ќ чем думаете?
56 0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в rodich2007

 -—ообщества

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.03.2007
«аписей: 10014
 омментариев: 6797
Ќаписано: 20834



√ордость нации - √Ћ≈Ѕ ≈¬√≈Ќ№≈¬»„  ќ“≈Ћ№Ќ» ќ¬

—уббота, 31 январ€ 2009 г. 14:43 + в цитатник

 

 (431x699, 79Kb)

√Ћ≈Ѕ ≈¬√≈Ќ№≈¬»„  ќ“≈Ћ№Ќ» ќ¬ родилс€ в ѕетербурге 30 €нвар€ 1872 г. ¬ роду  отельниковых склонность к творческой работе – науке, изобретательству, искусству – €рко про€вл€лась в нескольких поколени€х. ≈го отец ≈вгений √ригорьевич  отельников был профессором высшей математики и механики в «емледельческом институте. ћать — дочь крепостного художника — была одаренной женщиной. ќна хорошо рисовала и пела. √леб ≈вгеньевич несомненно тоже был одаренным человеком. ќн пел, играл на скрипке, выступал как дирижер, увлекалс€ фехтованием. — весны 1910 актЄр (псевдоним √лебов- отельников) в ѕетербурге (с конца 1910 в труппе Ќародного дома на ѕетербургской стороне).  о всему прочему у него были "золотые руки" слесар€, портного и токар€. “рудова€ биографи€ у  отельникова сложилась довольно пестра€. » все-таки в череде лет, смен зан€тий он нашел ключевое дело своей жизни — парашют.

Ѕольшую роль в его воспитании играла мать, добра€ и самоотверженна€. —тарший брат √леба Ѕорис ≈вгеньевич  отельников вспоминал: «ћама ходить в гости не любила, изредка лишь бывала в театре, а большую же часть времени посв€щала нам, дет€м, игра€ разные пьесы и напева€ иногда целыми вечерами. ≈ще в ¬ильно ≈катерина »вановна устроила домашний детский театр со сценой и занавесом. —тавили водевили и небольшие пьески, декламировали. ѕозже, в ѕетербурге, был устроен домашний кукольный театр».
 огда будущему изобретателю пошел тринадцатый год, отец его, ≈вгений √ригорьевич, увлекс€ фотографией. √леб тоже мечтал научитьс€ фотографировать, но дорогой аппарат отец ему не давал. “огда √леб решил сам сделать фотокамеру. ” старьевщика купил подержанный объектив, остальное – корпус аппарата, мехи – сделал собственными руками. —ам изготовил и фотопластинки по примен€вшемус€ тогда «мокрому» методу. √отовый негатив показал отцу. “от похвалил сына, пообещал купить насто€щий фотоаппарат и на другой же день выполнил обещание.
Ћетом 1889 г. √леб  отельников оказалс€ очевидцем необыкновенного зрелища. ¬ начале июн€ во многих петербургских газетах по€вились объ€влени€, извещавшие, что в саду «јркади€» состоитс€ полет на воздушном шаре и прыжок с парашютом американского воздухоплавател€ Ўарл€ Ћеру. ќн видел приготовлени€ к полету, сам полет, а затем и прыжок человека с огромной высоты. ѕарашют плавно опустил Ћеру в Ѕольшую Ќевку.
¬ 1889 скоропостижно скончалс€ отец. ѕри жизни отца √леб мечтал о поступлении в “ехнологический институт или консерваторию. “еперь эти мечты пришлось оставить. –еальной была лишь военна€ карьера. √леб уехал в  иев и поступил в военное училище. 
¬ 1894 г., окончив училище,  отельников был произведен в офицеры-артиллеристы. Ќачалась военна€ служба в вылазочной батарее крепости »вангород.
¬ крепости  отельников впервые увидел наблюдательный аэростат и смог хорошо познакомитьс€ с его устройством.
ƒослужившись до чина поручика, √.≈. отельников прин€л твердое решение уйти с военной службы. ¬ 1897 г. он подал в отставку. 
„то делать дальше, чему посв€тить себ€? Ёто был трудный вопрос дл€ молодого человека. ќн решил пойти по стопам своих родных – отца, д€дей, старшего брата – в акциз. ѕри этом √леб ≈вгеньевич прекрасно сознавал, что вр€д ли и там «найдет себ€», что акцизна€ служба не удовлетворит его творческую натуру. Ќо другого выхода он пока не видел. “ак в его жизни началс€ новый этап, без преувеличени€, самый пустой и т€желый.
¬ феврале 1899 г. √леб ≈вгеньевич женилс€ на ёлии ¬асильевне ¬олковой, дочери полтавского художника ¬.ј.¬олкова. ќни знали друг друга с детства. ¬ыбор оказалс€ счастливым. ќни прожили вместе в редком согласии сорок п€ть лет.
“рудно было подобрать службу, более чуждую ему, чем акциз. ≈динственной отрадой дл€ √.≈. отельникова был местный любительский театр, в котором √леб ≈вгеньевич был не только актером, но фактически и художественным руководителем.
ѕродолжал он и конструировать. ”видев, как нелегок труд рабочих на винокуренных заводах, √леб ≈вгеньевич разработал конструкцию разливочной машины. —набдил парусом свой велосипед и с успехом пользовалс€ им дл€ дальних поездок.
Ќо настал день, когда √.≈. отельников пришел к выводу: надо круто мен€ть жизнь, оставить акциз и так уже 10 лет прожиты почти впустую. Ќадо ехать в ѕетербург. “олько там можно приобщитьс€ к насто€щему театру. ёли€ ¬асильевна понимала мужа. “алантлива€ художница, она св€зывала с переездом в столицу большие надежды: овладеть мастерством художественной миниатюры, котора€ ее особенно привлекала» (к этому времени у них было трое детей).

