ќ чем думаете?
56 0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в rodich2007

 -—ообщества

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.03.2007
«аписей: 10014
 омментариев: 6795
Ќаписано: 20832


Ћиди€ Ћопокова - русска€ балерина и английска€ баронесса

ѕонедельник, 25 јвгуста 2008 г. 20:10 + в цитатник

 (472x698, 237Kb)

»звестна€ русска€ балерина Ћиди€ Ћопухова, будучи артисткой д€гилевской труппы получила другое им€, которое придумал ей в 1914 году —ергей ƒ€гилев, - Ћопокова. ќчевидно, оригинальное русское им€ плохо ложилось на французский и английский слух, вот и пришлось Ћопуховой стать Ћопоковой. (“очно также он окрестил —пессивцеву - —пессивой.) ¬ 1909 году —ергей ƒ€гилев, создав труппу "–усский балет ƒ€гилева", впервые вывез ее в ѕариж. Ќачались знаменитые русские сезоны, которые буквально ошеломили западную публику не только новым словом в балете, новыми оперными постановками, новыми голосами (прежде всего Ўал€пиным), но конечно же и необыкновенным синтезом танца, живописи художников-новаторов и музыки новых композиторов - вначале преимущественно российских, а затем и европейских. ’ореографы - ћ. ‘окин и Ћ. ћ€син.  омпозиторы - ». —травинский, —. ѕрокофьев, ћануэль де ‘аль€, ћ. –авель,  . ƒебюсси. ’удожники - Ћ. Ѕакст, ј. Ѕенуа, ѕ. ѕикассо, ј. √оловин, Ќ. √ончарова и ћ. Ћарионов. », наконец, такие знаменитые танцовщики, как ¬. Ќижинский, —. Ћифарь, ј. ѕавлова, “.  арсавина и другие. Ћиди€ Ћопухова была приглашена в эту замечательную компанию в 1910 году (до того она танцевала в ћариинском театре, а в 1907-1910 годы в обществе своего брата ‘едора Ћопухова и јнны ѕавловой совершила турне по —Ўј). ¬ 1915 году она стала одной из ведущих танцовщиц труппы ƒ€гилева.

 (466x699, 122Kb) 

ќ Ћопуховой-Ћопоковой в јнглии издано несколько книг. ¬ одной собраны все воспоминани€ о ней и некоторые ее статьи, во второй - ее письма к мужу, известному английскому экономисту ƒжону ћейнарду  ейнсу. Ћиди€ Ћопухова родилась в ѕетербурге 21 окт€бр€ 1892 года. –одители братьев и сестер Ћопуховых не имели никакого отношени€ к балету. ѕравда, отец - выходец из кресть€н “амбовской губернии - был капельдинером јлександрийского театра и театр очень любил. ћожет быть, именно поэтому четверо из п€ти его детей поступили учитьс€ в ѕетербургское »мператорское театральное училище (благо, как вспоминает ‘едор Ћопухов, учеников принимали туда бесплатно и на полное иждивение). ѕервым поступил ‘едор (1886-1973), ставший впоследствии крупнейшим балетным хореографом —оветской –оссии, отдавший большую часть своего творчества ћариинскому и частично Ѕольшому театрам. «атем в училище поступили сестры ≈вгени€ и Ћиди€ и, наконец, брат јндрей. ѕ€тый брат, Ќиколай, закончил Ёлектротехнический институт. “олько Ћиди€ оказалась за границей, остальные жили в –оссии.

 (350x434, 87Kb)

¬ раннем детстве девочка была отдана в имрераторскую балетную школу, которую окончила в 1909 году. ”же через год она поступает в д€гилевскую балетную труппу и едет на гастроли в Ѕерлин, ѕариж и Ѕрюссель. ¬ 1910 году она уезжает в —Ўј, где в течение шести лет выступает в мюзик-холле.
¬ јмерике она выходит замуж за италь€нца –андольфо Ѕарокки, который был мэнеджером у ƒ€гилева. Ѕарокки был намного старше Ћидии и, как вы€снилось позднее, женат на италь€нке, и женилс€, не получив развода.

 (350x424, 64Kb)

¬ д€гилевскую труппу Ћопокова (под этим именем она была известна за границей) возращаетс€ в 1916 году, когда труппа –усский балет с Ќижинским в качестве главного танцовщика приезжает в Ќью-…орк. ќна танцует с Ќижинским и вместе с труппой совершает турне по ёжной јмерике и »спании.

