, 63Kb)

Ќеобходимо отметить, что за два года до этого √енрих јфанасьевич совершил другой крайне важный в своей жизни поступок. ќн женилс€ на московской барышне Ўарлотте –еве, бельгийке по рождению. “омас –авэ, бельгиец по происхождению, открыл небольшой магазинчик хирургических инструментов в центре ћосквы на Ќикитской улице. ≈го дочь Ўарлотта получила хорошее образование в одном из московских пансионов благородных девиц, где, помимо музыки, художественной вышивки танцев и манер приобрела знание нескольких иностранных €зыков, азов математики и основ бухгалтерского дела. “ак что Ўарлотта была не только милой и симпатичной, но и всесторонне образованной барышней.

 (339x501, 125Kb)

“омас –авэ любил принимать у себ€ друзей и приезжих французов и бельгийцев. ќднажды его посетил и јнри Ѕрокар.   ак только “омас –авэ представил √енриху свою дочь Ўарлотту, тот с первой же минуты был очарован ею, но сердце девушки было уже зан€то известным певцом. ќднако Ѕрокар не отступилс€. Ќа один из домашних концертов он приносит к –авэ корзину восковых фиалок и просит поставить их на ро€ль.
 оварный парфюмер знал тайны привораживающих запахов.  ак оказалось, запах фиалок пагубно вли€ет на св€зки, в результате чего возлюбленный мадемуазель Ўарлотты опозорилс€, дав петуха, после чего исчез в неизвестном направлении.

 (365x415, 62Kb)

„ерез пару мес€цев непрерывных ухаживаний ловкий парфюмер призналс€ девушке в любви. Ќо жалованье жениха в 120 рублей не устраивало отца невесты: «Ћотта вам не по средствам!». ќднако јнри Ѕрокар не останавливаетс€. ќн едет во ‘ранцию и продает там свою технологию изготовлени€ концентрированных духов. Ќа полученные деньги √енрих планирует открыть собственное предпри€тие.

 (238x350, 18Kb)

јнастас Ѕрокар - отец парфюмера

 јнастас Ѕрокар его благословл€ет и рекомендует начать с мыловарени€. ќт деда √енрих получает рецепт изготовлени€ кокосового мыла. √енрих јфанасьевич возвращаетс€ в –оссию и осенью 1862 г. 19-летн€€ Ўарлотта выходит за него замуж.

 (353x500, 49Kb)

¬озможно, это был самый удачный шаг в жизни Ѕрокара, сильно повли€вший и на его бизнес. Ўарлотта јндреевна прекрасно владела русским €зыком, органично вписалась в московскую действительность. ¬сю жизнь она помогала мужу в делах: придумывала новые брэнды, названи€ товарных групп, разрабатывала дизайн упаковок и даже вела переговоры с партнерами.

 (437x336, 85Kb)

¬ заброшенной конюшне ‘аворских молодожены открыли мыловарню, и √енрих вместе с двум€ работниками начинает варить мыло. ƒетище Ѕрокара выпускало поначалу до 60 кусков мыла в день. —охранились фамилии первых покупателей - купцов —мирнова, ƒунаева и ƒамтина. Ќо как ни старалс€ новоиспеченный парфюмер, мыло спросом не пользовалось. ¬ыручка составл€ла 2–3 рубл€.

 (448x286, 134Kb)

Ўарлотта знала, что русские аристократы пользуютс€ мылом, выписанным из ‘ранции, и сочла, что правильнее ориентироватьс€ на простых людей. Ќо простые люди не покупают мыла. “аким образом, проблема состоит в том, чтобы заинтересовать их покупкой мыла. ќна предлагает создать дешевое мыло дл€ малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, дл€ детей постарше – с буквами алфавита, а дл€ взрослых – разноцветное мыло в виде овощей. ѕо свидетельствам очевидцев, многие юные москвичи выучились читать по "азбуке Ѕрокара".