¬ сент€бре на окраине ѕетербурга, на  омендантском поле, проходил ¬сероссийский праздник воздухоплавани€, первые авиационные сост€зани€ русских летчиков. ѕосмотреть полеты собирались тыс€чи зрителей.
ѕраздник уже подходил к концу, когда произошла ужасна€ трагеди€. јэроплан капитана ћациевича разрушилс€ в воздухе, на высоте четырехсот метров. ѕилот выпал из машины и разбилс€.
√.≈. отельников в день гибели капитана ћациевича находилс€ среди публики на одной из трибун  омендантского аэродрома. ќн видел стремительное падение и страшную смерть авиатора. «√ибель молодого летчика в тот пам€тный день, - вспоминал впоследствии √леб ≈вгеньевич, - настолько мен€ потр€сла, что € решил, во что бы то ни стало построить прибор, предохран€ющий жизнь пилота от смертельной опасности». ” него, человека, казалось бы, далекого от авиации, трагический случай вызвал сильнейшее стремление найти средство, которое бы предотвратило подобные трагедии, бессмысленную гибель летчика. «я превратил свою небольшую комнату в мастерскую, - писал √.≈. отельников, - и более года работал над изобретением нового парашюта».
ƒома, на улице, в театре  отельников не переставал размышл€ть над тем, как же устроить авиационный парашют.
 ќднажды, увидев, как одна дама вытаскивает из сумочки тугой шелковый комочек, который развернувшись, превратилс€ в большую косынку,  отельников догадалс€, каким должен быть его парашют. «аслуга русского изобретател€ также и в том, что он первый разделил стропы на два плеча. “еперь парашютист мог, держась за стропы, маневрировать, занима€ наиболее удобное дл€ приземлени€ положение.  упол укладывалс€ в заплечный ранец, и прыгающий с помощью несложного устройства мог выт€нуть его в воздухе на рассто€нии от падающего или гор€щего самолета. ƒо  отельникова лЄтчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплЄнных на самолЄте. »х конструкци€ была очень ненадЄжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолЄта. ѕоэтому использовали их крайне редко. ќн пришел к твердому убеждению, что парашют должен в полете всегда находитьс€ на летчике. “огда в минуту опасности авиатор сможет покинуть машину с любой ее стороны, падающую, гор€щую. ѕарашют должен быть всегда готовым к безотказному действию. » вот что он придумал.
"ѕарашют надо уложить внутри металлического ранца, на полке с пружинами, — рассуждал  отельников. — –анец должен закрыватьс€ крышкой с защелкой. —тоит тогда пот€нуть за шнур, соединенный с защелкой, как крышка откинетс€, и пружины вытолкнут купол и стропы наружу. ѕод напором воздуха парашют раскроетс€".
¬ рассуждени€х все получалось хорошо. Ќо как в действительности будет работать парашют?  отельников сделал небольшую модель.
Ќесколько раз сбросил ее с воздушного зме€ и осталс€ доволен. Ќи одной осечки!ѕарашют имел круглую форму, укладывалс€ в металлический ранец расположенный на летчике при помощи подвесной системы. Ќа дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал выт€жное кольцо. ¬последствии жесткий ранец был заменен м€гким а на его дне по€вились соты дл€ укладки в них строп. “ака€ конструкци€ спасательного парашюта примен€етс€ до сих пор. 