 (400x640, 120Kb)
¬ 1918 году она впервые приезжает в Ћондон, где с большим успехом выступает в поставленных ћ€синым балетах "Ѕлагoвоспитанна€ леди" и "La Boutuque Fantastique". Ќо после спектаклей Ћопокова выходит из труппы ƒ€гилева и остаетс€ в Ћондоне. ѕравда, через два года Ћопокова получила разрешение ƒ€гилева вернутьс€ в труппу и в мае 1921 года приезжает в ѕариж, где танцует в "∆ар-птице", "—ильфиде" и "ѕетрушке". ¬ конце ма€ труппа приезжает в Ћондон, где представл€ет двенадцать балетов, и во всех Ћопокова принимает участие. ¬ Ћондоне ƒ€гилев начинает готовить представление "—п€щей красавицы", в котором нар€ду со —песивцевой и “рефиловой должна была танцевать и Ћопокова.

 (236x384, 45Kb)
»звестный английский экономист ћейнард  ейнс впервые увидел Ћидию Ћопухову в 1918 году во врем€ первых гастролей балета ƒ€гилева в Ћондоне: вслед за ѕарижем д€гилевска€ антреприза потр€сла своим искусством и лондонскую публику. »менно тогда зав€залась их дружба. ¬ 1921 году состо€лась их втора€ встреча, когда Ћиди€ окончательно покорила его сердце. ¬ одном из писем  ейнс писал: "ќна представл€етс€ мне совершенством во всех отношени€х".

 (465x594, 31Kb)

 ейнс был чрезвычайно многогранной личностью. ≈сли развитие капитализма не кончилось крахом и пошло не так, как это предсказывали классики марксизма, то этим оно в немалой степени об€зано ƒж. ћ.  ейнсу. »менно его идеи способствовали основательной перестройке капитализма, превращению его в смешанную систему, в которой действие рыночного механизма, заключенное в цивилизованные рамки законов, ув€зано с государственным регулированием экономики. ќн был не только экономист, но и философ, любитель литературы, музыки, живописи и театра. ≈ще студентом он переводил с латыни стихи средневековых поэтов. ќгромное место в его жизни, особенно в первой ее половине, занимала дружба с членами известного объединени€ английских интеллектуалов, художников и писателей - Ѕлумсберийского клуба. Ѕудучи богатым человеком, он выступал и как крупнейший меценат, помогавший своим блумсберийцам, и не только им, покупал картины многих других художников-современников, а позднее спонсировал театральные постановки, в особенности балет.  ейнс присутствовал на всех представлени€х "—п€щей красавицы". ќднако эта постановка оказалась не слишком успешной, она подорвала финансовые возможности ƒ€гилева. “руппа распадалась, и Ћиди€ Ћопокова вынуждена была выйти из нее. Ќекоторое врем€ она танцевала в Ћондоне в театрах  овент-√ардена и в  олизее.

 (446x699, 167Kb)

¬ это врем€  ейнс познакомил ее с группой своих кембриджских при€телей, которые поселились в Ћондоне в районе Ѕлумсбcери, отчего этот кружок получил название "группа из Ѕлумсбери". ¬ нее входили поэт “омас Ёлиот, писатель ≈. ћ. ‘орстер, художественный критик  лайв Ѕелл и его жена, ¬анесса - сестра ¬ирджинии ¬ульф, сама ¬ирджини€ ¬ульф (до замужества - —тивен) и ее муж Ћеонард ¬ульф, владелец издательства "’огарт-пресс", однокашник  ейнса по  ембриджу Ћиттон —тречи - автор биографических романов, художник и критик –оджер ‘рай, художник ƒункан √рант, - элита английского искусства 30-х годов.

 (442x594, 40Kb)

Ћиди€ сильно отличалась от круга его блумсберийских друзей, особенно женской части, с ее экстравагантностью в суждени€х, одежде, образе жизни. Ќедаром и сами блумсберийцы были встревожены: Ћиди€ не из их среды и, по их мнению, совсем не подходила по внутреннему миру  ейнсу - их другу, покровителю и главному источнику денежных средств. Ќо именно тем, что не нравилось блумсберийцам, и пленила Ћиди€  ейнса. ” нее был острый ум, большое чувство юмора, веселый и живой характер.  ак отмечал плем€нник  ейнса ћило  ейнс, она действительно не любила участвовать в беседах блумсберийцев о высших ценност€х, морали, религии, о душе, политике или общественных проблемах. ј если и включалась в разговоры об этом, то быстро прерывала их насмешливыми замечани€ми.

  (350x420, 55Kb)

Ћиди€ была очень женственна. ¬от одно весьма благожелательное описание портрета этой женщины: "–остом чуть ниже среднего, она обладала небольшой, хорошо сложенной фигурой... ¬олосы у нее были очень светлые, кудр€вились у лба и собирались небольшим пучком на затылке, у шеи. ” нее были маленькие синие глаза, бледные пухлые щеки и забавный нос, смахивавший на клюв колибри и придававший редкую пикантность выражению ее лица. ѕо-английски она говорила хорошо, с привлекательным акцентом. » в обычае у нее было делать глубокие замечани€ под видом легкой шутки". Ёто описание дополн€ет отзыв биографа  ейнса: "≈е оба€ние, веселость и озорство повсюду делали ее любимицей зрителей".

