ќ чем думаете?
0 0

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vladimir_SPB

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

гимнази€х документы и предметы св€занные с обучением в униве институтах коллекционирую старые фотографии училищах и пр. до 1918 года.

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) —тарое_фото про_искусство

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.05.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 324


–остов-на-ƒону: —оединенное среднее механико-химико-техническое и ремесленное училище

ѕ€тница, 23 ‘еврал€ 2018 г. 18:55 + в цитатник

 

 

—оединенное среднее механико-химико-техническое и ремесленное училище.–абота€ с этой фотографией € еще раз убедилс€ как сильна человеческа€ “инерци€” на собственном примере. –абота€ с фотографией € “увидел” под фамилией владельца фотоателье Ѕ.ћищенко название города в котором располагалось это фотоателье. » € определил этот город как “¬ладимиров”. „асто бывало, что владельцы фотоателье открывали отделени€ в городах поблизости а вот печатать фамилии своих совладельцев они обычно забывали. » € “голову сломал” разыскива€ город ¬ладимиров поблизости от –остова-на-ƒону. ƒолго мучилс€ , ведь такого города в –оссийской »мперии не было, пока до мен€ не дошло, что это фамили€ “ѕ.¬ладимиров”.

Ќо вернемс€ к фотографии. Ёто удостоверение личности выданное в —евастополе полицейским приставом в 1910 году на им€ кресть€нина –€занской губернии, уезда “роицкой волости »вана √ригорьевича —осова.  ј суд€ по месту где была сделана фотографи€ училс€ он в среднем механико-химико-техническом и ремесленном училище в –остове-на-ƒону. Ѕольшой путешественник был этот молодой человек. Ќо двигалс€ на юг, где было тепло и сыто…

Ќо вернемс€ к учебному заведению. ¬ конце XIX века город –остов-на-ƒону был по меркам того времени крупным промышленным центром.  ¬ св€зи с этим нехватка квалифицированных технических специалистов и  рабочих ощущалась очень сильно. –азговоры о создании подобного училища велись с 80-х годов XIX века. √отовились ходатайства, прошени€ и пр. Ќо только вмешательство управл€ющего промышленных училищ ћинистерства народного просвещени€ , тайного советника »вана јлексеевича јнопова позволило дать делу ход.

Ќемного отвлекусь на личность ».ј.јнопова (1844-1907). Ёто он изобрел новый вид образовани€- профессионально-техническое. Ётот вид образовани€ характерен тем, что учащийс€ нар€ду с теоретическими знани€ми получает навыки практического его использовани€. “.е. то чего нам так не хватает.  “ак же его считают родоначальником  такого начинани€ как “ѕопечительство”  - специального фонда при средних-технических учебных заведени€х помогающего ссудами и пособи€ми нуждающимс€ учащимс€ и выпускникам ищущим себе работу.

ѕомощь ».ј. јнопова помогла. » 7 »юн€ 1899 года император Ќиколай II подписал указ об учреждении в –остове-на-ƒону среднего механико-химико-технического училища на основе  существующего в городе трехклассного ремесленного училища (со слесарным и стол€рным отделени€ми).

ѕервым директором училища был «ацепин ћатвей »ванович. Ёто был опытный специалист работавший до этого в Ќовочеркасском атаманском техническом училище.  ”чилище начало свою работу 1-го сент€бр€ 1901 года в здании ремесленного училища. ќткрываютс€ подготовительные классы и первый класс химико-технического отделени€.  “олько к 1903 году училище стало полноценным учебным заведением. —троительство нового здани€ дл€ училища началось в 1901 году по проекту архитектора ¬асильева √.Ќ.  ”чилище располагалось по адресу - угол —кобелевской улицы (ныне  расноармейска€) и Ќикольского переулка (ныне ’алтуринский).  Ѕольшое двухэтажное здание из красного кирпича соответствовало всем взгл€дам того времени на передовое техническое обучение.  —огласно инноваци€м  ».ј.јнопова обучение сочетало теоретические зан€ти€(4 часа в день)  и практические зан€ти€ в учебных мастерских и лаборатори€х (так-же 4 часа). ¬ процессе обучени€ на механико-техническом отделении изучалось до 27 дисциплин: различные виды механического производства, строительное дело, паровые машины, черчение, геодези€ и тому подобное. ќбучение на химико-техническом отделении предполагало изучение 22 специальностей, в том числе геодезию, черчение, строительное дело. ƒл€ этих целей училище было оборудовано специализированными кабинетами – физический, чертежный, геодезический и механический. Ѕыл рисовальных класс, электро-техническа€ лаборатори€ и механические мастерские. ћастерские были оборудованы станками, паровыми котлами, паровыми машинами, пневматическим молотом, грузоподъемным краном, вагранкой √рейнера дл€ плавки 80 пудов чугуна и пр. “ехника была самой современной (1).  урс обучени€ был п€тилетним. ѕервый год – подготовительный класс, затем четыре года специального обучени€. ¬ыпускники получали звани€ “техника по механической специальности” и “техника по химической специальности”.  ѕолучив это звание выпусник не имевший до этого высших(сословных) прав получал личное почетное гражданство (без пошлин) и право(!) на поступление в высшие технические учебные заведени€ на курс соответствующей его специальности. ¬ отношении воинской повинности и поступлени€ на государственную службу выпускники пользовались правами окончивших курс в средних общеобразовательных учебных заведени€х. ќбучение было платным. —тоимость 50-руб в год. ѕансиона не было. Ќуждающиес€ освобождались от платы по решению ѕедагогического —овета.  ¬ училище принимались ученики всех сословий и вероисповеданий(2).

 

Ћитература:

1.    »льин ј.ћ. »стори€ города –остова-на-ƒону: очерк с рисунками в тексте. –остов-на-ƒону: ѕарова€ типографи€ —. я. јвакова, 1909. — 153 с.

2.    –остов-Ќахичевань-на-ƒону справочна€ книжка : с планом г. –остова, рисунками, портретами и видами. –остов-на-ƒону. Ёлектро-тип. ћ. ». √узман. 1911. https://vivaldi.dspl.ru/bx0000064/details


 онстантин јлександрович ‘един - студент ћосковского коммерческого института

ѕонедельник, 12 ‘еврал€ 2018 г. 22:38 + в цитатник

 онстантин ‘един студент ћосковского коммерческого института онстантин ‘един студент ћосковского коммерческого института

‘отографии расположены на сайте музе€  .ј.‘едина.

 огстантин ‘един поступил на экономическое отделение ћосковского института в 1911 году согласно воли своего отца. ќтучившись три года  онстантин јлександрович уезжает в √ерманию "дл€ углубленного изучени€ немецкого €зыка". я не смог найти данных о том была ли эта поездка частью учебного процесса в институте или личной инициативой будущего писател€. Ќо так или иначе врем€ было выбрано не самое лучшее. Ќачалась война и  онстантин јлександрович был квалифицирован как "гражданский военнопленный" хот€ это особенно не ограничивало его свободу передвижений.

¬от как он описывает эти годы в своей јвтобиографии:

"¬есной 1914 года € поехал в √ерманию с целью усовершенствоватьс€ в немецком €зыке и поселилс€ в Ќюрнберге. ¬ деревне Ўтейн, р€дом с дворцом ‘абера, € заработал первые п€ть марок — скрипичной игрой на кресть€нской танцульке вместе со своим при€телем, народным учителем, который мне аккомпанировал на ро€ле. Ѕольше мне скрипка никогда не пригодилась. 
я был застигнут в Ѕаварии войной, пыталс€ пробратьс€ на родину, но по дороге, в ƒрездене, мен€ задержали как гражданского пленного. »з ƒрездена € вскоре был выслан. 
ћне пришлось жить интернированным в —аксонии и —илезии почти до самой германской революции. я давал уроки русского €зыка, служил хористом и актером в театрах ÷иттау и √Єрлица, продолжал писать и сочинил первый свой роман «√лушь», который впоследствии уничтожил. Ћитературные средства мои были переменчивыми, остава€сь наивными,— € пыталс€ сочетать бытописание с психологизмом, увлекалс€, прежде всего, ƒостоевским, затем скандинавцами, особенно —триндбергом и Ѕьернстерне-Ѕьернсоном, наконец — экспрессионистами с их ранним журналом «Die Aktion». ѕо настроени€м журнал был интернационален, позици€ его приближалась к немецким спартаковцам, молодых представителей которых € встречал в —аксонии, а затем ближе узнал во врем€ первого посещени€ Ѕерлина, летом 1918 года, когда среди населени€ уже начинал сказыватьс€ протест против войны. я был приглашен на службу в качестве переводчика в первое советское посольство в √ермании, но немецкие власти, узнав об этом, поспешили включить мен€ в обменную партию пленных — после п€тидес€ти мес€цев подневольного моего положени€ «враждебного иностранца»".