ќн не сомневалс€, что и насто€щий парашют также будет действовать надежно, что в авиации его встрет€т с большим интересом. ƒа и как же иначе? ¬едь речь шла о спасении жизни авиаторов. Ќо...
«аседание, на котором рассматривалс€ парашют,  отельникову запомнилось на всю жизнь. ѕредседательствовал генерал-майор  ованько, начальник ќфицерской воздухоплавательной школы. √леб ≈вгеньевич рассказал о своем изобретении, объ€снил его устройство.
— ¬се это прекрасно, — неожиданно перебил его генерал, — но вот тут кака€ штука. Ќе кажетс€ ли вам, что от удара при раскрытии парашюта у спасающегос€ оторвутс€ ноги?
 отельников стал объ€сн€ть ошибочность такого взгл€да, но убедить комиссию ему не удалось. ƒокладчика поблагодарили за сообщение, а проект парашюта отклонили.
√лавное инженерное управление русской армии не прин€ло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого кн€з€ јлександра ћихайловича, который недвусмысленно за€вил: «ѕарашют в авиации — вещь вредна€, так как летчики при малейшей опасности будут спасатьс€ на парашютах, предоставл€€ самолеты гибели». 

"ѕервое врем€ € старалс€ даже не вспоминать о парашюте", — рассказывал √леб ≈вгеньевич. ƒл€ изготовлени€ насто€щего ранца парашюта требовались немалые средства. »х у  отельникова не было.

¬ архиве сохранилась докладна€ записка поручика запаса √леба  отельникова военному министру ¬.ј.—ухомлинову, в которой изобретатель просил субсидию на постройку опытного образца ранцевого парашюта и сообщал, что «4 августа с. г. в Ќовгороде кукла сбрасывалась с высоты 200 метров, из 20 раз ни одной осечки. ‘ормула моего изобретени€ следующа€: спасательный прибор дл€ авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом... √отов испытать изобретение в  расном —еле...».
¬ декабре 1911 года «¬естник финансов, промышленности и торговли» сообщил своим читател€м о поступивших за€вках, в том числе и о за€вке  отельникова на
свое изобретение - ранцевый парашют свободного действи€, однако по неизвестным причинам патента изобретатель не получил.

 (700x409, 57Kb)

» вдруг выход нашелс€. ¬ начале €нвар€ 1912 года изобретатель получил письмо, в котором одна петербургска€ фирма, торговавша€ авиационным снар€жением, приглашала его "пожаловать дл€ переговоров".  отельников с надеждой отправилс€ на ћиллионную улицу, где размещалась контора фирмы. 
ќн не верил своим ушам.
—понсором  отельникова стал владелец столичной гостиницы «јнглетер» купец Ћомач. ‘ирма бралась изготовить ранец-парашют. ƒействительно, уже на следующий день были закуплены все необходимые материалы, и работа над изготовлением парашюта закипела. ¬ это же врем€ глава фирмы ¬ильгельм Ћомач добивалс€ разрешени€ на испытани€.   лету 1912 года такое разрешение было получено. 

 (700x255, 50Kb)

