О чем думаете?
56 0

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rodich2007

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2007
Записей: 10014
Комментариев: 6797
Написано: 20834



Гордость нации - Матвей Кузнецов

Воскресенье, 02 Ноября 2008 г. 13:08 + в цитатник

 (300x339, 17Kb)

КУЗНЕЦОВ Матвей Сидорович - 2 (14) августа 1846 - 9 (22) февраля 1911 - крупный русский купец и предприниматель, из рода старообрядцев Кузнецовых, расширил и укрепил семейное дело по выпуску изделий из фарфора и фаянса.

  

 (500x500, 261Kb)

В России конца XIX — начала XX веков заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в Риге, Дулево, Новгороде, Вербилках и другие были основными производителями относительно недорогого фарфора для широкого потребителя.

 (500x500, 107Kb) 

 Матвей Сидорович Кузнецов — талантливый, предприимчивый промышленник — поставлял фарфор по всей России. Он не просто продолжил дело своего отца и деда, а вывел его на качественно новый уровень — значительно увеличил мощности заводов, доставшихся ему по наследству, приобрел новые, расширил ассортимент, рынки сбыта, успешно конкурировал с европейскими и восточными производителями фарфора.

  (398x500, 165Kb)

Основал «семейное дело» прадед Матвея Сидоровича — Яков Васильевич Кузнецов — деревенский кузнец. Крестьяне приезжали к нему подковать коня, купить ось к телеге, косу, топор, грабли... Проезжие порой останавливались на ночлег — тоже «статья дохода».

 (700x622, 91Kb)

Чего только не болтали злые языки, когда Яков Кузнецов начал ставить сруб на берегу реки Дорки, почти у самого края деревни Гжель: ограбил, мол, и убил постояльца — богатого купца... Вскоре к дому начали подъезжать подводы с глиной, кварцем, шпатом: в 1810 году это был уже небольшой кустарный фарфоровый заводик.

 (600x451, 45Kb) 

Два года спустя его возглавил сын Якова — Терентий. Решив расширить отцовское производство, он построил новый завод — в Дулево Владимирской губернии.

 (700x498, 157Kb)

В 1832 году производство с сортировочным цехом, складом, живописной мастерской было введено в действие. На этом предприимчивый хозяин не остановился: неподалеку, в селе Коротково, находилось отлично налаженное фарфоровое производство А.Г. Сафонова.

 (699x331, 74Kb)

Его живописцы знали особый рецепт приготовления ярких керамических красок и фарфоровой массы, искусно расписывали изделия способом крытья — синим, розовым, желтым, малиновым кобальтом, бархатным, сочным. Для отделки дорогой посуды использовали золото, гравировали агатом. В причудливом орнаменте «читалась» каждая деталь.

 (700x466, 88Kb)

Терентий Кузнецов во что бы то ни стало решил купить этот завод и добился своего. Сначала в 1851 году арендовал, а позже стал его полноправным владельцем.
  (700x476, 57Kb)

 Сын Терентия — Сидор, приняв от отца бразды правления, закрыл производство в Коротково, а талантливых мастеров перевел на свой завод в Дулево.

 (699x520, 61Kb)

До этого, еще 1843 году, он основал фарфорово-фаянсовый завод в Риге, на котором выпускал столовую и чайную посуду, а также телеграфные и телефонные изоляторы, полуфаянсовые изделия.

 (700x525, 78Kb)

 Опытные мастера приехали сюда из Гжели — на окраине Риги, недалеко от Западной Двины, появилась русская деревня. Фарфоровое производство росло, принося немалые доходы.

 (689x699, 174Kb)

Своему сыну Матвею Сидор Терентьевич с раннего детства старался привить деловую жилку, воспитывал в нем твердость характера, терпение, упорство в достижении цели.

  (331x482, 20Kb)

Образование Матвей получил домашнее, а в 1861 году — в 15 лет — по воле отца отправился в Ригу. Управляющий познакомил его не только со всеми премудростями изготовления фарфора, но учил и тому, каким должен быть хозяин производства.

  (331x452, 15Kb)

В Риге Матвей закончил коммерческое училище; по распоряжению правительства принимал участие в разработке тарифов для железнодорожного транспорта и таможенных пошлин.

  (500x485, 124Kb) 

В 1864 году пришел его час возглавить «кузнецовское дело». В 18 лет Матвей становится единоличным владельцем всех заводов семьи Кузнецовых.

 (700x525, 102Kb)

Правда, официально он находился под опекой мужей своих сестер до совершеннолетия — 21 года, что не помешало ему в 19 обзавестись собственной семьей. Год от года она росла: наследников у Матвея Кузнецова было восемь — семеро сыновей и дочь.