 

 

 


”чащийс€ сельскохоз€йственного училища из Ѕелгорода

—уббота, 10 ‘еврал€ 2018 г. 12:36 + в цитатник

”чащийс€ сельскохоз€йственного училища из Ѕелгорода

‘отографи€ сделана в Ѕелгороде в фотоателье Ѕорковского »оакима ѕетровича. ѕо знаку на фуражке мы понимаем, что молодой человек училс€ в среднем сельскохоз€йственном училище. ¬ самом Ѕелгороде подобного училища не было. ¬ Ѕелгородской области было  оньшинское сельскохоз€йственное училище, созданное в 1902 году помещицей ≈лизаветой ѕеттеш . ¬ нем было возможно получить специальности зоотехника, агронома и сыровара.

Ќо с гораздо большей уверенностью, возможно, предположить, что молодой человек училс€ в ’арьковском среднем сельскохоз€йственном училище. Ёто предположение основано на  том , что Ѕелгород и ’арьков в те годы св€зывало хорошее железнодорожное сообщение и рассто€ние было небольшим.  роме этого € купил эту фотографию в пачке с фотографи€ми учащихс€ ’арьковского училища, о котором € писал ранее.

‘отографи€ подписана: ћиросил »ванович ƒемченко 8 марта 1915 года.

P.S.  расивое им€ “ћиросил”, жаль что сегодн€ оно практически не встречаетс€.


—туденты университета на отдыхе

ѕ€тница, 09 ‘еврал€ 2018 г. 00:38 + в цитатник

¬олковыск √родненска€ губерн€

—туденты университета так гордились своим мундиром, что не снимали его даже за городом на конных прогулках. —ейчас трудно сказать, что они делают глубокой осенью в окрестност€х города ¬олколывыска √родненской губернии. ’от€ возможно предположить, что один из студентов сын владельца имени€, и он вместе со своим другом приехал к своим родител€м погостить. ¬о вс€ком случае, в седле они держатс€ уверенно. ƒа и деньги у них были. ѕригласить на фотосъемку фотографа из города мог позволить себе не вс€кий.

‘отоателье ».ƒавидовича г.¬олковыск. 1909 год.

 


Ѕарышни из –жева

¬оскресенье, 28 январ€ 2018 г. 00:15 + в цитатник

ƒевушки из –жеваЌеожиданно сильное послание на обороте карточки. ќно  выбиваетс€ из стил€ посланий провинциальных барышень того времени.

ѕо всей видимости девушки учились в женском епархиальном училище. Ёто было очень прогрессивное дл€ своего времени учебное заведение.

ѕридет пора когда мен€ не будет и моего не встретишь взора ты, душа тво€ и сердце позабудут мой светлый взор и грустные черты но в жизни есть  т€желые минуты, когда тоска нал€жет на груди, когда почувствуешь тоску уединень€, тогда молю: прошедшее буди! √лаза твои покроютс€ слезой и голос твой в дали услышу €, и снова € €влюсь пред тобой по прежнему сочувству€ люб€, любить теб€ никто не будет как € и никогда быть может не любили. ѕусть целый свет мен€ за то осудит, с тобой людей и свет € позабыла.

Ќе забывай того, что было, былое вновь не будет никогда.

ƒорогой Ћизе на вечную пам€ть от гор€чо люб€щей теб€, твоей подруги ћани  узнецовой.

Ќе забудь мен€ мила€ Ћизочка среди шумной толпы подруг.

 

¬улих «ахар «ахарович

—уббота, 27 январ€ 2018 г. 14:03 + в цитатник

 

 

¬улих «ахар «ахарович „естно скажу, с покупкой этой фотографии мне повезло. » повезло не только потому, что это интересна€ фотографи€, но и потому, что мне удалось определить, чь€ это фотографи€. Ќо все по пор€дку.

Ќа фотографии мы видим служащего —обственной ≈го ¬еличества канцел€рии »мператрицы ћарии.  ќн имеет чин  статского советника.  Ёто высокий чин. V в табеле о рангах.  ќб этом говор€т золотые контрпогоны с вензелем императрицы ћарии ‘едоровны и больша€ звезда с “блесками”(“в си€нии”)   в вершине контрпогона. ќн одет в парадную форму – сюртук гражданского покро€. ¬оротник сюртука из черного бархата. ѕод сюртуком крахмальна€ рубашка со сто€чим воротником и галстук бабочка. ¬оротник рубашки, высокий, сто€чий с немного отогнутыми кра€ми. “акой воротник(очень модный в те годы) называлс€ “альберт”  - в честь принца јльберта, мужа английской  королевы ¬иктории и отца Ёдуарда VII. Ќа сюртуке знак выпускника университета не медицинского факультета. ѕуговицы массивные с накладными √осударственными гербами (обычно их носили на университетской форме). ѕо идее пуговицы должны были быть с “пеликанами” (гербом ведомства). Ќо как ни странно, ни на одной фотографии служащего этого ведомства высокого чина € подобного герба не видел.

‘отографи€ 1908 года. ‘отографи€ сделана в престижном ателье “ј.–ентц и ‘.Ўрадер” на Ѕольшой ћорской 27.

—опоставив место службы и чин мне удалось установить кто изображен на фотографии.  »м оказалс€ ¬улих «ахар «ахарович представитель знаменитой династии русских и советских математиков.

¬улих «ахар «ахарович (1869-1941) - профессор математики, специалист по математическому анализу.  »з двор€н  урской губернии, родилс€ 8 феврал€ 1869 года.

¬ 1886 году закончил гимназию при »мператорском —ѕб. »сторико-философском институте с золотой медалью.

ѕо окончании курса в »мператорском —анкт-ѕетербургском университете по математическому разр€ду физико-математического факультета 30 но€бр€ 1890 года, назначен 1 июл€ 1891 года сверхштатным преподавателем математики во 2-е реальное училище.

27 апрел€ 1892 года сверх того назначен преподавателем математики в ћариинский институт. 20 августа 1894 года назначен во 2-ую —анкт-ѕетербургскую гимназию сверхштатным преподавателем того же предмета, а 26 июл€ 1895 г. зачислен штатным преподавателем.

11 окт€бр€ 1899 года из 2-ой —анкт-ѕетербургской гимназии перешел на службу в ѕетровское коммерческое училище.—обственной ≈го ¬еличества канцел€рии »мператрицы ћарии.

„иновник по особым поручени€м в ведомстве императрицы ћарии.

¬ 1914 году получил чин действительного статского советника.

ѕреподавал в »мператорском женском педагогическом институте (см. фотографию).

ѕосле 1917 года преподовал в педагогическом институте им. √ерцена (декан физико-математического факультета). јвтор двухтомника - ћатематический анализ изданного в 1932 году.  
 
 
¬идеолекци€ о династии ¬улихов http://www.mathnet.ru/php/seminars.phtml?presentid=15714&option_lang=

 

“абло с портретами студенток и преподавателей; в) преподаватель математического анализа «ахар «ахарович ¬улих (1869-1941); д) вид части Ќевского проспекта у √остиного ƒвора.


„ерниговска€ мужска€ гимнази€

—уббота, 20 январ€ 2018 г. 13:47 + в цитатник

„ерниговска€ мужска€ гимнази€Ќа фотографии, служившей одновременно удостоверением личности, запечатлен Ќиколай ¬олынский. ќн окончил гимназию в 1899 году. ”достоверение подписано директором гимназии (и по совместительству преподавателем греческого €зыка) јнтонюк ёлианом ѕетровичем. ‘отографи€ сделана в фотоателье ».ћинченко.

ћужска€ гимнази€ была открыта в „ернигове в 1805. »нформацию о ее первоначальном местоположении мне найти не удалось. «18 €нвар€ 1805 г., - сообщили газеты, - совершилось торжественное открытие „ерниговской мужской гимназии в присутствии  уракина и черниговского гражданского губернатора барона »вана ¬асильевича ‘ренздорфа».

√имнази€ переехала в  свое здание после 1821 года. Ёто было  красивое здание, построенное в стиле классицизма. «дание еще называют “ƒом √убернатора” так как оно было построено по заказу малороссийского кого генерал-губернатора јлексей Ѕорисовича  уракина. –асполагалось оно на ≈катерининской улице.

ћнени€ о том, дл€ каких целей строилось это здание - расход€тс€. ѕо первой теории здание строилось, как резиденци€ генерал-губернатора, а в 1821 году было ”перепрофилировано” в мужскую гимназию. ѕо другой версии здание изначально строилось дл€ нужд гимназии.

