О чем думаете?
0 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_SPB

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

гимназиях документы и предметы связанные с обучением в униве институтах коллекционирую старые фотографии училищах и пр. до 1918 года.

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Старое_фото про_искусство

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.05.2009
Записей: 139
Комментариев: 57
Написано: 300


Гимназист из Жмеринки

Пятница, 14 Июля 2017 г. 23:37 + в цитатник

Гимназист из Жмиерики

Ученик классической Жмеринской мужской гимназии. Френч стилизован под военную форму. Поэтому, по всей видимости, фотография сделана после 1914 года.

Гимназия имела прозвище “На Горе”. Была расположена на улице Кавказ. Учащиеся гимназий (мужской и женской) любили гулять в близлежащем саду. Его называли “Вишневый сад”. Гимназия была открыта в 1907 году.

  Директором гимназии был  статский советник Дмитрий Космич Вишневский, Почетным попечителем гимназии – камергер двора Е.И.В., действительный статский советник, граф Дмитрий Федорович Гейден (очень интересная биография). Законоучителями были – священник Николай Николаевич Борецкий и ксендз Мариан Войцеховский.

Фотография В.И. Воюцкого в Жмеринке Подольской губернии. Удостоен Высочайшей награды, 1910 год и наград на выставке в Риме в 1908 году.

Информации о старой Жмеринке найти удалось очень мало. Видимо поветрие краеведения еще не захватило местных  обывателей.


Метки:  

Брат и Сестра

Суббота, 24 Июня 2017 г. 13:16 + в цитатник

Брат и сестра. Студент университета.

Отличная фотография. Молодой человек, судя по его кителю, студент университета.  Фотография сделана в Тульской губернии. Инициалы фотографа А.К. Город видимо Белев.


Помощник Лесного Смотрителя Дач (?)

Пятница, 09 Июня 2017 г. 22:34 + в цитатник

Помошник Лесного Смотрителя Дач

Приобрел очень интересную фотографию. Она датирована 1903 годом. На фотографии есть гравировка фотографа А.Энгель

Соответственно фотография могла быть сделана в следующих городах.

 Каменец-Подольский - Август Францевич Энгель

Август Карлович Энгель - Тифлис, Пятигорск, Кисловодск, Самарканд, Ставрополь-Кавказский, Асхабад

Основной вопрос вызывает род занятий молодого человека расположенного в левой части фотографии. Понятно, что он связан с лесом. Кто он? Учащийся ? Но форма учащихся “Низших лесных Школ” того времени кардинально отличается от его формы. Не похожа она и на институтскую форму.

Коллега с сайта www.pugoviza.ru подсказал что это может быть вольнонаемный помощник лесничего казенных дач . И привел в качестве примера утвержденную в 1900 году форму “состоящих по вольному найму помощников Лесничих казенных горнозаводских дач и лесных смотрителей дач посессионных горных заводов”.  Цвет воротника отличается но в общем форма на фотографии совпадает  с описанием (к № 18733).

А то что застежка на “дамскую” сторону то в те годы этому не придавали(как ни странно) никакого значения.

 


Студенты Юрьевского Университета и Крамбамбули

Пятница, 02 Июня 2017 г. 22:35 + в цитатник

Студенты Юрьевского УниверситетаНа фотографии студенты Юрьевского (Dorpat) университета. Лицо сидящего слева молодого человека кажется очень знакомым. Но вспомнить не могу.

Фотография сделана в фотоателье Th.John, которое располагалось по адресу Alexander Str.10.

Обратите внимание на маленький букетик в руке молодого человека справа…

Прокомментировать фотографию хочу старинной студенческой песней Крамбамбули. Это старинная немецкая студенческая песня. Считается, что на русский язык ее перевел наш знаменитый поэт Николай Языков в период между 1822 и 1829 годами. Современную мелодию русской версии создал не позднее 1855 года Александр Дюбюк (1812-1897/98).