 (700x525, 140Kb)

 Матвей Кузнецов поставил себе цель — создать монополию всех частных фарфоровых заводов России — и всю жизнь шел к ней. В Тверской губернии, в селе Кузнецово (ныне Конаково), находился завод, принадлежащий А.Я. Ауэрбаху, — один из лучших в стране.

 (467x700, 44Kb)

Его основал аптекарь из Богемии Фридрих Бриннер, а в 1810 году продал Ауэрбаху — лифляндскому провизору, который перевел завод в Кузнецово. Здесь создавались уникальной красоты вещи — особенно столовые приборы, отделанные гирляндами цветов и листьев.

 (700x525, 127Kb)

О размахе предприятия можно судить по тому факту, что над сервизом для императорского путевого дворца в Твери трудилось 7 тысяч человек! Изделия завода были отмечены тремя золотыми медалями на различных выставках; дважды завод получал право изображать на них Государственный герб, что считалось высшей наградой.

 (700x525, 51Kb)

В 1870 году Матвей Кузнецов покупает завод А.Я. Ауэрбаха, проводит его реконструкцию, техническое переустройство, устанавливает три паровых котла, паровые машины, почти вдвое увеличивает число рабочих.

 (700x525, 55Kb)

Имея такую производственную базу и мастеров высочайшего класса, завод выпускал майолику, фарфор, фаянс, полуфаянс высшего качества, неизменно получая награды на выставках и заказы от частных лиц.
  (700x525, 60Kb)

 Ко второй половине XIX века М.С. Кузнецов стал крупнейшим поставщиком фарфора, фаянса, майолики и других видов изделий на мировом рынке; имел 18 предприятий в Российской империи, среди них 8 фабрик, заводы в Дулево, Кузнецово, Будах Харьковской губернии, селе Елавлянке Черниговской губернии, в деревне Песочная Калужской губернии.

  (525x700, 77Kb)

 В 1889 году было учреждено «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» с правлением в Москве.

  (525x700, 70Kb)

Но его хозяин не собирался «почивать на лаврах»: не давал покоя знаменитый завод Гарднера — лучшее фарфоровое предприятие России. В конце XIX века оно вдруг начало испытывать финансовые трудности.

 (700x525, 72Kb)

Ходили слухи, что разориться предприятию «помог» Кузнецов. Другого объяснения тому, что завод с мировой славой, не знавший кризисов, неожиданно оказался в столь плачевном положении, многие не находили.

 (525x700, 53Kb)

Так или иначе, в апреле 1892 года М.С. Кузнецов заключил торговую сделку с последней владелицей завода, Елизаветой Николаевной Гарднер, на 238 тысяч рублей и 300 десятин земли. Отдельно за 5 тысяч были куплены все фабричные модели, формы, рисунки, образцы.

 (700x525, 87Kb)

Особый договор подтверждал право нового хозяина ставить на изделиях, вывесках, счетах герб и фирменный знак завода «Гарднер», его награды и медали. Отныне слава Гарднера принадлежала Кузнецову, ставшему-таки монополистом частного фарфора!

  (525x700, 106Kb)

 «Фарфоровый магнат» Кузнецов попытался конкурировать и с Императорским фарфоровым заводом. Из Петербурга в Дулево приехало много мастеров-живописцев, но соединить «вольную» роспись народных умельцев и строгую гамму классики не удалось. Каждый стиль был хорош по-своему и развивался самостоятельно.

 (700x525, 58Kb)

 Ежегодно заводы «Товарищества М.С. Кузнецова» выпускали продукцию более чем на 7 тысяч рублей — две трети всего производства отрасли в России. Славились не только отменный кузнецовский фарфор, фаянс, опаловая столовая и чайная посуда, но и терракотовые фигурки, вазы, великолепные изразцы для печей, расписанные со строгим соблюдением стиля древнерусских рисунков...

  (525x700, 73Kb)

 Матвей Кузнецов имел 15 постоянных торговых центров в Петербурге, Москве, Одессе, Харькове, Варшаве; торговал на двенадцати российских ярмарках, а также в Персии, Турции и на Балканах.

 (700x525, 50Kb)

 Так называемый «восточный товар» преобладал в продукции «Товарищества М.С. Кузнецова» — выпускался бывшим гарднеровским и гжельским заводами.

 (700x525, 51Kb)

На восточном рынке продавался обычный для России ассортимент посуды — чайники, чашки с декором, сделанным по мотивам восточных орнаментов, а также предметы восточного происхождения — пиалы, блюда для плова, кальяны и многое другое. «Кашгарская печать», освоенная на заводах «Товарищества М.С. Кузнецова», вытеснила с рынков Персии, Афганистана, Монголии и других азиатских стран фарфор из Германии, Франции, Англии.