«дание строилось по типовому проекту (им было создано дев€ть  типовых проектов “казенных зданий”) јдриана ƒмитриевича «ахарова главного архитектора ћорского ведомства и автора проекта перестройки здани€ јдмиралтейства в —анкт-ѕетербурге. —амо строительство шло под руководством губернского архитектора јнтона »вановича  арташевского.

 

1.       “утолмин ћ. “. —толетие „ерниговской гимназии. 1805—1905.  ратка€ ист. записка. „ернигов, 1906. 516 с.

2.       «ƒвор€нские порос€та» (из жизни пансионеров „ерниговской гимназии начала ’’ в.)„ерниговска€ мужска€ гимнази€


¬еликолукское реальное училище

—реда, 27 ƒекабр€ 2017 г. 00:12 + в цитатник

¬еликолукское реальное училищеЌа фотографии мы видим ученика ¬еликолукского реального училища. ‘отографи€ сделана в фотоателье јнисимова.

ќ самом училище много информации. ≈е легко найти в интернете. ј € хочу обратить ¬аше внимание на один документ. ќчень интересные отчеты о де€тельности училища представл€л его директор – ≈вграф яковлевич  орчак-√речина. Ёти 40-ка страничные отчеты печатались в —анкт-ѕетербурге и соответствовали речи директора на отчетном собрании (“акте”). —обрание проходило в гимнастическом зале училища в конце учебного года. Ќа нем собирались родители учеников и весь цвет ¬еликолукского общества.

»з отчета за второй год де€тельности училища (1878-1879) мы узнаем, что в его трех классах обучалось 115 человек.   концу учебного года “уволен” был только один ученик. 46 учащихс€ были из семей двор€н и чиновников, а 51 из городских сословий. ƒвое учащихс€ были детьми иностранцев. ƒетей из семей кресть€н и духовного сослови€ было мало.

ƒети были озорниками. «а год было зафиксировано 411 проступков. Ќо ничего серьезного. ¬ основном неподготовленные уроки, невнимание на уроке, брань и драки. Ќи один из учеников не был исключен за поведение.

”ченики ленились.  лассные наставники боролись с этим оставл€€ учеников после уроков дл€ разъ€снени€ непон€тое. Ќекоторые исправл€лись. ј на тех кто “по своему развитию не могли следовать за курсом даже при прилежании” смотрели снисходительно “как на неизбежный результат неразвити€”. ѕри этом считалось, что непонимание предмета и рассе€нность “происход€т от причин св€занных со здоровьем ученика”. “аких учеников направл€ли к врачу “ и он "оказывал существенную помощь, раскрыва€ зло, которое как часто бывает в детском возрасте, и вразумл€л их каким образом отрешитьс€ от замеченных физических недостатков”. ќчень интересный педагогический подход.

”ченики болели. «а год они пропустили 3988 уроков. ќсновными болезн€ми были: “ атар дыхательных и пищеварительных органов(ныне это гастрит или функциональна€ дисперси€), сыпь, слабые травматические повреждени€, несколько случаев воспалени€ легких и слабое тифозное заболевание(!!?)”.

ќчень резко директор говорит о достатке учащихс€ (это при том, что 40% были детьми двор€н и чиновников) –“ ¬ообще говор€, в училище большинство учащихс€ – бедн€ки и нельз€ не удивл€тьс€, как еще некоторые могут содержать себ€ в училище; есть, например, такие, которые почти брошены родител€ми и не имеют не только чем питатьс€, но даже лишены крова, и по необходимости пришлось позаботитс€ о них: так, один вз€т на попечение одним из преподавателей, а другой – директором."

ƒл€ учеников, родители которых не проживали в городе предоставл€лись “общие квартиры”. Ёти общежити€ были под надзором ¬еликолукское реальное училищесодержателей квартир и училищного начальства. ¬ квартире предоставл€емой дочерью подполковника госпожой ясинской проживало 19 учеников. ѕравила проживани€ определ€лись правилами установленными ѕедагогическим советом училища. ƒиректор в своей речи отмечал, что “ученики этой квартиры отличаютс€ прилежанием и хорошей нравственностью”. ≈жедневно старший дежурный докладывал директору о состо€нии квартиры.

ѕравила проживани€ определ€ли:

1.       ѕодъем в 6 часов и отбой в 10 часов вечера

2.       ќт 6.30 до 8.30 утра ученики готовили уроки

3.       ѕосле окончани€ уроков до 18.00  учащиес€ обедали и гул€ли на чистом воздухе.

4.       — 18.00 до 19.45 готовили уроки, с 19.45 до 20.30 пили чай и отдыхали, с 20.30 до 20.30 готовили уроки.

5.       ”ченики ход€т в класс и из класса попарно(!!!?).

6.       ¬се ученики живущие в квартире подчин€ютс€ старшему дежурному.

7.       ѕо одиночке выходить из квартиры могут только по разрешению старшего дежурного или заведующего квартирой воспитател€.

8.       ¬ 18.00 все ученики должны быть в квартире.

9.       —тарший дежурный имеет право запрещать посещение квартиры учениками не проживающими в ней.

10.   ƒежурный может покидать квартиру только на короткое врем€, уведомим об своем отсутствии  содержател€ квартиры и поручив надзор другому дежурному.

11.   ¬ случае беспор€дков или неповиновени€ старший дежурный незамедлительно ставит в известность о происход€щем директора школы.

 атегорически запрещено наличие какого-либо оружи€ у учеников проживающих в квартире.

∆есткий график и тотальный контроль. »нтересно как все происходило в реальности.

 роме своей основной де€тельности учител€ и ѕедагогический —овет вели и другую работу, читали открытые лекции, проводили испытани€ на звание сельских учителей и пр.

я насто€тельно рекомендую прочесть отчеты директора реального училища, все тем кому интересна тема образовани€ до 1917 года. ќни очень информативны и написаны живым €зыком. ќни есть в открытом доступе в интернете.

 

1.       ѕравила и программы дл€ поступлени€ в ¬еликолуцкое реальное училище. 1988, “ипографи€ губернского правлени€, 34с. 1888

2.       ¬еликолуцкое реальное училище в первый учебный год, 1877-1878 отчет, читанный директором ≈. я. √речиною на акте в училище 16 июн€ 1878 года. 46с. 1878

3.       ¬еликолуцкое реальное училище во второй учебный год, 1878-1879 отчет, читанный директором ≈. я. √речиною на акте в училище 14 июн€ 1879 года, 40с. 1879.

4.       ¬еликолуцкое реальное училище в третий учебный год, 1879-1880 отчет, читанный директором ≈. я. √речиною на акте в училище 14 июн€ 1880 года, 48с. 1880.

5.       ¬ ¬еликолукском реальном училище. “.ћ.јндреева

¬еликолукское реальное училище


’арьковское среднее сельскохоз€йственное училище.

—уббота, 23 ƒекабр€ 2017 г. 15:05 + в цитатник

’арьковское среднее сельскохоз€йственное училище‘отографи€ молодого агронома обучавшегос€ в ’арьковском сельскохоз€йственном училище.   моменту фотографировани€ он проживал на станции —векловичной Ѕелгород – —умской железной дороги. ≈го инициалы ѕ.ƒ. . ‘отографи€ сделана в фотоателье ћ.Ћещинского в ’арькове.

’арьковское училище было расположено в 12 верстах от г. ’арькова, в 2,5 верст, от станции ƒергачи ёжной железной дороги и в 1,25 верст от платформы «Ћозовенька», от которой пр€ма€ дорога вела в усадьбу училища. ѕоследн€€ находилась в широкой долине р. Ћопани и занимала площадь около 5,5 дес€тин, состо€щую из песчаного холма, который с запада переходил в пойму означенной реки.

”чилище было одним из старейших в –оссии. —вою историю оно начинает еще при крепостном праве. ¬ 1847 была открыта ’арьковска€ учебна€ ферма на основании ¬ысочайшего повелени€ – “… объ учрежден≥и учебныхъ фермъ или такихъ хоз€йствъ, въ которыхъ могли бы обучатьс€ сельскому хоз€йству кресть€нск≥е мальчики нагл€днымъ практическимъ путемъ съ тѣмъ, чтобы они впослѣдств≥и основали образцова€ кресть€нск≥€ усадьбы и применили въ нихъ полученны€ знан≥€, сообразно мѣстнымъ услов≥€мъ.