ѕервые испытани€ парашюта были проведены 2 июн€ 1912 года с помощью автомобил€. ћашину разогнали, и  отельников дернул за спусковой ремень. ѕрив€занный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылс€. —ила торможени€ передалась на автомобиль, и двигатель заглох.
¬ечером 6 июн€ 1912 года из лагер€ ¬оздухоплавательного парка в деревне —алюзи, под √атчиной, подн€лс€ змейковый аэростат.   борту его корзины был прикреплен четырехпудовый манекен в авиаторской форме.
Ќа высоте 200 метров манекен полетел вниз. „ерез пару секунд над ним раскрылс€ белый купол.
¬се поздравл€ли  отельникова. Ќо радоватьс€, как оказалось, было рано. ƒаже после того, как манекен не раз успешно опустилс€ с аэроплана, ничего не изменилось. јвиаторы все так же летали без парашютов, падали, получали увечь€, гибли. «а 1911 год в авиации всех стран погибло 82 человека. «а 1912 — 128 человек.
«имой 1912—1913 года парашют – -1 конструкции √. ≈.  отельникова был представлен коммерческой фирмой «Ћомач и  °» на конкурс в ѕариже и –уане.  ак раз в то врем€ французский полковник ј. Ћаланс установил премию в 10 тыс€ч франков за наилучший парашют дл€ авиаторов. Ћомач предложил  отельникову поехать в ѕариж. Ќо √леб ≈вгеньевич был зан€т в театре и поехать не смог. Ћомач поехал один. 
ƒемонстраци€ парашюта происходила в окрестност€х ѕарижа. ћанекен был сброшен с воздушного шара. ј спуст€ неделю — с высокого моста через реку —ену. ј
5 €нвар€ 1913 года жители французского города –уана стали свидетел€ми неожиданного зрелища. — огромного п€тидес€тиметрового моста, переброшенного через —ену, прыгнул человек. —начала он камнем полетел вниз, затем над ним раскрылс€ огромный шелковый купол, бережно опустивший его на воду. ѕарашют сработал блест€ще. ќтважного испытател€, студента ѕетербургской консерватории ќссовского нашел Ћомач. ’от€ оба раза испытани€ прошли удачно, но приза русский изобретатель не получил. ≈го выдали французу за менее совершенный парашют. Ќо русское изобретение все же получило признание за рубежом. ѕарашют  отельникова был запатентован во ‘ранции, считавшейс€ родиной воздухоплавани€. 
¬скоре разгорелась ѕерва€ мирова€ война, и тогда об изобретении  отельникова, наконец, вспомнили. Ѕыло решено снабдить ранцевыми парашютами экипажи самолетов-гигантов "»ль€ ћуромец". ѕарашюты изготовили, но они так и остались лежать на складе. ѕозже их передали в воздухоплавательные части, и там они спасли не одного воздухоплавател€ во врем€ боев.
¬ начале войны поручик запаса √. ≈.  отельников был призван в армию и направлен в автомобильные части. ќднако вскоре летчик √. ¬. јлехнович убедил командование о снабжении экипажей многомоторных самолетов парашютами – -1. ¬скоре  отельникова вызвали в √лавное военно-инженерное управление и предложили прин€ть участие в изготовлении ранцевых парашютов дл€ авиаторов.
ѕотом — революци€, √ражданска€ война. ¬ести из за границы доходили с трудом. Ћишь в 20-е годы  отельников узнал, что в —Ўј в 1918 году был создан авиационный парашют — тоже ранцевый. ѕравда, ранец у него был не металлический, а матерчатый. ƒеловитые американцы наладили его массовое производство.

 (700x560, 45Kb)

 

— 1924 года все американские военные летчики в об€зательном пор€дке начали летать с парашютами. Ќаша же страна по-прежнему отставала. „тобы снабдить парашютами хот€ бы летчиков-истребителей, больше других рисковавших жизнью, пришлось за золото купить около двух тыс€ч американских парашютов.
¬первые в ———– применил спасательный парашют летчик-испытатель ћ.ћ. √ромов. Ёто произошло 23 июн€ 1927 года на ’одынском аэродроме. ќн преднамеренно ввел машину в штопор, выйти из штопора не смог, и на высоте 600м покинул самолет. »звестно, что использовалс€ парашют американской фирмы, изготовленный из чистого шелка. “огда всем летчикам спасшимс€ при помощи парашютов этой фирмы вручалс€ отличительный знак - маленька€ золота€ гусеница тутового шелкопр€да.
¬начале конструктор назвал свое изобретение "спасательный прибор"; позже, когда были изготовлены 70 штук парашютов, на обложке инструкции, вложенной в каждый ранец, было написано: "»нструкци€ к обращению с автоматическим ранцем-парашютом системы  отельникова", — и значительно позже √.≈. отельников назвал свой парашют – -1 (–усский,  отельникова, модель перва€). ¬ дальнейшем  отельников значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создал новые модели.
¬ 1923 году √леб ≈вгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта – -2, а затем модель парашюта – -3 с м€гким ранцем, на который 4 июл€ 1924 года был получен патент за є 1607. ¬ том же 1924 году  отельников изготовил грузовой парашют – -4 с куполом диаметром 12 м. Ќа этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. ¬ 1926 году √.≈. отельников передал все свои изобретени€ —оветскому правительству.

 (532x699, 76Kb)

¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны  отельников жил в Ћенинграде, где он пережил блокаду. «атем он переехал в ћоскву, где и умер 22 но€бр€ 1944 года.
»менем  отельникова в 1973 названа алле€ на территории бывшего  омендантского аэродрома. — 1949 деревн€ —алузи близ √атчины, где в лагере ќфицерской воздухоплавательной школы в 1912 изобретатель испытал созданный им
парашют, названо  отельниково (в 1972 при въезде в неЄ открыт пам€тный знак).

 
http://minaev.blogspot.com/2007/11/november-9-in-russian-history.html

http://de.wikipedia.org/wiki/Gleb_Jewgenjewitsch_Kotelnikow

http://www.kostyor.ru/3-06/heros.php

 

–убрики:   ак это все начиналось
√ордость нации
»стории о знаменитых
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку

ѕодписка RSS –еклама на сайте –еклама в газете »здательство –едакци€ Ќаш адрес

Rambler's Top100