 (700x525, 42Kb)

 Среди предприятий М.С. Кузнецова крупнейшим был Дулевский завод. К началу ХХ века здесь работало более 2300 человек, действовало 8 печей для обжига посуды, три паровые машины мощностью 530 лошадиных сил, 20 муфельных печей. Когда неподалеку от завода проложили Нижегородскую железную дорогу, производство получило дополнительные выгоды.

  (525x700, 69Kb)

Продукция Дулево считалась одной из лучших в Европе во многом благодаря использованию сырья высшего качества и его специальной обработке. На первый взгляд, секрет был прост: глину в течение года хранили в подвалах массозаготовочного цеха, не употребляя — «летовали». За это время она становилась пластичней.

 (525x700, 62Kb)

Существенным было и применение лишь сухого, выдержанного топлива: использовали только торф, добытый до 20 июля. Остальной считался непригодным для производства фарфора, поскольку не хватало времени высушить его до кондиционной влажности. Но, конечно же, главным, что делало изделия «Товарищества М.С. Кузнецова» столь великолепными, — была высочайшая квалификация мастеров его заводов — их талант и золотые руки.
  (700x525, 86Kb)

Живописцы Гжели традиционно расписывали посуду кобальтом, украшая ее крупным розаном, реже — мелкими цветочками. Эту манеру росписи переняли и мастера Дулево, но их «розан» был розово-пурпурным. В 40—50-х годах на заводе появилось много мастериц, занимавшихся росписью. Имя Агафья было самым распространенным среди них; «агашками» называли и их рисунки — трогательные, наивные, но очень живые и яркие, сразу бросающиеся в глаза. Позднее в Дулево появилась разновидность этого стиля — «трактирный», тоже яркий, броский, но более декоративный, напоминавший красивую игрушку.

  (525x700, 71Kb)

Кузнецов зорко cледил за фарфоровой продукцией на мировом рынке, стремясь внедрить на своих заводах все последние достижения. В 1910 году французская фирма «Фор» выпустила автоматы для формовки чашек с толстыми стенками. Кузнецов тут же купил эти машины и установил в Дулево, а затем в Гжели.

 (700x525, 65Kb)

Основными покупателями продукции Кузнецовских заводов на российском рынке были крестьяне — их привлекал товар дешевый и неяркий, а также горожане, охотно раскупавшие по средней цене кузнецовскую посуду, по росписи похожую на дорогую «дворянскую».

 (525x700, 53Kb)

Матвей Сидорович уделял большое внимание изучению покупательского спроса. Новые рисунки разрабатывались на его заводах с учетом вкуса определенных кругов потребителей, учитывалось и эмоциональное воздействие цветового решения росписей.

 (525x700, 39Kb)

Он приглашал для работы знаменитых русских живописцев. Известно, что на фабрике Кузнецова, хотя и недолго, работал М.А. Врубель, создав эскиз росписи декоративного блюда по мотивам «Садко».
  (700x525, 50Kb)

 В 1912 году — к 100-летию победы России в Отечественной войне 1812 года — заводы «Товарищества М.С. Кузнецова» выпустили тарелки, сервизы, чашки, блюда с изображением сцен из истории Отечественной войны, богато украшенные золотым штампованным орнаментом, деколи для которых были сделаны в Германии.

  (525x700, 58Kb)

 В 1913 году на заводе в Дулево работало более трех тысяч человек; выпускалось почти 20 тысяч изделий на сумму около 1 750 000 рублей.
«Товарищество М.С. Кузнецова» во многом благодаря коммерческому таланту Матвея Сидоровича, его предприимчивости, исключительной изобретательности в решении деловых вопросов процветало. На фабриках товарищества изготавливалась: фарфоровая, фаянсовая, опаковая и полуфаянсовая посуда (столовая и чайная); майоликовые и терракотовые украшения для отделки внутренних покоев, а также фасадов домов, церквей и др.; майоликовые изразцы и детали для печей и каминов; терракотовые фигуры, вазы и др.; фарфоровые телеграфные и телефонные изоляторы и все предметы для электропроводки; фаянсовые сантехнические предметы (чашки, умывальные доски, ванны и др.).

 (488x322, 34Kb)

К началу 20 в. в товарищество входило 7 крупных, оснащенных по последнему слову европейской техники фабрик. Объем производства составлял почти 2/3 общего по России, где в то время работало уже 47 фарфоровых предприятий.Кузнецовский фарфор сбывался не только в пределах России, но и в Персии, Румынии, Турции, Афганистане. В 1902 Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Правление Товарищества находилось в Москве (Мясницкая улица, 8/2; ныне здание магазина «Фарфор»).