Ќа основании этих принципов и была создана ’арьковска€ учебна€ ферма. “¬ъ течен≥е 4 лѣтн€го пребыван≥€ воспитанники учебной фермы должны были пройти установленные предметы, а именно: законъ Ѕож≥й, русск≥й €зыкъ, ариѳметику, чистописан≥е, теор≥ю сельскаго хоз€йства, практическое скотоврачеван≥е и сельск≥й полицейск≥й уставъ, кромѣ того обучались церковному пѣн≥ю. Ёти зан€т≥€ происходили въ зимнее врем€, не болѣе 3 уроковъ въ день (по 1,5 часа), ученики фермы назначались на дежурства и текущ≥€ усадебны€ работы, не исключа€ и вс€кихъ работъ по домашнему хоз€йству (въ кухнѣ, пекарнѣ и пр.), а также на зан€т≥€ разными ремеслами. ¬ъ числѣ послѣднихъ на ’арьковской учебной фермѣ видное мѣсто было отведено работамъ по дублен≥ю овчинъ и шитью кресть€нскихъ тулуповъ, а также другой одежды, затѣмъ обучен≥ю кузнечному, стол€рному, плотничному ремесламъ, печнымъ, колеснымъ, кровельнымъ работамъ и выдѣлкѣ кирпича.  ромѣ того, было предложено ввести обучен≥е воспитанниковъ добыван≥ю селитры, дл€ чего былъ заложенъ селитр€ный буртъ. ¬ъ лѣтнее врем€, съ конца марта до сент€бр€, ученики производили всѣ сельскохоз€йственны€ работы по полеводству и луговодству, въ огородѣ, въ саду, въ питомникѣ, по уходу за молочнымъ и рабочимъ скотомъ, по пчеловодству, по уходу за опытнымъ полемъ и хоз€йственно-ботаническимъ садомъ, въ лѣсу и т. п. ѕодъ руководствомъ отдѣльнаго мастера воспитанники фермы должны были принимать непосредственное участ≥е въ производствѣ и ремонтѣ земледѣльческихъ оруд≥й и машинъ (плуговъ, косуль, боронъ, вѣ€локъ, ручныхъ оруд≥й и пр.). Ёти оруд≥€ и машины продавались всѣмъ желающимъ не по высокимъ цѣнамъ и часто изготовл€лись по заказамъ помѣщиковъ и даже кресть€нъ. «а содержан≥е на полномъ казенномъ иждивен≥и (квартира, продовольств≥е, обмундирован≥е, учебны€ пособ≥€) съ каждаго ученика взималось по 50 руб. въ годъ, если же на своей одеждѣ, то только по 25 руб.”

»де€ создани€ подобного учебного заведени€ была прогрессивной дл€ тех лет. Ќо она разбивалась о реалии крепостного права тех лет – ’арьковское среднее сельскохоз€йственное училище“учебна€ обстановка фермы оказалась весьма недостаточною, самое обучен≥е въ тѣ времена крѣпостного права носило принудительный характеръ, вслѣдств≥е чего и родители, и самые ученики вс€чески стремились уклон€тьс€, первые—отъ посылки дѣтей на ферму, а вторые—отъ обучен≥€ въ ней. ¬слѣдств≥е этого число оканчивающихъ курсъ было весьма не велико, а съ 1863 года, когда была прекращена об€зательна€ посылка кресть€нскихъ мальчиковъ на учебны€ фермы, число учениковъ стало быстро сокращатьс€.” ћногие фермы основанные в других городах не могли работать в таких услови€х и просто закрывались.

ѕравительство понимало эту ситуацию и искало различные формы решени€ этой проблемы.  валифицированные кадры были нужны во все времена. 17 ма€ 1854 года ¬ысочайшим повелением было учреждено ’арьковское земледельческое училище. ќно открылось 30 €нвар€ 1855 года. 12 лет училище работало параллельно с фермой, до 1867 года когда последние ее ученики были переведены в училище.

¬ 1869 году училище было преобразовано в земледельческое на основании опыта, открытых в 1864 году  азанского и ћариинского училищ.  урс обучени€ был определен в п€ть с половиной лет. ”чащиес€ четыре с половиной года получали теоретические знани€ а в течении последнего года проходили практику в частных имени€х или государственных хоз€йствах.

¬ 1878 году был издан новое положение и устав дл€ земледельческих училищ. Ќа основании этого положени€ училище было причислено к средним учебным заведени€м и “…имѣло цѣлью доставл€ть учащимс€ въ нихъ молодымъ люд€мъ теоретическое и практическое образован≥е, потребное дл€ веден≥€ ими сельскаго хоз€йства.”

’арьковское среднее сельскохоз€йственное училищеƒлительность полного курса образовани€ было определено в течении 6-ти лет. ѕоследний год отводилс€ на практику. ¬ новом положении были четко описаны права учащихс€ после окончани€ обучени€, что значительно повышало престиж подобных учебных заведений. “ѕо этому уставу расширено не только преподаван≥е въ училищѣ, но весьма существенною его чертою, сравнительно съ прежними уставами, €вл€етс€ возвышен≥е правъ оканчивающихъ полный курсъ, при чемъ лучшимъ изъ таковыхъ предоставлены аттестаты I разр€да, прочимъ аттестаты II разр€да. ќтлично окончивш≥е курсъ по I разр€ду могли получить еще особое свидѣтельство на право поступлен≥€ въ высш≥€ учебны€ заведен≥€ ћинистерства √осударственныхъ »муществъ. «атѣмъ аттестатъ I разр€да давалъ право на получен≥е зван≥€ личнаго почетнаго гражданина, аттестатъ же II разр€да открывалъ право на подобное зван≥е лишь черезъ 3 года по окончан≥и полнаго курса и успѣшнаго зан€т≥€ сельскимъ хоз€йствомъ. «атѣмъ ученики, имѣющ≥е аттестатъ I разр€да и успѣшно занимавш≥ес€ сельскимъ хоз€йствомъ, получали черезъ з года зван≥е ученаго управител€, ученики же съ аттестатомъ II разр€да, при тѣхъ же услов≥€хъ, пр≥обрѣтали такое зван≥е черезъ 6 лѣтъ, т. е. черезъ 3 года зван≥е помощника ученаго управител€, а еще черезъ 3 года—ученаго управител€. Ќаконецъ, чрезъ семь лѣтъ зан€т≥й сельскимъ хоз€йствомъ, по пр≥обрѣтен≥и зван≥€ ученаго управител€, так≥€ лица удостаивались зван≥€ потомственнаго почетнаго гражданина.

¬ 1888 году был издан новый устав внос€щий некоторые небольшие изменени€ касавшиес€ условий приема и прохождени€ практики.

26 ма€ 1904 было издано общее ѕоложение об сельскохоз€йственном образовании на основании которого училище работало до 1918 года.

“¬ъ насто€щее врем€ училище, преобразованное съ 1 ≥юл€ 1911 года въ среднее сельскохоз€йственное, имѣетъ цѣлью доставл€ть ’арьковское среднее сельскохоз€йственное училищеучащимс€ въ немъ практическое, на научной основѣ, образован≥е по сельскому хоз€йству, дл€ подготовки къ сельскохоз€йственной дѣ€тельности въ соотвѣтств≥и съ мѣстными услов≥€ми и требован≥€ми жизни въ окружающемъ ра≥онѣ.

ќно состоитъ изъ шести классовъ, изъ которыхъ первые два общеобразовательные, a послѣдн≥е четыре посв€щены преимущественно сельскохоз€йственнымъ предметамъ. ¬ъ училище принимаютс€ молодые люди всѣхъ сослов≥й и вѣроисповѣдан≥й, въ возрастѣ не моложе 14 и не болѣе 16 лѣтъ, но педагогическому совѣту, въ особо уважительныхъ случа€хъ, предоставл€етс€ право принимать, подъ своею отвѣтственностыо, въ первый классъ старше 17 лѣтъ, а во второй старше 18 лѣтъ. ѕоступающ≥е въ I классъ должны обладать познан≥€ми въ объемѣ курса двухклассныхъ сельскихъ училищъ ћинистерства Ќароднаго ѕросвѣщен≥€, при чемъ производитс€ конкурсный экзаменъ, если число желающихъ превышаетъ имѣющ≥€с€ ваканс≥и. ¬о второй классъ принимаютс€ лица съ тою же подготовкою, но, кромѣ того, съ знан≥€ми пройденнаго по всѣмъ предметамъ перваго класса. ¬ъ трет≥й классъ принимаютс€ лица съ познан≥€ми въ предѣлахъ курса четырехъ первыхъ классовъ реальныхъ училищъ и равныхъ имъ учебныхъ заЄеден≥й, а также городскихъ училищъ, не ниже трехклассныхъ, по ѕоложен≥ю 31 ма€ 1872 года, при услов≥и выдержан≥€ испытан≥й по всѣмъ предметамъ теоретическаго и практическаго преподаван≥€ въ предыдущихъ классахъ училища, наравнѣ съ учениками, переход€щими въ III классъ. ¬ъ остальные классы, начина€ съ IV, пр≥емъ допускаетс€ только въ исключительныхъ случа€хъ и съ особаго разрѣшен≥€ √лавноуправл€ющаго «емлеустройствомъ и «емледѣл≥емъ.