  (699x640, 289Kb)

¬ августе 1925 года в присутствии отца и матери  ейнса и многочисленных друзей состо€лась свадьба ћейнарда и Ћидии. ƒл€ многих женитьба уже известного экономиста на русской балерине воспринималась как скандал. ќднако были и другие мнени€ на этот счет: √ерберт ”эллс в том же 1925 году сказал о Ћопоковой: "ќна не только умна дл€ балерины, она умнее кого бы то ни было, а у  ейнса - самые лучшие мозги в стране". ∆изнь показала, что ”эллс оказалс€ прав. Ћиди€ оказалось хорошей женой, насто€щим другом и помощником дл€ своего мужа. –. ’еррод, автор биографической книги о  ейнсе, который хорошо знал Ћопокову, пишет о ней: "Ћиди€ стала первостепенной личностью. ќна была хорошей и верной женой, никогда не улон€лась от трудностей. Ёто создание, созданное из воздуха, полное юмора и эмоциональности, вступило на суровый путь долга как человек, которого с юности воспитывали в строгости. Ѕыть может, глубока€, уравновешенна€ русска€ душа помогла ей пронести т€желое брем€ жизни с терпением и благородством. ≈е веселость была нескончаемой, ее дух всегда оставалс€ высоким. Ќикто не слышал ни слова жалобы, и не только слова, но и шепота, ни вздоха. “о, что она давала, шло от ее доброй природы и истинной любви".

  (386x594, 26Kb)

 »нтересна€ подробность. ¬ластный ƒ€гилев обычно категорически возражал против замужества своих балерин. ќдин из его биографов, —. ‘едоровский, пишет: "ќн допускал кое-какие исключени€ лишь в тех случа€х, если така€ св€зь оборачивалась социальными преимуществами и денежной выгодой. “ак, балерине Ћидии Ћопуховой, ставшей женой  ейнса, вли€тельного английского экономиста, было разрешено остатьс€ в труппе".

  (475x699, 22Kb)

Ѕрак с  ейнсом оказалс€ на редкость удачным и счастливым. –азница профессиональных интересов не только не преп€тствовала, но еще более скрепл€ла их союз. Ќачать с того, что  ейнс нашел в лице своей жены вполне понимающего и отзывчивого партнера, с интересом и адекватно реагирующего на волнующие его проблемы.

 (396x594, 30Kb) 

 ейнс не принадлежал к числу тех, кто всю жизнь следит за своими расходами на потребление. ќн не был склонен к экстравагантности, но, когда у него были деньги, тратил их не на текущие нужды, а на красивую жизнь. —в€зь, а затем брак с Ћидией Ћопуховой сделали меценатство  ейнса еще более разнообразным. Ќар€ду с приобретением картин, ценных рукописей и книг деньги пошли на субсидирование балета и театра. “еперь это во многом было св€зано с карьерой Ћидии. ≈й было уже более 30 лет (начало заката дл€ балерины).

 (300x391, 39Kb) 

» хот€ она продолжала танцевать - и с большим успехом - ведущие партии в таких балетах, как "—п€ща€ красавица" „айковского, " арнавал" Ўумана, "ѕетрушка" —травинского, сама труппа ƒ€гилева переживала нелегкие времена. ”ходили многие талантливые танцовщики и хореографы, нужны были новые личности, и дл€ всего требовались деньги. ƒеньги  ейнса во многом продлили жизнь и самой труппы, и выступлений Ћидии Ћопуховой. ѕо€вл€ютс€ и новые проекты. ¬ 1929 году она танцует в балете Ѕаланчина (впоследствии всемирно известного хореографа, вышедшего из труппы ƒ€гилева и основавшего јмериканский балет) "“емные и красные розы".
¬ это же врем€ под патронажем  ейнса она объедин€ет группу молодых балерин и танцовщиков јнглии, получившую название "ќбщество  амарго" (по сценическому имени знаменитой бельгийской танцовщицы XVIII века јнн  уппи), и продолжает танцевать сама. Ѕалетом " оппели€" она завершает свой последний балетный выход в 1933 году в большом гала-концерте на сцене театра  овент-√арден. »нтересно и другое. »менно "ќбщество  амарго" (оно прекратило свою де€тельность в услови€х глубокого экономического кризиса в 1933 году) стало тем €дром, которое впоследствии заложило основы балетной труппы  овент-√ардена и вообще способствовало возрождению этого знаменитого театра ¬еликобритании.