Настоятельно рекомендую посмотреть видео с исполнением песни хором русской студенческой корпорацией в Латвии - Fraternitas Arctica (Северное Братство):

Расширенный вариант: goo.gl/o5hMEM

Короткий вариант: goo.gl/LJruaj

Далее информация с сайта:  http://a-pesni.org/dvor/krambambuli.php

Крамбамбули– вид пунша, приготавливаемый обычно из вина, рома, сахара, фруктового сока и/или фруктов, а также пряностей. Название обычно возводят к крепкому спиртному напитку производившемуся на ликёрной фабрике IsaakWedel-LinksundEydamDirckHekkerв городе Данциг (ныне город Гданьск в Польше). Само слово было образовано путём слияния слов Krandewitt(одно из названий можжевельника) и Blamp, на жаргоне означавшее алкогольный напиток. Данный напиток с разной рецептурой выпускается и сейчас в Польше (концерн SOBIESKI) и Белоруссии (компания БЕЛПИ).

 

Тем не менее, наибольшую популярность получил именно пунш, который в России зачастую именовали жжёнкой. Большими поклонниками крамбамбули – жжёнки были поэты Н.М. Языков и А.С. Пушкин, а также Гоголь, который очень любил готовить жжёнку для своих друзей. Ещё большей популярностью крамбамбули или жжёнка пользовались в среде студентов и офицеров. Свои рецепты были у каждого полка и каждой студенческой организации. Приготовление крамбабули и жжёнки сопровождалось целым ритуалом. Так гусары 10-го гусарского Ингерманландского полка пели песню «Где гусары прежних лет» Дениса Давыдова, а в студенческих корпорациях пелась песня на слова Кристофа Ведекинда, которая в своих экстремальных вариантах достигала длины в 106 (sic!) куплетов. Именно эта песня и была переведена на множество языков, в том числе и русский. Перевёл песню поэт Н.М. Языков, член русской студенческой корпорации букетик"Ruthenia" в Дерпте (ныне город Тарту, Эстония).

КРАМБАМБУЛИ

1. Крамбамбули, отцов наследство, - 
Питье любимое у нас 
И утешительное средство, 
Когда взгрустнется нам подчас. 

Всегда готов я, черт возьми, 
Бокалом пить крамбамбули, 
Крамбам-бим-бамбули, крамбамбули! 
За то монахи в рай пошли, 
Что пили все крамбамбули, 
Крамбам-бим-бамбули, крамбамбули! 

2. Когда случится мне заехать 
На старый постоялый двор, 
То, прежде чем сажусь обедать, 
На рюмку я бросаю взор. 

Всегда готов я, черт возьми,
Бокалом пить крамбамбули, 
Крамбам-бим-бамбули, крамбамбули! 
За то монахи в рай пошли, 
Что пили все крамбамбули, 
Крамбам-бим-бамбули, крамбамбули! 

3. Когда мне изменяет дева, 
Недолго я о том грущу. 
В порыве яростного гнева 
Я пробку в потолок пущу. 

За милых женщин, черт возьми, 
Готов я пить крамбамбули, 
Крамбам-бим-бамбули, крамбамбули! 
За то монахи в рай пошли, 
Что пили все крамбамбули, 
Крамбам-бим-бамбули, крамбамбули! 

4. Когда б я был царем на троне 
И государством управлял, 
На золотой своей короне 
Такой девиз я б начертал: 

"Всегда готов я, черт возьми, 
Бокалом пить крамбамбули, 
Крамбам-бим-бамбули, крамбамбули!" 
За то монахи в рай пошли, 
Что пили все крамбамбули, 
Крамбам-бим-бамбули, крамбамбули! 

Эх, черт возьми, крамбамбули!
Подать сюда крамбамбули,
Крамбам-бим-бамбули, крамбамбули!