’арьковское среднее сельскохоз€йственное училище¬ъ училищѣ преподаютс€ об€зательно слѣдующ≥е предметы: законъ Ѕож≥й, русск≥й €зыкъ, нѣмецк≥й €зыкъ, географ≥€ (съ статистикой), истор≥€, ариѳметика, геометр≥€, алгебра, тригонометр≥€, землемѣр≥е, ботаника, зоолог≥€, энтомолог≥€, физика (съ механикой), метеоролог≥€, хим≥€ (съ технолог≥ей), минералог≥€, почвовѣдѣн≥е, растен≥еводство (обшее и частное), анатом≥€ и физ≥олог≥€ животныхъ, животноводство (общее и частное) и скотоврачеван≥е, обзоръ сельскохоз€йственныхъ орудий и машинъ, строительное искусство, сельскохоз€йственна€ эконом≥€ и счетоводство, общественна€ агроном≥€, законовѣдѣн≥е, черчен≥е и рисован≥е.

ќбучен≥е всѣмъ означеннымъ предметамъ производитс€ теоретическое и практическое. “еоретическое преподаван≥е ведетс€ по утвержденнымъ г≥рограммамъ, a практическ≥€ зан€т≥€ производ€тс€, какъ въ зимн≥й, такъ и въ лѣтн≥й пер≥одъ и раздѣл€ютс€ на учебно-практическ≥€, демонстративны€, сельскохоз€йственны€ работы, дежурство и экскурс≥и. ”чен≥е и практическ≥€ зан€т≥€ продолжаютс€ въ течен≥е всего года.

ѕри этомъ на прохожден≥е теоретическаго курса и зимн≥€ практическ≥€ зан€т≥€ должно быть употребл€емо не менѣе 25 недѣль въ году, на практическ≥€ зан€т≥€ въ лѣтн≥й пер≥одъ отводитс€, примѣрно, 15 недѣль (отъ 10 до 20 недѣль) въ разныхъ классахъ; все остальное врем€ назначаетс€ дл€ экзаменовъ и вакац≥й.

ѕри училищѣ наход€тс€ слѣдующ≥€ вспомогательны€ учрежден≥€: библ≥отека, кабинеты и лаборатор≥и, метеорологическа€ станц≥€, учебное поле и огородъ, пасѣка, птичникъ, плодосушилка и хоз€йство (ферма) съ полевыми и луговыми угодь€ми, плодовымъ питомникомъ, лѣсомъ, племеннымъ скотоводствомъ и молочнымъ хоз€йствомъ, содержатс€ рабоч≥е волы, лошади, мериносовы€ овцы, ’арьковское среднее сельскохоз€йственное училищесвиньи и козы, кирпичный и черепичный заводы и пр.

 ромѣ того, при ’арьковскомъ среднемъ сельскохоз€йственномъ училищѣ наход€тс€ отдѣльны€ учрежден≥€, а именно: педагогическ≥е курсы дл€ приготовлен≥€ учителей въ низш≥€ сельскохоз€йственны€ школы, низша€ сельскохоз€йственна€ школа I разр€да и шелководна€ станц≥€.

”ченики, успѣшно окончивш≥е полный курсъ, получаютъ, по новому ѕоложен≥ю зван≥е агронома. ќкончившимъ курсъ съ отлич≥емъ предоставл€етс€ право поступать въ ћосковск≥й —ельскохоз€йственный и »мператорск≥й √≤етербургск≥й Ћѣсной »нституты, съ соблюден≥емъ установленныхъ дл€ пр≥ема въ эти учебны€ заведен≥€ правилъ. ѕо отбыван≥ю воинской повинности училище причисл€етс€ къ учебнымъ заведен≥€мъ перваго разр€да и поступлен≥е учениковъ на службу въ войска по вынутому жеребью отсрочиваетс€ дл€ окончани€ курса, въ случаѣ за€вленнаго ими желан≥€, до достижен≥€ 24 лѣтъ отъ роду. ѕри поступлен≥и на государственную гражданскую службу окончивш≥е курсъ могутъ быть принимаемы на должности, требуюш≥€ спец≥альныхъ познан≥й, на общемъ съ воспитанниками среднихъ учебныхъ заведен≥й основан≥и и производ€тс€ въ первый классный чинъ черезъ годъ. “ѣ изъ окончившихъ курсъ училища, которые представ€тъ удостовѣрен≥е о томъ, что они занимались, при хорошемъ поведен≥и, сельскохоз€йственною де€тельностью, могутъ быть удостаиваемы, по представлен≥€мъ √лавноуправл€ющаго «емлеустройствомъ и «емледѣл≥емъ: за 5 лѣтъ такой дѣ€тельности—зван≥€ личнаго почетнаго гражданина, а за 10 лѣтъ—зван≥€ потомственнаго почетнаго гражданина, если не имѣютъ по происхождению правъ высшаго состо€н≥€.

—ъ особаго разрѣшен≥€ въ училище могутъ быть допускаемы посторонн≥€ лица къ испытан≥ю изъ полнаго курса предметовъ теоретическаго и практическаго преподаван≥€ наравнѣ съ учениками и по выдержан≥и такового испытан≥€ получаютъ свидѣтельства, дающ≥€ имъ права, одинаковы€ съ учениками, окончившими полный курсъ училища.

’арьковское среднее сельскохоз€йственное училище”чилищемъ и всѣми наход€щимис€ при немъ учрежден≥€ми завѣдываетъ директоръ, въ помощь которому изъ числа преподавателей назначаетс€ инспекторъ, заступающ≥й мѣсто въ случаѣ болѣзни или отсутств≥€ директора. ƒиректоръ, преподаватели и уг≥равл€ющ≥й хоз€йствомъ (фермою) назначаютс€ только изъ лицъ окончившихъ курсъ въ одномъ изъ высшихъ, преимущественно сельскохоз€йственныхъ учебныхъ заведен≥й. ќстальные служащ≥е: воспитатели, лаборанты, преподаватели новыхъ €зыковъ, счетоводства и землемѣр≥€, могутъ быть назначаемы изъ числа лицъ со среднимъ и спец≥альнымъ образован≥емъ. ¬ъ ’арьковскомъ училищѣ полагаетс€ 11 преподавателей, но дл€ усилен≥€ учебной части могутъ быть назначаемы сверхштатные преподаватели и ихъ помощники.

¬сѣ служащ≥е въ училищѣ пользуютс€ казенными квартирами и правами государственной службы по учебной части вѣдомства ћинистерства Ќароднаго ѕросвѣщен≥€.

ƒл€ обсужден≥€ вопросовъ, относ€щихс€ къ учебно-воспитательной части, образуетс€ ѕедагогическ≥й —овѣтъ, состо€щ≥й, подъ предсѣдательствомъ директора, изъ всѣхъ преподавателей, законоучител€, управл€ющаго хоз€йствомъ и врача.

ƒл€ завѣдыван≥€ дѣлами по хоз€йственной части при училищѣ находитс€ ’оз€йственный  омитетъ, состо€щiй, подъ предсѣдательствомъ директора, изъ инспектора, какъ непремѣннаго члена, и одного изъ числа преподавателей.

’арьковское сельскохоз€йственное училище содержитс€ исключительно на счетъ казны и находитс€ вмѣстѣ съ фермою на казенномъ же земельномъ участкѣ.”

Ѕолее детальное описание училища ¬ы сможете найти в статье опубликованной в ≈жегоднике 1912 √лавного ”правлени€ «емлеустройства и «емледели€.

¬акаци€ - устар. свободное от учени€ или службы врем€

»сточник: 1912 ≈жегодник  √лавного ”правлени€ «емлеустройства и «емледели€. —анкт-ѕетербург 1913.


ћетки:  

—еминарист из —лав€нска

—уббота, 16 ƒекабр€ 2017 г. 14:53 + в цитатник

ќпределение принадлежность того или ино”чащийс€ ƒуховной семинарии в —лав€нске (’арьковска€ семинари€ ?)го учащегос€  к учебному заведению. ƒело не простое но и очень увлекательное. —ложности в определении возникают по многим причинам. Ёто св€зано не только с отсутствием  документов и воспоминаний, но и как не странно с модой. ћолодежь во все века стремилась не отставать от моды и вследствие этого форменна€ одежда учебных заведений претерпевала значительные модификации вследствие стремлени€ их владельцев не отставать от модных поветрий тех лет.