 (287x406, 69Kb)
ƒаже в наши дни парфюмерного изобили€ мыло разнообразных форм – отличный сувенир. ј в те времена при цене в одну копейку оно приобрело неслыханную попул€рность. «— этой копейки ты и получишь свой миллион!» – пообещала Ўарлотта мужу и оказалась права.  ƒл€ взрослых Ѕрокар также приготовил немало интересного. »значально он сделал ставку на выпуск мыла дл€ всех социальных групп. "Ќародное" стоило всего копейку, но это были не устрашающие черные бесформенные куски, а вполне современное душистое мыло аккуратной пр€моугольной формы. Ѕыстро пон€в, что борьбы с конкурентами не избежать (из-за границы в –оссию начали завозить французское и германское мыло), √енрих јфанасьевич освоил выпуск фигурной продукции, дав ей странноватые, но запоминающиес€ имена. ћыло "Ўаром" изготавливалось в виде шара в 1 вершок диаметром, "ќгурцом" по форме представл€ло собой самый насто€щий огурец и к тому же имело зеленый цвет. Ќа рынок в разное врем€ вышли такие сорта, как "янтарное", "ћедовое", "–озовое", "√реческое" и "—пермацетное". ѕоследние два были подороже (40-60 копеек за кусок) и стали попул€рны среди наиболее обеспеченной публики. «а этими видами мыла последовало кокосовое мыло, по рецепту дедушки Ѕрокара – по 5 копеек и круглое мыло. Ёти марки получили в 1865 г. серебр€ную медаль на ¬ыставке русских производств в ћоскве.
ѕрактически вс€ продукци€ уходила "с колес".

 (465x319, 86Kb)


ƒовольно быстро стены бывшей конюшни стали тесны дл€ растущего бизнеса. Ѕрокар перенес производство сначала на «убовский бульвар, затем на ѕресню. ј в 1869 году за —ерпуховской заставой открылась специально построенна€ фабрика дл€ выпуска косметической и парфюмерной продукции. ƒушистый товар там производ€т и по сей день.

 (567x348, 112Kb)

”спех брокаровского начинани€ был фантастическим. ќптовики дневали и ночевали около ворот фабрики, стрем€сь быстрее заказать новую партию мыла, шампун€ или помады (эту продукцию √енрих јфанасьевич также начал производить дл€ широких покупательских масс).

 (348x240, 67Kb)

ѕродукци€ московской фабрики начала завоевывать общероссийский рынок. Ќеудивительно, что по€вились подделки. Ѕрокар быстро придумал, как с ними боротьс€, введ€ особую этикетку дл€ всех видов своих товаров. Ёто был первый случай использовани€ маркировки в –оссии.

 (499x356, 53Kb)

”же в 70-е годы √енрих Ѕрокар задумалс€ о расширении своего бизнеса. ¬ его мысл€х все четче вырисовывалс€ проект выпуска духов и одеколона. Ёто был качественно иной бизнес. ќбеспеченные покупатели давно уже привыкли к иностранной продукции, а простолюдинам одеколон был не по карману.

 (217x411, 45Kb) (154x442, 34Kb) (187x378, 40Kb)

Ќужно было решить две задачи: снизить себестоимость производства и оттеснить иностранных конкурентов, придумав какую-то необычную акцию. — первой задачей Ѕрокар справилс€ довольно легко, использовав полученные в —Ўј знани€ по модернизации технологического процесса. ј вот со второй…

 (412x456, 154Kb)

—енсацией ѕервой ¬сероссийской ѕромышленно-художественной выставки (1882 г.) стал фонтан, который бил в центре павильона. ≈го струи испускали необычный аромат. √енрих Ѕрокар, вложив в создание фонтана немалые деньги, не прогадал. ≈го нова€ продукци€ - одеколон "÷веточный" - была презентована чрезвычайно эффектным и эффективным способом. —труи одеколона, образно говор€, промыли мозги потенциальным потребител€м. √азеты того времени много писали о том, как посетители выставки собирали дармовой одеколон в специально принесенные из дома банки и флаконы, а наиболее раскрепощенные окунали в фонтан пиджаки. ¬ыставка закончила работу, а по ћоскве еще долго бродили, благоуха€ "÷веточным", магазинные приказчики, средние и мелкие чиновники, купцы и ремесленники - основной контингент потребителей продукции Ѕрокара.

 (300x217, 9Kb)

— помощью необычной акции одеколон "÷веточный" быстро завоевал ћоскву, а впоследствии и –оссию. ¬след за ним последовали другие марки. Ѕрокар умело использовал политическую конъюнктуру в своих цел€х. “ак, в разгар русско-турецкой войны 1877-1878 гг. стали весьма попул€рны помада и мыло "Ѕукет ѕлевны".

 (181x400, 43Kb) (211x493, 56Kb)

≈ще один эффектный прием принес √енриху Ѕрокару массу новых покупателей. ќткрыва€ очередной магазин в ћоскве (всего их было около дес€тка), он сообщил через газеты, что весь день набор из 10 предметов - мыла, одеколона, шампун€ и др. - будет продаватьс€ за…1 рубль. ¬ласт€м пришлось вызывать дополнительные силы полиции, чтобы предотвратить чудовищную давку.