  (462x594, 43Kb)

»так, с балетом Ћиди€ покончила. Ќо на этом она не успокаиваетс€. ¬ ней просыпаетс€ талант драматической актрисы. ѕоддерживаема€ азартом своего неугомонного мужа, она уже готовитс€ выступить в пьесе Ўекспира "ƒвенадцата€ ночь...", что увенчалось заметным успехом. ” самого  ейнса по€вл€етс€ новый грандиозный план: он решает начать строительство кембриджского “еатра искусств, в котором конечно же должна была играть его Ћиди€. Ќо дело не только в ней.  ейнс вообще считал театр необходимым звеном в образовании студентов. ќн писал, в частности: "’ороший маленький театр... так же необходим нам дл€ понимани€ драматических искусств с их сложной зависимостью от литературы, музыки и художественного оформлени€, как лаборатори€ дл€ экспериментальной науки. «амечательна€ особенность нашего поколени€ в том, что мы далеко продвинулись в возвращении театру... того места в р€ду серьезных интересов университета, какое он занимал в начале семнадцатого столети€".

 (465x594, 34Kb)

—троительство театра завершилось в 1936 году (кстати, одновременно с выходом в свет "ќбщей теории"). “еатральный сезон, конечно, был открыт с участием Ћидии, сыгравшей главные роли в р€де ибсеновских пьес.  ритика отозвалась благопри€тно, и даже блумсберийцы, не говор€ уже о  ейнсе, были в восторге.  ак писал —кидельски, "следующий год он проводил большей частью в хлопотах вокруг этих двух своих творений, переключа€ ум со споров с собрать€ми-экономистами на заботы о сценической карьере Ћидии и обеспечение приличного меню и обслуживани€ в театральном ресторане".

 (301x396, 58Kb)

Ћиди€ Ћопокова была не только хорошей женой ћейнарду  ейнсу. ќна многое сделала дл€ пропаганды русского искусства - классической литературы и балета ƒ€гилева - зарубежом. ¬ 1938 году Ћиди€ Ћопокова выступала на радио с программой русской классической литературы, „ехова, “олстого, √орького и ƒостоевского, а в 1943 году была комментатором радиопостановки "¬ойны и мира" “олстого.
ќна никогда не забывала русские традиции, русский €зык и оставалась русской на прот€жении всей своей жизни в јнглии. ќб этом свидетельствует ее стать€ "ћы русские, вы - англичане", котора€ по€вилась 13 марта 1929 года в "ƒейли  роникл".

 (382x594, 32Kb) 
Ћопухова прожила долгую жизнь. ћейнард  ейнс умер в 1946 году. Ћидии Ћопуховой было в это врем€ 53 года. Ѕез  ейнса она прожила еще 36 лет, но эти годы ничем примечательным не ознаменовались. ќна писала: "» теперь, без него, мне так одиноко. —вет погас. я в горе и плачу". Ќекоторое врем€ она еще про€вл€ла интерес к театру и балету, однако уже с начала 60-х годов окончательно уединилась в милом ее сердцу и воспоминани€м “илтоне. «десь она встречалась с друзь€ми, читала книги, вспоминала о своих дн€х в балете. ќна по-прежнему отличалась эксцентричностью и нежеланием учить английский €зык. ќна много рассказывала знакомым и друзь€м, навещавшим ее, о своем учителе ѕетипа, о ƒ€гилеве, Ќижинском,  арсавиной, ћ€сине.   сожалению, она не писала своих воспоминаний (за исключением небольшой статьи на смерть —ерге€ ƒ€гилева). ј ей было о чем рассказать. ѕравда, в 1934 году она выступала на радио ЅиЅи—и со своими воспоминани€ми о ƒ€гилевской труппе. Ёти воспоминани€ были опубликованы ћило  ейнсом только в 1983 году.

 (300x369, 52Kb)

”мерла Ћиди€ в 1981 году, и плем€нник  ейнса - –ичард  ейнс разве€л ее прах на том же холме ƒаунс, где в свое врем€ был разве€н прах ее мужа.
ќбраз Ћидии Ћопоковой сохранилс€ не только в воспоминани€х современников и исследовани€х историков балета, но и в произведени€х искусства.  онечно, она занимает исключительное место в истории русского балета, но, пожалуй, не меньшую роль она сыграла и как жена знаменитого экономиста, и как посол русской культуры в јнглии.

http://www.nkj.ru/archive/articles/10216/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

http://www.diaghilev.perm.ru/simposium/content/files/guestbook_12.html

–убрики:  √ордость нации
»стории о знаменитых
«везда из прошлого


ѕроцитировано 5 раз



 лавди€_—авельева   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 ‘еврал€ 2012 г. 13:50 (ссылка)
—пасибо!ѕост замечательный!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку

ѕодписка RSS –еклама на сайте –еклама в газете »здательство –едакци€ Ќаш адрес

Rambler's Top100