Ќа фотографии мы видим модного молодого человека с сигареткой в руке в форме учащегос€ духовной семинарии. ‘отографи€ сделана в городе —лав€нске(»зюмский уезд ’арьковской губернии). ‘отографи€ сделана фотографом Ѕарышниковым ј..  Ѕлижайша€ ƒуховна€ —еминари€ была расположена в ’арькове. ¬озможно, что молодой человек училс€ в ней.

ќтличить учащегос€ семинарии в подобной форме от студента университета довольно трудно. »х различают только пуговицы. ” студентов университета они с “орлами” у учащихс€ семинарии на пуговицах обычно присутствовали буквы определ€ющие их учебное заведение.  Ќапример “я.ƒ.—.” – ярославска€ ƒуховна€ —еминари€.

»нформации о форме семинаристов очень мало. Ќа уровне правительства она не нормировалась.

“§ 162. ќдежду нос€т ученики однообразную и приличную, соответственно временам года. ѕравило это распростран€етс€ и на всех приход€щих учеников.” -  ”ставы ѕравославных ƒуховных семинарий и училищ, ¬ысочайше утвержденные 22 августа 1884 года.

–ешение принимались на местах.  Ќиже описание  –аспор€жени€ от ”правлени€ ярославской ƒуховной семинарии. ќно было опубликовано в ярославских ≈пархиальных ¬едомост€х є 28 от 13-го »юл€ 1903 года (по старому стилю).

"ѕризнава€ введение однообразной формы воспитанников ярославской семинарии: 1) согласным требованию параграфа 162 уст. дух. семинарий; 2) весьма полезным в педагогическом отношении; 3) важным в отношении облегчени€ инспекторского надзора; 4) удобным в смысле приобретени€ воспитанниками семинарии разнообразных льгот, с форменною одеждою св€занных и 5) в материальном отношении необременительным, ѕравление ярославской ƒуховной —еминарии  полагает возможным ввести форменную одежду с следующего учебного 1903-1904 года дл€ формы и правил: ј. 1) тужурка из чЄрного сукна, с синими петлицами синим кантом и светлыми пуговицами на воротнике; - брюки из чЄрного сукна, но без канта - дл€ воспитанников всех классов; 2)мундир чЄрного сукна двубортный, с синим сто€чим воротником, с синим кантом и светлыми пуговицами - дл€ воспитанников начина€ с 3-го класса до 6-го включительно; 3) фуражка чЄрного сукна с синим суконным околышем, с синими кантами и с значком начальных букв я.ƒ.—., в лавровых ветв€х; 4) пальто чЄрного сукна или драпа, с синими петлицами на воротнике, с синим кантом и светлыми пуговицами и с клапаном в талии на двух пуговицах.
.  .  .Ѕ. — введением форменной одежды дл€ воспитанников семинарии вступают в силу следующие об€зательные правила: 1) все воспитанники об€зываютс€ завести форменную одежду с начала 1903=1904 учебного года так, чтобы тужурки и фуражки имели все воспитанники к 1-му €нвар€ 1904, а мундиры и плащи к 1-му €нвар€ 1905 года; 2) каждый воспитанник семинарии во вс€кое врем€ года, как учебное, так и не учебное об€зываетс€ носить костюм только установленной формы; в летнее врем€ в квартирах и общежити€х позвол€етс€ носить блюзу чЄрного цвета под ремень; ношение цветных рубашек и блюз строго воспрещаетс€; 3) - за упорное нежелание носить форменную одежду воспитанник может быть уволен из семинарии. Ќа сем постановлении ѕравлени€ семинарии ≈го ¬ысокопреосв€щенству благоугодно было положить от 17-го июн€ сего 1903-го года резолюцию за є 2212 "согласен", о чем ѕравление семинарии и имеет честь довести до сведени€ духовенства епархии”.


”чащийс€ —/X школы в ќрловской губернии

—уббота, 02 ƒекабр€ 2017 г. 22:36 + в цитатник

ќн училс€ в ќрловской низшей сельскохоз€йственной школе I разр€да‘отографи€ сделана в городе ќрел. ‘отоателье Ћ€сковского —.≈. (Ѕолховска€, √еоргиевский пер., д.ћартынова)  
—уд€ по военному покрою кител€ фотографи€ сделана в 1916-1917 годах. ¬ годы ѕервой ћировой военна€ форма была очень попул€рна среди учащихс€ средних учебных заведений.
≈сли это молодой человек не приехал погостить в ќрел из другого крупного города, то по всей видимости он училс€ в ќрловской низшей сельскохоз€йственной школе I разр€да. Ўкола располагалась в имении "—орочьи кусты" близь станции «миевка ћосковско- урской железной дороги.

 расавчик однако… ј еще в форме подобной военной. —колько уездных барышень он мог погубить…


√имназистка

ѕ€тница, 01 ƒекабр€ 2017 г. 23:50 + в цитатник

"...ћан€ ƒадурова встает и спокойно, не тороп€сь, начинает укладывать свои книжки. ѕотом отвешивает реверанс наставнице и спускаетс€ вниз. “ам, на вешалке в раздевалке, висит ее ветхое, во многих местах заплатанное пальтишко и облезша€ от долгого употреблени€ поддельного котика мехова€ шапка. —таричок сторож, дежур€щий бессменно у вешалок, добродушно подшучивает над √имназистканей:

— Ёх, поздненько что-то, барышн€! ѕолюбилась, знать, гимнази€, загостились нынче!

ћан€ проворно одеваетс€, стара€сь не смотреть на старика, и, незаметно прошмыгнув мимо величественного гимназического швейцара, стремительно выскакивает на улицу.

«имний ласковый вечер. „уть-чуть студит морозцем. Ћет€т легкие, как пух, снежинки. Ћегко свет€т фонари. Ѕегут с веселым звоном трамваи, спешат пешеходы по тротуарам.

Ўироко раскрытыми глазами ћан€ смотрит на знакомые картины. «десь, на улице, затер€нна€ в толпе, она чувствует себ€ совсем иной. Ёто не прежн€€ тупо-равнодушна€ гимназистка со спокойно-флегматичным видом, нет! ≈е глаза си€ют удовольствием. Ќа смуглых р€боватых щеках играет рум€нец, и даже нечто вроде улыбки приоткрывает тонкие губы. ћан€ так любит бывать среди незнакомой толпы и тихонько любоватьс€ высокими домами, освещенными витринами, бегущими, будто наперегонки, вагонами трамваев. ј еще больше любит природу ћан€. Ётот белый, скрипучий, ласковый снег под ногами, эти золотые звездочки на потемневшем небе, деревь€, осыпанные серебр€ной пудрой ине€ во встречных скверах. ќна идет не спеша, перебира€ маленькими ногами, с удовольствием вдыха€ свежий морозный воздух. Ќезаметно доходит до дома и приходит в себ€ только на п€том этаже, перед убогой дверью, обитой рваной клеенкой, на которой значитс€: «»ван јфанасьевич –уханов, живописных дел мастер»".

Ћиди€ „арска€

Ќелюбима€


—анкт-ѕетербургска€ гимнази€ разрешенна€ на им€ —.ј.—толбцова

¬оскресенье, 26 Ќо€бр€ 2017 г. 09:47 + в цитатник

ѕосле начала ѕервой –усской –еволюции в 1905 году, на волне демократических движений, стали создаватьс€ средние учебные заведени€ претвор€ющие новые форму обучени€ и управлени€. ¬ них вводили совместное обучение, элементы ученического самоуправлени€, а также коллективное управление: школьные советы с участием педагогов, родителей и учеников.

ќдной из таких школ была —анкт-ѕетербургска€ √имнази€ —.ј. —толбцова (Ќевский 102).  ¬ 1906 году статским советником Ќ. ¬. Ѕалаевым были открыты « урсы –одительского союза средней школы». ќсновным кост€ком школы  была группа учителей,  уволенных из казенных гимназий за участие в  революционном движении или за открыто выраженное к ним  сочувствие.   основател€м гимназии присоединились и родители гимназистов старших классов, исключенных из разных  гимназий за участие в революционных кружках того  времени.  

 Ќа созданных курсах обучались по программе старших классов средних учебных заведений. ¬ 1907 году курсы были приобретены у Ќ. ¬. Ѕалаева  —. ј. —толбцовым и преобразованы в «„астное реальное училище и гимназию “оварищества преподавателей с правами дл€ учащихс€».  ¬ 1909 году они были преобразованы в «„астную мужскую гимназию с правами дл€ учащихс€». ¬ 1915 году √имнази€ перешла к действительному статскому советнику Ќ. ¬. ƒмитриеву и была реорганизована в мужскую гимназию с правами правительственных гимназий.