Свидетельство Школы Женских Рукоделий М.И.Иевлевой (Санкт-Петербург)

Понедельник, 29 Мая 2017 г. 23:42 + в цитатник

Свидетельство Школы Женских Рукоделий М.И.Ивлевой (Санкт-Петербург)

На скане мы видим свидетельство об окончании Школы Женских Рукоделий Марии Ивановны Иевлевой. Свидетельством подтверждалось, что купеческая дочка Александра Волкова обучалась Портновскому ремеслу в Школе с 1-го сентября 1899 года, выдержала экзамен с “отличными успехами” и 16 мая 1900 года получило данное свидетельство заверенное содержательницей Школы Марией Ивановной Ивлевой, экспертом А.Базаровой и председательницей Общества поощрения Женского Профессионального образования Софьей Александровной Давыдовой.

О самой школе сведения очень скудные. Известно где она находилась, и кто в ней преподавал. Не более того.

Рукодельная школа Иевлевой (Лиговская, 109, Александро-Невская часть, III участок). Состояло в ведении Общества поощрения женского профессионального образования. Общеобразовательных предметов в ней не было, только профессиональные.

Преподаватели:

Портняжного мастерства – Кондратьева Антонина Ивановна;

Рисования – Масленникова Зинаида Васильевна;

Белошвейство и вышивальное мастерство –Иевлева Мария Ивановна;

 

А вот об Обществе и о С.А. Давыдовой информации намного больше.

Общество поощрения женского профессионального образования было создано путем преобразования специализированного отдела при Постоянной комиссии по техническому образованию при Императорском Русском Техническом Обществе (ИРТО). С 1890 по 1893 гг. его председателем был А.Г. Неболсин, а затем его сменила С.А. Давыдова (её подпись есть на свидетельстве), остававшаяся на этом посту до 1914 г.

Первоначально общество собирало материалы по женскому профессиональному образованию в России, издавало справочные книги по этому вопросу. Затем оно активно включилось в дело создания специализированных учебных заведений и активно участвовало в их работе.  Обществом поощрения женского профессионального образования была создана программа обучения рукоделиям и выработан тип образцового женского профессионального училища.

Деятельность Общества обратила внимание Министерства Народного Просвещения на положение женской профессиональной школы, и 26 октября 1899 г. министр просвещения И.П. Боголепов внёс в Государственный Совет предложение об учреждении при Учёном Комитете по техническому и профессиональному образованию отдела по женскому профессиональному образованию. Руководителем отдела была утверждена С.А. Давыдова, а в число остальных трёх членов вошли И.Н. Михайлов, Е.Н. Янжул и Л.В. Еропкина.

Благодаря деятельности Общества женским профессиональным школам ежегодно со стороны государства выделялось сорок тысяч рублей.

Одним из первых учебных заведений созданных при содействии общества была Школа Сергея Павловича Дервиза (Петроградская сторона, Большая Ружейная улица дом 8, собственный дом С.П. фон Дервиза.

Вот что писали в журнале Нива в 1798 году об этой школе: “Цель этого учебного заведения - дать женщинам, при общем образовании, возможность правильного и основательного изучения женских рукоделий, как необходимых в домашнем обиходе, так и могущих доставить заработок ремесленным трудом...В последнем учебном году в школе числилось 200 учащихся.

На нижегородской выставке 1896 г. школа получила диплом I-го разряда (высшую награду) за изящное исполнение выставленных работ, за правильную постановку преподавания рукоделий и за устройство при школе мастерских. За выставленные образцы работ на стокгольмской выставке 1897 г. школе присуждена золотая медаль."