 (253x388, 77Kb)

Ќо √енриха јфанасьевича уже привлекал другой сегмент рынка парфюма. —реди производителей элитных духов никогда не было представителей –оссии. Ѕрокар стал первым, по традиции использовав суперэффектный пиаровский ход.

 (316x409, 61Kb)

≈му стало известно, что в ћоскву прибывает дочь императора јлександра II, велика€ кн€гин€ и герцогин€ Ёдинбургска€ ћари€. Ѕрокар не без труда пробилс€ на прием в Ѕольшом  ремлевском дворце и преподнес аристократке необычный подарок. »зготовленный на его предпри€тии букет нарциссов, роз и фиалок был неживым. ¬се детали - лепестки, стебли, цветки - оказались сделаны из…воска и украшены драгоценност€ми. Ќо восковый букет источал тонкое благоухание. ‘иалки пахли фиалками, розы - розами, а нарциссы, как нетрудно догадатьс€, - нарциссами.

 (139x370, 24Kb) (279x433, 48Kb)

—вое ноу-хау промышленник так и не раскрыл. ƒа и не нужно это было.ћари€ јлександровна была чрезвычайно тронута подарком. „ерез небольшой промежуток времени √енрих Ѕрокар стал официальным поставщиком двора герцогини Ёдинбургской, позднее - российского императорского дома и испанского королевского двора.

 (439x602, 91Kb)

√енрих јфанасьевич, помимо удивительного дара маркетолога, обладал незаур€дными организаторскими способност€ми. Ќа его предпри€ти€х практически не было забастовок. ¬о взрывоопасной –оссийской »мперии, где социальный пар не стравливали принципиально, он легко находил общий €зык с рабочими. —амый низкооплачиваемый работник у Ѕрокара получал ежемес€чно 15 рублей. „тобы пон€ть масштаб отчислений на зарплату, сообщим, что тогда в ћоскве можно было плотно пообедать всего за 10 копеек.  

 (413x289, 42Kb)

роме того, все сотрудники брокаровских предпри€тий ежемес€чно бесплатно получали наборы собственной продукции по числу членов семьи. Ѕолее того, если вдруг работник отдавал предпочтение иному парфюмерно-косметическому брэнду, √енрих јфанасьевич оплачивал ему 75% трат на мыло и одеколон.

 (370x268, 54Kb)

Ѕрокар вписал свое им€ и в историю отечественного коллекционировани€. ќн был страстным собирателем старины, в его коллекции присутствовали картины и гравюры, ювелирные издели€ и посуда.

 (475x334, 86Kb)

јпофеозом де€тельности √енриха Ѕрокара стала ¬семирна€ выставка 1900 года, проходивша€ на его исторической родине - в ѕариже. ѕродукци€ "“оварищества "Ѕрокар и  о"" получила там высшую награду - "√ран-при". Ќе это ли лучшее свидетельство оценки дара нашего геро€ - бизнесмена и технолога, смелого новатора и патриота своей второй родины - –оссии.

 (284x380, 81Kb)

Ўарлотта как-то спросила мужа, хотел бы он вернутьс€ в ѕариж? Ќа что тот ответил: «я вернусь во ‘ранцию умирать, но жить и работать могу только в –оссии».
“ак и случилось – по насто€нию врачей јнри Ѕрокар уехал лечитьс€ в  анны, где и умер в декабре 1900 г.

 (368x508, 90Kb)

«“оварищество Ѕрокар и  °» с оборотом в 2,5 млн рублей перешло к его вдове Ўарлотте јндреевне.
¬плоть до революции дело Ѕрокаров продолжали их сыновь€. Ўарлотта Ѕрокар не дожила до национализации.  онечно, не узнала она и того, что с 1918 г. ее «“оварищество Ѕрокар и  °» стало именоватьс€ √осударственным «амоскворецким ѕарфюмерно-мыловаренным заводом є 5, а в 1922 г. получило в духе времени другое красивое название – «Ќова€ «ар€».

 

 (350x241, 16Kb)

¬се материалы найдены на разных сайтах в сети

–убрики:  »стории о знаменитых
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку

ѕодписка RSS –еклама на сайте –еклама в газете »здательство –едакци€ Ќаш адрес

Rambler's Top100