—реди организаторов гимназии был —ћ»–Ќќ¬- ”“ј„≈— »… јлексей ћатвеевич (1876-1958). ќн с 1904 года преподавал  в частной женской  гимназии ≈.Ќ.—теблин- аменской и в —мольном ин-те. «а участие в декабрьской  забастовке учителей 1905 года был  уволен. »ль€ яковлевич ћаршак ученик гимназии —.ј.—толюцова

Ќова€ гимнази€ была попул€рна среди творческой интеллигенции благодар€ своим новшествам.

Ѕольше о самой школе можно прочесть в воспоминани€х —амуила јл€нского – “¬стречи с јлександром Ѕлоком”.

—реди известных учеников можно назвать »лью яковлевича ћаршака (см. фото) младшего брата —амуила ћаршака его товарищами по классу были ¬италий Ѕианки и Ќиколай –абинович (јдуев). «наменитый художник ёрий јнненков в 1906 г. был исключен из 12-й казенной  гимназии за политические карикатуры, печатавшиес€ в нелегальном ученическом журнале. ѕолучив свидетельство об окончании 5-го класса, поступил в частную гимназию —.ј.—толбцова. ¬месте с јнненковым училс€ будущий родоначальник издательства  “јлконост” —амуил ћиронович јл€нский.

ѕредставленный ученический билет подписан директором гимназии ќдинец ƒмитрием ћихайловичем.  Ёто российский учЄный, историк, общественный и политический де€тель русского зарубежь€ и человек очень интересной судьбы. „лен ÷  “рудовой группы (1906—1917), министр великорусских дел в правительстве ”Ќ– (1917—1918), председатель киевского комитета «—оюза возрождени€ –оссии» (1918—1919), профессор русской истории и истории русского права в —орбонне (1922—1948), председатель «—оюза советских граждан во ‘ранции» (1947—1948), профессор  азанского университета (1948—1950).

 

—аму школу и отношение к ней правительственных органов характеризует одна зан€тна€ истори€. ќсенью 1910 года скончалс€ председатель I √осударственной думы —. ј. ћуромцев.  ќн , после роспуска I ƒумы,  подписал вместе со своими единомышленниками знаменитое ¬ыборгское воззвание, что стало дл€ либерально настроенной интеллигенции своеобразным символом гражданского сопротивлени€ власт€м.  » сразу после похорон —. ј. ћуромцева, превратившихс€ в многотыс€чную демонстрацию, в ћинистерство народного просвещени€ поступил донос на гимназию. ќсновным поводом была телеграмма отправленна€ учениками старших классов и преподавател€ми вдове усопшего. “елеграмма была совершенно нейтрального содержани€ - «–аздел€€ со всей –оссией глубокую скорбь т€желой утраты, верим, что великое дело, которому служил —ергей јндреевич, не погибнет». » хот€ телеграмма была частного характера и не публиковалась в газетах, министерство организовало ревизию дл€ тщательного расследовани€.  » гимназии припомнили все ”ченический билет —анкт-ѕетербургской гимназии —.ј.—толбцоваи общие собрани€ учеников, на которых обсуждались вопросы работы школы, неразрешенный физико-математический кружок, субботние собрани€ с чтени€ми русской литературы, участие учеников и их родителей в управлении гимназии и пр. –евизоры писали отчеты об этих “нарушени€х”, руководство гимназии посто€нно получало “выволочки”. √имназии повезло, что это происходило в 1906 году. ¬ это врем€ правительство еще побаивалось примен€ть “драконовские”  меры и школа не была закрыта. Ѕолее подробно об этих инцидентах можно прочесть в статье “ать€ны ѕашковой опубликованной в газете —анкт-ѕетербургские ведомости в 2014 году.

 


 

 

 

 

 

P.S. ѕримечательно, что на штампе указано “√имнази€ и реальное училище —.ј.—толбцова” но ни где мне больше информации об обучении по программе реального училища мне не встречалось.  ¬идимо все ученики готовились к поступлению в университет.

 

Ћитература

  1. 1.       јл€нский —.ћ. ¬стречи с јлександром Ѕлоком. ƒл€ старшего возраста. ќформление ё.  иселева. (ћосква: »здательство «ƒетска€ литература», 1972)

    2.       ј. ћ. —мирнов- утаческий: личность и научное наследие: ћатериалы и исследовани€ /–едактор-составитель ћ. ¬. —троганов./ “верь: , 2008.

    3.       —мирнов- утаческий ј. »ванушка ƒурачек. (–усски€ народны€ сказки). –исунки художников Ќ.Ќиколаевскаго, ¬. аррика, —.ƒудина, √.¬орононова. —пб., типографи€ ћ.ј.јлександрова, 1912. 80 с., с илл.

    4.       —анкт-ѕетербургские ¬едомости. ¬ыпуск  є 126  от  11.07.2014.  рамольна€ телеграмма. ѕосле первой русской революции ћинистерство народного просвещени€ ужесточило контроль над школами. “ать€на ѕјЎ ќ¬ј

 


—туденты  онстантиновского ћежевого »нститута на практике

ѕонедельник, 25 —ент€бр€ 2017 г. 22:34 + в цитатник

 онстантиновский ћежевой институт

Ќа фотографии мы видим студентов  онстантиновского ћежевого »нститута во главе с чиновником межевого ведомства министерства юстиции. ѕо всей видимости, молодые люди наход€тс€ в летнем лагере “дл€ практического обучени€ межеванию, съемкам, нивелированию и астрономическим определени€м”.

 онстантиновский межевой институт, высшее учебное заведение в ћоскве ведет свою историю от созданной в 1779 году по указу »мператрицы ≈катерины II онстантиновской землемерной Ўколы. ј свое название школа получила в честь родившегос€ в тот год внука императрицы цесаревича  онстантина. ¬ 1819 году учебное заведение переименовываетс€ в  онстантиновское землемерное училище, а в онстантиновский межевой институт 1835 преобразуетс€ в  онстантиновский межевой институт. Ќе миновала институт и военна€ дол€. ¬ 1849 году институт был преобразован в военный  орпус межевых инженеров. ¬ 1867 году институт вернулс€ на гражданскую стезю. ¬ 1916 году получил название »мператорского  онстантиновского межевого института. ѕочему на многих фотографи€х до 1916 года на наплечных знаках мы видим императорскую корону – загадка.

ќкончившие полный курс наук получали звание межевого инженера (с чином ’ кл.) или старшего землемерного помощника (с чином XII кл.).  азеннокоштные воспитанники института были об€заны прослужить по межевому ведомству п€ть лет.

Ќа наплечных знаках четко просматриваетс€ “ ћ»” и как ни странно императорска€ корона. Ќа фуражках и лацканах – буссоль. ѕуговицы общегражданские, без изображени€ межевого столба.


—туденты –ижского ѕолитехнического »нститута после выпускного бала

ѕ€тница, 22 —ент€бр€ 2017 г. 22:18 + в цитатник

—туденты –ижского ѕолитехнического »нститута

Ќа фотографии, которую выпускник –ижского ѕолитехнического института послал своим родител€м, мы видим веселую компанию студентов. —уд€ по по€снительному тексту на обороте, фотографи€ была сделана после выпускного бала 3-го феврал€ 1912 года.

’очу обратить ¬аше внимание на петлицы из золотого галуна (их иногда называли “белевыми” по очертани€м схожие с продольным Ќаплечный знак студента –ижского ѕолитехнического »нститутасечением катушки дл€ ниток) с пуговицами на  обшлага(пр€мые) рукава (отворот на конце рукава, а также вообще нижн€€ часть рукава) мундира студента. Ёто часть парадного мундира студента. ќн был однобортным и застегивалс€ на дев€ть позолоченных пуговиц. ¬ те годы это была больша€ редкость, так как большинство студентов предпочитало носить демократичные тужурки или кители. ¬оротника не видно но он должен был быть сто€чим с откошенными концами с двум€ петлицами из золотого галуна.

—туденты четко идентифицируютс€ по наплечным знакам с буквами “–ѕ»”.


ћетки:  

Ѕарнаул: Ћюбительска€ театральна€ труппа

¬торник, 19 —ент€бр€ 2017 г. 23:15 + в цитатник

Ѕарнаул Ћюбительска€ театральна€ труппа

¬ начале прошлого века Ѕарнаул славилс€ своими театрами. “руппы были профессиональные и любительские.

Ќа фотографии мы видим любительскую труппу города Ѕарнаула.  —уд€ по афише, постановка была показана в здании ќбщественного собрани€ (или на его летней сцене).