Давыдова Софья АлександровнаОчень интересна личность Софьи Александровны Давыдовой. Она из тех людей кого называют “соль земли” русской. Первую половину своей жизни она прожила совсем обычно в рамках своего сословия.  Родилась она  в 1842 г. в имении родителей своих Александра Николаевича и Надежды Филициановны фон-Гойер в Самойловке, Рогачевского уезда Могилевской губернии. В 1850 г. вся семья фон-Гойер переехала на жительство в Одессу. Образование  было домашним. Родители ее имели хороший достаток и могли себе позволить приглашать к своим детям  лучших преподавателей  Ришельевского лицея (в 1865 году преобразован в Императорский Новороссийский университет). В 1859 г. Софья Александровна сдала экзамен в Ришельевском Лицее и была удостоена свидетельства на звание домашней наставницы. В 1861 г. С.А. фон-Гойер вышла замуж за лейтенанта Федора Федоровича Давыдова и до 1878 г. жила с семьей своей на юге России, занимаясь воспитанием четырех своих сыновей. В 1878 году, переехала для дальнейшего образования детей в Санкт-Петербург.

И здесь все изменилось. Она попала в просвещенную столичную среду, стала посещать Публичную Библиотеку, заниматься самообразованием. Познакомилась с известными учеными и деятелями культуры.  Знакомиться С Владимиром Васильевичем Стасовым, который в те годы был штатным библиотекарем в Художественном отделе Публичной Библиотеки.

В те годы представители  русской интеллигенции стали  глубоко интересоваться корнями русского сознания и конечно его художественным творчеством. Происходила глубокая переоценка народного творчества, на которое ранее обращали очень мало внимания.

Софья Александровна посвятила себя довольно узкому вопросу – кружевному делу.  Но она , в отличии от многих, не только изучала этот раздел русского творчества – она приложила огромные усилия к популяризации его и организации профессионального образования в этой области.

Вот как Софья Александровна описывает, как возник ее интерес к кружевному делу: В 1879 году она стала посещать Публичную Библиотеку интересуюсь всем, что было связано с “русским стилем”. И однажды она задала вопрос библиотекарю( а это был В.В.Стасов) о том как ей лучше узнать что это такое – “ По-видимому, обращение это заживо затронуло г-на библиотекаря. Мы стали часто обмениваться взглядами на интересовавший нас обоих вопрос. Г. библиотекарь горячо и убедительно доказывал мне, что изучить какой бы то ни было стиль, не имея определенной задачи, есть занято бесплодное и безграничное, что гораздо полезнее соединить это заняло с какою-нибудь специальною и строго ограниченною задачею. Соглашаясь с ним, я, вместе с тем, должна была сознаться, что не останавливалась еще на мысли о выборе какой либо специальной цели. Тогда г. библиотекарь передал мне, что мог бы указать на способ ознакомления с русским стилем, но предварительно желал бы знать, во-первых, могу ли я располагать свободно временем для занятий, во-вторых, имею ли я возможность затратить на дело некоторые средства, и, в-третьих, умею ли я рисовать? На все эти вопросы я отвечала утвердительно, и г. библиотекарь сообщил мне, что давно уже задумывался над разработкой вопроса о происхождении русского кружева, но времени у него не хватало заняться им, и тут же предложил мне взяться за изучение исторического хода развитая у нас кружевного дела.”(1)

А затем она отправляется в экспедиции для ознакомления с кружевным делом в России(1879-1882г.г.). Результаты этих экспедиций  Давыдова печатала в "Трудах комиссии по исследованию кустарного производства в России" (тома V - XV). В 1892 г. появилось роскошное  издание Давыдовой: "Русское кружево и русские кружевницы". В 1887 г. ею издано "Руководство для преподавания рукоделий в школах", в последних изданиях дополненное "Методическими указаниями"; в 1907 г. - "Альбом русских кружев". Перечень печатных трудов Софьи Александровны содержит 33 наименования. Ее работы были оценены не только в России но и за рубежом. В 1889 году на Международном промышленном Конгрессе в Париже Софья Александровна представляла Россию и была удостоена звания «Officier de L′ Instruction publique», в1893 году она получила звание почетного члена Конгресса женского труда в Чикаго.