  (699x536, 144Kb)

На всероссийских промышленных выставках в Москве (1872) и Нижнем Новгороде (1896) за высокое качество изделий фирма была удостоена права изображения государственного герба, на международных выставках в Париже (1889, 1890) награждена золотыми медалями, на международных выставках в Реймсе (1903) и Льеже (1905) - Гран при.

 (525x700, 59Kb)

Росла и мировая слава. Свидетельство тому — золотые медали на Всемирных выставках в Париже в 1889 и 1900 годах, «Гран-при» на выставке в Реймсе в 1903-м и Льеже в 1905-м.

 (525x700, 72Kb)

За заслуги перед Отечеством и обществом в июне 1870 М.С. Кузнецов  был возведен в звание потомственного почетного гражданина; в ноябре 1881 - избран членом Московских детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии. В сентябре 1882 ему была объявлена Высочайшая благодарность за поднесенный Их Величествам на Всероссийской хозяйственно-промышленной Выставке 1882 в Москве фарфоровый чайный сервиз; в мае 1883 был Высочайше пожалован орден Св. Станислава 3 степени за полезную деятельность на поприще фабричной промышленности; в августе 1883 была объявлена через комитет общества Трудолюбия в Москве Высочайшая благодарность за устройство и содержание бесплатных народных столовых для отпуска обедов беднейшим жителям Москвы во время пребывания здесь Их Величеств по случаю празднования Священного Коронования; в декабре 1887 был Высочайше пожалован орденом Св. Анны 3 степени за устройство на Рижской фабрике часовни в память 25-летия царствования императора Александра II. В ноябре 1888 была объявлена признательность Министерства Народного просвещения за сделанные пожертвования на пользу дела Народного образования. В феврале 1892 был Высочайше пожалован за полезную деятельность на поприще торговли и промышленности званием Коммерции Советник. Он состоял членом многих благотворительных учреждений, был гласным московской городской думы и выборным московского Биржевого общества и, конечно же, как лучший из лучших в своей отрасли имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

 (700x525, 52Kb)

Кроме того, Кузнецов был награжден орденом Бухарской звезды, французского Кавалерского Креста и орденом Почетного легиона. Он был гласным Московской городской думы, выборным Московского биржевого общества, состоял членом многих благотворительных учреждений. На его средства были построены 5 больниц, 5 училищ, родильные дома, открыто несколько столовых для бедных. Он построил 3 церкви, 2 молитвенных дома, в том числе домовую церковь в своем особняке на 1-й Мещанской улице. Некоторое время он был председателем общины Рогожского кладбища, где и похоронен. Матвей Сидорович Кузнецов скончался в ночь с 8 на 9 февраля 1911 г. от апоплексического удара.

 (700x525, 79Kb)

  И после смерти Матвея Сидоровича в мире продолжала действовать его воля. На собранные среди служащих и рабочих пожертвования, по высочайшему соизволению в Коммерческом институте была учреждена стипендия «Имени Коммерции Советника М.С. Кузнецова». Стипендия предназначалась для служащих и их детей.

 (525x700, 55Kb) 

Духовная зрелость народа и его правителей выражается в способности помнить добро. М.С. Кузнецов, построивший фарфоровую и фаянсовую промышленность России, заслужил благодарную память потомков. Но потомки осквернили и уничтожили его могилу на Рогожском кладбище, и только уже в XXI в. его могила была найдена и обозначена стелой с его изображением.

 

http://www.lik.siteedit.ru/page62 

http://rechitzkiy.narod.ru/text/kuznezov.html 

 

 (700x525, 41Kb)

Рубрики:  Как это все начиналось
Гордость нации
Истории о знаменитых
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю



Александра_Саша_Шура   обратиться по имени Воскресенье, 02 Ноября 2008 г. 13:40 (ссылка)
потрясающей красоты и качества вещи.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 02 Ноября 2008 г. 14:03ссылка
Хорошо, что хоть что-то сохранилось.
 (700x525, 62Kb)
Art_Dealer   обратиться по имени Воскресенье, 02 Ноября 2008 г. 13:46 (ссылка)
Хороший пост,молодец..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 02 Ноября 2008 г. 13:58ссылка
Спасибо. Вот только такие посты хочется назвать "То, что мы утратили"
 (700x525, 92Kb)
Hyakinthos   обратиться по имени Четверг, 03 Марта 2011 г. 09:38 (ссылка)
Хорошо, что кто-то о нем помнит! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
ludmilanikolaevna   обратиться по имени Пятница, 04 Января 2013 г. 01:35 (ссылка)
Благодарю
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку

Подписка RSS Реклама на сайте Реклама в газете Издательство Редакция Наш адрес

Rambler's Top100