Ёто могла быть:

1.       Ћюбительска€ труппа —.».Ќовоселова

2.       Ћюбительска€ труппа ќбщества попечени€ о начальном образовании (Ўкольное общество).

3.       “ ружок любителей драматического искусства”, организованный межевым инженером јлександром Ћесневским в 1897 г.

4.       Ћюбительска€ труппа театра ќбщественного собрани€.

¬еро€тнее всего это труппа ќбщества попечени€ о начальном образовании. «а это говорит большое количество учащихс€ на фотографии, то что фотографи€ сделана в фотоателье —ерге€ »вановича Ѕорисова активного участника труппы и, по всей видимости, в центре фотографии мы видим чиновника министерства образовани€.

 

ѕостановка включала:

Ўутка в одном действии ƒ.ј. ћансфельда – “Ќе зна€ броду – не суйс€ в воду”

¬одевиль в 3-х действи€х ћ€сницкого – “—ыщик”

 

»сточники:

1.       јдриан “опоров, я-из —тойла, јвтобиографические записки.

2.       —аета ¬итаутас јнтонович, Ѕарнаул. ѕрошлое и насто€щее. “ом II

3.       7 окт€бр€ 1884 г. в Ѕарнауле создано ќбщество попечени€ о начальном образовании

4.       Ѕорисов —ергей »ванович


ћетки:  

—естра и Ѕрат - ѕерва€ –€занска€ √имнази€

ѕонедельник, 18 —ент€бр€ 2017 г. 23:03 + в цитатник

ѕерва€ –€занска€ √имнази€Ќа фотографии мы видим брата и сестру. ‘отографи€ сделана фотографом ¬.—рывкиным. ”чилась ли где либо сестра сказать мы не сможем, а вот ее брат обучалс€ в одном из старейших учебных заведений города, в ѕервой –€занской √имназии. » хот€ фотографи€ была сделана в 1903, когда втора€ –€занска€ гимнази€ была уже открыта(втора€ “√убернска€” ћужска€ гимнази€ была открыта в 1903 году), на фуражечном знаке мы видим – “–√”.  ‘уражечные знаки еще не успели помен€ть.

ѕерва€ –€занска€ √имнази€ была открыта в 1804 году путем преобразовани€ главного народного училища созданного в 1796 по указу »мператрицы ≈катерины II. –аботала  по ”ставу учебных заведений подведомых ”ниверситетам. √имнази€ в те годы бы была подведомственна€ ћосковскому университету. ƒл€ университета она была не просто подготовительным отделением а “ своим местным, областным  ученым  органом,  пользу€сь  которым  он  узнавал  о  всех  выдающихс€,  любопытных в научном отношении €влени€х местной жизни”. Ќачина€ с 1842 года, гимнази€ получила право выпускать учеников поступавших в ћосковский университет без вступительных экзаменов.

–€занска€ гимнази€ по праву гордитс€ своими выпускниками. ћногие из них оставили очень интересные воспоминани€ об учебном процессе в ее стенах. ѕриведу небольшой отрывок из воспоминаний об учебе в гимназии поэта якова ѕетровича ѕолонского. ѕолностью с ними можно познакомитс€ в повести “Ўкольные годы”:

 “”тром классы начинались с 9 часов и кончались в полдень. ѕосле обеда с 2 часов и до 5-ти. ƒалеко по городу разносилс€ призывный звонок со двора гимназии; был еще и другой звонок в виде колокольчика из-под дуги, в который звонил сторож, прохажива€сь между классами в начале и конце каждого урока (то же, что и теперь). ¬ старой гимназии перед учителем сто€л столик на небольшом возвышении; в новой гимназии -- кафедра. ¬ каждом классе был надзиратель (из учеников). ќн сидел первым на первой скамье; на следующих скамь€х до самой задней стены сидели тоже первыми с правой стороны помощники надзирател€. ¬се они были выбираемы или самим директором, или инспектором, и выбор этот вовсе не зависел от баллов или от успехов. “ак, у того стола, где € очутилс€, помощником был  ильхен (очень красивый мальчик) только потому, что директор знал семью его и, так сказать, был уверен в его благовоспитанности.

    ак надзиратель, так и его помощники об€заны были наблюдать за своими товарищами в то врем€, когда ожидалс€ учитель. Ќарушающих тишину и пор€док они должны были записывать, и эти рапортички подавать или вошедшему учителю, или инспектору. »ногда на эти рапортички не обращалось никакого внимани€, иногда инспектор вызывал виноватых, читал им нотацию и ставил в угол.

    аждые полгода совершалась пересадка по счету баллов; но эта пересадка не касалась ни надзирател€, ни его помощников, хот€ бы они по баллам своим и были понижены, они оставались на тех же местах.

   ¬о врем€ класса тот, кому нужно было выйти, поднимал руку и, получивши дозволение, бежал на задний двор. »ногда в трескучий двадцатип€тиградусный мороз бегали мы туда без шинелей и возвращались как ни в чем не бывало. –етирадные места не отличались своею опр€тностью, и все дощатые стены их были покрыты разными надпис€ми -- мелом, углем и чем попало -- самого скабрезного свойства. Ќикто никогда туда не заходил; только раз гимназическое начальство пришло в великий конфуз, когда кто-то из прибывших ревизоров пожелал освидетельствовать и это, всеми заброшенное, из барочных досок сколоченное помещение. Ќечего и говорить о том, что о теперешних ватерклозетах во всей не только –€зани, но и в ћоскве никто не имел ни малейшего пон€ти€.

   Ќадзиратель самого старшего, седьмого, класса называлс€ уже старшиной и был, так сказать, надзирателем над учениками всей гимназии. ѕомню, как в рекреацию проходил он по всем классам, а иногда и не один, а со своими ассистентами, которые шли за ним, как адъютанты за генералом.  ак нельз€ лучше € помню повелительное лицо, поступь и осанку одного старшины  ., перед которым мы расступались, прекращали драку и усаживались на места... Ѕоже мой! какое это было лицо!.. Ёто был полководец, чем-то вроде Ќаполеона. я тогда так и воображал себе, что он будет великим человеком. Ќо  . обманул мои надежды: он, как кажетс€, всю жизнь свою провел в московском клубе и всю душу свою отдал картам. “ак ли ему повиновались тузы, короли и валеты, как мы -- дл€ мен€ покрыто мраком неизвестности.”


јлександринское женское коммерческое училище —анкт-ѕетербургского купеческого общества (?)

—реда, 13 —ент€бр€ 2017 г. 00:06 + в цитатник

јлександринское женское коммерческое училище  —анкт-ѕетербургского купеческого общества— некоторой долей уверенности можно утверждать, что эта замечательна€ девушка  закончила јлександринское женское коммерческое училище  —анкт-ѕетербургского купеческого общества.

Ёто училище ведет свою историю от Ќиколаевского дома призрени€ престарелых и увечных граждан —анкт-ѕетербургского купеческого общества при котором в специально построенном флигеле в 1844 году открылась јлександринска€ школа дл€ сирот женского пола и дочерей  бедных родителей купеческого, мещанского и ремесленного сословий при ƒоме призрени€ престарелых и увечных граждан.  —вое название она получила в честь »мператрицы јлександры ‘едоровны.  ѕозже флигель соединили переходов с главным зданием.  ”чилище располагалось по адресу  ул. “амбовска€ 82 (ул. –асстанна€  20, к.1).

¬ те времена это было довольно прогрессивное учебное заведение. ¬ один период обучение в нем проходило по английской системе преподавани€ получившей названи€ Ѕелл-Ћанкастерской. Ёто была система взаимного обучени€ суть, которого была в том что “—перва учитель занималс€ со старшими учащимис€, которые, получив определЄнные знани€, начинали обучать им, под руководством учител€, более младших учащихс€”.

¬ 1900 году Ўкола была переименована в «јлександринскую торговую школу —анкт-ѕетербургского купеческого общества».

¬ период с 1905 по 1908 год прошла реконструкци€ здани€ под управлением  архитектора ¬асили€ јнтоновича  ос€кова (1862-1921).

¬ 1912 году было переименовано  в јлександринское женское коммерческое училище —анкт-ѕетербургского купеческого общества. Ќаходилось в ведомстве ћинистерства торговли и промышленности.

¬ насто€щий момент в этом здании располагаетс€ средн€€ общеобразовательна€ школа є359.



ѕоиск сообщений в Vladimir_SPB
—траницы: [8] 7 6 5 4 3 2 1  алендарь
ѕодписка RSS –еклама на сайте –еклама в газете »здательство –едакци€ Ќаш адрес

Rambler's Top100