Но как я уже писал, она не только изучала кружевное дело но и активно занималась возрождением этого искусства в России. В 1892 г. она организовала женские работы в наиболее пострадавших от голода уездах Воронежской и Нижегородской губерний. Устроила, при содействии министерства государственных имуществ, ряд школ пряденья, тканья и вышиванья, принимает активное участие во многих женских обществах и особенно известна деятельностью по распространению женского профессионального образования. Она была членом ученого комитета министерства народного просвещения по профессиональному образованию и кустарного комитета при главном управлении земледелия. Перечислять можно очень долго.

Без пафоса ее можно назвать подвижником Русской Культуры.

 

1-      Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое и статистическое. Софья Давыдова. Санкт-Петербург.1892, 324 стр.


Царевосанчурское трехкласное городское училище

Суббота, 13 Мая 2017 г. 17:52 + в цитатник

Царевосанчурское трехкласное городское училище

Царевосанчурское трехкласное городское училище

Аттестат об окончании трёхклассного городского училища расположенного в городе Царевосанчурск, Яранского уезда, Вятской губернии. По классификации того времени училище имело второй разряд. Аттестат был выдан в 1913 году крестьянскому сыну Василию Ильичу Новоселову рожденному в деревне Вочканура, Кукнурской волости, Уржумского уезда, Вятской губернии. Василий показал отличные успехи и окончил полный курс обучения (по всей видимости он был из не бедной семьи).

На основании Положения 1872 года он имел право на первый классный чин при поступлении на государственную службу и освобождался от необходимых для этого экзаменов.  На основании “Устава о воинской повинности” он пользовался льготами установленными для лиц закончивших полный курс обучения в учебных заведениях второго разряда. Они служили три года не зависимо в каком роде войск и отправлялись в запас на 15 лет.

Аттестат подписали: Учитель – инспектор, надворный советник Михаил Петрович Зарюгин, Законоучитель, протоирей Илья Федорович Беневоленский, учителя Вячеслав Яковлевич Аросьев, Николай Васильевич Быстров.

Царевосанчурск

зашт. гор. Вятской губ., Яранского у., на р. Большой Кокшаге. В 1584 г. при царе Феодоре Ивановиче Ц. был уже укреплен; при царе Василии Шуйском жители Ц. вместе с яранскими в качестве сторонников самозванца напали на г. Котельнич. В 1708 г. Ц. приписан к Казанской губ., в 1780 г. сделан уездным городом Вятского наместничества, в 1802 г. оставлен за штатом. Жит. 1361; церквей 4; училище, почт.-тлгрф. отд. Торговля хлебом; 2 ярмарки и еженедельно базары.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907

История Вятки и окрестностей: http://urzhum-uezd.ortox.ru/

История города: http://komanda-k.ru/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8...%D1%87%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA

"Царевосанчурск. Частица памяти моей" - http://sachvestnik.ru/zemlja-i-ludi/?curPos=50

 


Первая Ришельевская Одесская гимназия

Понедельник, 08 Мая 2017 г. 00:53 + в цитатник

Первая Ришельевская Одесская гимназия

Первая Ришельевская Одесская гимназия была одним из старейших учебных заведений города.  Официально она была создана в 1863 году после отделения гимназии от Ришельевского Лицея (основан в 1817 году), который был преобразован в 1865 году  Императорский Новороссийский университет.

Гимназия получила название – Ришельевская, в память пожертвования бывшего одесского градоначальника дюка де-Ришелье на пользу просвещения. Для размещения гимназии с пансионом до 1866 года был нанят отдельный дом графини Стенбок-Фермор, на углу Елисаветинской и Торговой улиц.  Гимназия имела свой пансион, поэтому в ней училось много детей окрестных помещиков  выбиравших полное обеспечение для своих детей.  В 1866 году гимназия переехала в новое здание взятое в наём у И.И.Фундуклея известного  историка, краеведа и мецената. В этом  двухэтажном здании, расположенном на углу  Торговой и Садовой улиц (официальный адрес Садовая д.1) ранее располагался хлебный магазин.  Здание было перестроено под нужды гимназии.

В гимназии учились многие известные в будущем люди.  Писатели Юрий Олеша и Николай Гарин-Михайловский, художники Михаил Врубель и  Леонид Пастернак и многие другие. 

Для Одессы тех лет это было престижное учебное заведение, которое давало образование очень высокого уровня.  Существует фраза приписываемая Юрию Олеше (а иногда Валентину Катаеву, который учился в 5-й Одесской гимназии) «Человечество делится на две неравные части: на тех, кто учился в Ришельевской гимназии, и тех, кто там не учился». А вот, что пишет в своих воспоминаниях Леонид Утесов-“ О Ришельевской гимназии мечтать было нереально — там учились только дети богачей…” (сам он учился в коммерческом училище Файга).

А закончить  я хочу  небольшим отрывком из воспоминаний о гимназии художника Леонида Осиповича Пастернака*.

Некоторые эпизоды, прекрасно запомнившиеся, говорят о том, что несмотря на противодействие домашних, я продолжал рисовать, особенно с поступлением в Ришельевскую гимназию, и что рисование мое находило одобрение всего класса.

   Это было во втором классе -- значит мне было одиннадцать лет. Я нарисовал мелом на классной доске большой портрет нашего злобного учителя немецкого языка, которого за его тучность и громоздкость, а также за мычащие звуки, которые он издавал, начиная фразу, прозвали "Бегемотом". Весь класс настоял на том, чтобы рисунка не стирать, а оставить его до прихода в класс учителя и не выдавать, кто автор этого портрета... Пришел "Бегемот", взглянул на доску, рассвирепел, подозревая карикатуру на себя... Послал за инспектором... У меня душа в пятки ушла... ни жив, ни мертв, -- а вдруг выдадут?.. Что будет со мною -- какие перспективы? Исключение... А дома? Что отец со мной сделает?!

   Пришел инспектор. Все встали... "Бегемот": "Гм... гм... вот который раз это делают" (явная неправда, это было в первый раз). Инспектор: "Кто это сделал?" Никакого ответа. "Кто это сделал?" Молчание. Жуткая тишина... "Кто это сделал?"... Так эти три слова повторял он несколько раз... Никто не выдал... "Остаться всему классу без обеда на всю неделю по два часа!" Этим и кончился допрос. Весь класс действительно просидел несколько дней подряд "без обеда", но тем инцидент и кончился. Товарищество тогда свято уважалось учениками. Правда и ученики были старого, еще бурсацкого типа. Покажется сейчас невероятным: во втором классе, где я был самым младшим, были и столь великовозрастные, что один из них -- очень добрый малый по фамилии Долгий, словно нарочно придуманной для него, вышел из второго класса, когда ему было уже около двадцати лет; на этом его образование и кончилось! Он уехал к себе в деревню, где должен был вести хозяйство за смертью своего отца... Дело было в том, что Ришельевская гимназия была единственной в городе, сохранившей еще интернат или общежитие, где дети помещиков, живших вблизи Одессы, находились на полном содержании. Эти долговязые "дети" -- Митрофанушки -- бывало пускали дзыгу (волчок) в классе, подгоняя ее кнутом. Когда входил в класс преподаватель, такое 16--17-летнее "дитя" скучающей, индифферентной походкой, не спеша и хладнокровно, безмолвно шло на свое место на задней парте. Неповторимая среда -- эти остатки старой бурсы! 

 

 

 

*-Пастернак, Л.О. Записи разных лет. Издательство: М.: Советский художник.  Переплет: твердый; 288 страниц; 1975 г.


Метки:  

Ученик Московского Коммерческого Училища в ведении учреждений Императрицы Марии

Пятница, 05 Мая 2017 г. 23:45 + в цитатник

Ученик Московского Коммерческого Училища в ведении учреждений Императрицы МарииНа фотографии мы видим ученика Московского Коммерческого Училища в ведении учреждений Императрицы Марии.Наплечник, который мы видим на его плече был утвержден в 1900 году.

После перевода в 1800 году Демидовского училища в Санкт-Петербург московское купечество осталось  без коммерческого образования. В 1803 году по предложению городского головы М. П. Губина и при поддержке совместного собрания Купеческого и Мещанского обществ было решено создать Московское коммерческое училище на 50 мальчиков. За основу был взят Устав 1799 года прежнего, уже переведённого в Петербург коммерческого училища. По высочайшему указу императора Александра I от 12 марта 1804 года и было создано Московское Императорское коммерческое училище с преподаванием английского, французского, немецкого и латинского языков. Его устав и права были аналогичны Петербургскому коммерческому училищу; оба они находились в ведении учреждений Императрицы Марии и управлялись почётным опекуном, при участии советов, в состав которых входили представители местного купечества. Училище было открыто 22 июля 1804 года.

Первоначально для училища был нанят «дом, состоящий в Москве, в Таганской части, под № 162, со всем в нем жилым и нежилым строением на два года ценою в год по 1.600 р.» тайного советника Н. Я. Аршеневского. В августе 1806 года московским купечеством был приобретён(за 35000 руб.) для училища дом у наследников жены бывшего генерал-губернатора Москвы П. Д. Еропкина на Остоженке (дом № 38)[3]; переезд состоялся в августе 1808 года, хотя строительные работы продолжались и в 1809 году. (Википедия)

 

Учились в училище восемь лет . На основании проекта Устава училища от 1912 года* учебный курс составляли следующие предметы:  “1) Законъ Божій; 2) русскій языкъ и словесность; языки: 3) нѣмецкій, 4) французскій, 5) англійскій съ коммерческою корреспонденціею на нихъ; 6) математика: ариѳметика, алгебра, геометрія, тригонометрія; 7) географія; 8) исторія; 9) естествовѣдѣніе; 10) физика съ практическими занятіями, 11) космографія; 12) химія съ практическими занятіями; 13) товаровѣдѣніе въ связи съ технологіей и практическія занятія по товаровѣдѣнію; 14) коммерческая ариѳметика; 15) бухгалтерія съ коммерческою корреспонденціей на русскомъ языкѣ; 16) законовѣдѣніе и торговое право; 17) политическая экономія; 18) коммерческая географія и исторія торговли, 19) чистописаніе; 20) рисованіе и черченіе. Сверхъ того, воспитанники обучаются пѣнію, гимнастикѣ и танцамъ.

Выпускники  училища  получали  звание кандидата коммерции(аттестат о среднем профессиональном образовании) и пользовались еще Ученик Московского Коммерческого Училища в ведении учреждений Императрицы Мариимногими дополнительными  благами*:

§ 59. Воспитанники, окончившіе съ успѣхомъ курсъ ученія, удостоиваются званія личнаго почетнаго гражданина, если по рожденію своему не принадлежать къ другому высшему званію, при поступленіи на государственную службу пользуются чиномъ XIV к л., на осн. ст. 122 III т., изд. 1896 г. и примѣненія къ ней пункта І-го Именного ВЫСОЧАЙШАГО Указа отъ 5 октября 1906 г.

§ 60. Воспитанникамъ Училища, которые, по окончаніи полнаго учебнаго курса выдержатъ спеціальное испытаніе на право преподаванія коммерческихъ наукъ, и, на основаніи выданныхъ имъ отъ Совѣта Училища особыхъ въ томъ аттестатовъ, поступитъ на службу по учебной части для преподаванія упомянутыхъ наукъ, предоставляются по чинопроизводству равныя права съ учителями, имѣющими университетскіе аттестаты, Московское Коммерческое Училище в ведении учреждений Императрицы Мариина основаніи 125 ст. III т. Св Зак. изд. 1891 г.

§ 61. Всѣ вообще воспитанники, окончившіе съ отличіемъ курсъ ученія и получившіе въ среднемъ, выводѣ по ученію не менѣе 41/2, а за поведеніе 5, при пятибалльной системѣ, удостоиваются званія кандидата коммерціи.

§ 62. Окончившіе курсъ четырехъ классовъ Училища имѣютъ право опредѣленіи на государственную службу безъ особаго испытанія и на полученіе 1-го класснаго чина черезъ 2 года службы, на основаніи 245 ст., III т. (изд. 1896г.), примѣчанія по продолженіи» 1908 г. пунктъ 3-й.

§ 63. Пансіонерамъ Московскаго Купеческаго Общества выдается, при выпускѣ, единовременно отъ 50 до 100 р. въ пособіе, по соображеніи ихъ успѣховъ и поведенія, изъ экономическихъ суммъ Училища.

§ 64. Лучшимъ по успѣхамъ и поведенію воспитанникамъ назначаются въ награду золотыя и серебряныя медали на точном», основаніи ВЫСОЧАШЕ утвержденныхъ правилъ 22 мая 1904 г. и положенія Опекунскаго Совѣта, ВЫСОЧАІШЕ утвержденнаго 28 апрѣля 1908 г.

§ 65. Окончившимъ, въ Училищѣ курсъ 6-го класса (не считая приготовительнаго) предоставляются по отбыванію воинской повинности права окончившихъ курсъ въ заведеніяхъ перваго разряда; окончившимъ курсъ третьяго класса (не считая приговительнаго), — права окончившихъ курсъ въ заведеніяхъ второго разряда, а не окончившимъ курса 3-го класса—права окончившихъ курсъ въ заведеніяхъ третьяго разряда—на основаніи статьи 64-й приложенія къ ст. 61 Уст. о воинской повинности и ВЫСОЧАЙШЕ утвержденнаго 19 апрѣли 1906 г. мнѣнія Государственнаго Совѣта.

 

Среди знаменитостей учившихся в училище можно назвать академиков братьев Вавиловых – будущий генетик Николай Иванович т будущий физик Сергей Николаевич.

*-Т. 4 : Вып. 1 : Императорское Московское Коммерческое Училище на Остоженке / Моск. Купеческого О-во; Под. ред. В. Н. Сторожева. - [1914].


Смелое открытое письмо 1914 года.

Четверг, 04 Мая 2017 г. 23:40 + в цитатник

Открытое письмо студента Санкт-Петербургского лесного института 1914 год.

Большинство подобных открыток, изданных в 1905 году, дошло до наших дней “чистыми”, т.е не прошедшими почту. Это понятно. Конечно многие остерегались, даже на пике революционных событий 1905-1907 годов, документировано засвидетельствовать поддержку революционеров.  Поэтому вдвойне интересно найти открытку подобного толка отправленную в уже совсем реакционное время в 1914 году в помещичье имение  известного Пензенского дворянского рода  Метлош, где сестра автора письма(студента Санкт-Петербургского Лесного Института) работала учительницей. Это конечно был вызов. Ведь понятно, что это письмо было заметно и на почте и конечно на него обратили внимание в имении. Конечно, возможно предположить, что автор письма  принимал эту открытку как безобидный юмор, но это маловероятно даже ля такого “ботаника” как он (он пишет, что “сплавил систематику и морфологию растений”).  Но и своей сестре (Анастасии Васильевне Поповой) он, вероятно, подложил хорошую “свинку”.

Художником создавшим эту открытку был В.И.Гулак (Василь). Он хорошо известен всем филокартистам своими запоминающимися юмористическими открытками  из жизни украинцев выполненных в стиле примитивизма в духе современного Ботеро. Эти открытки издавались  Рассветом, Марковым и прочими издателями в Киеве. Во время Первой Мировой он подписывал свои работы псевдонимом “Мухомор”.  Так-же хорошо известна серия его работ революционной тематики в которую входила представленная открытка. Эти открытки выполненные в стиле “силуэтов” переиздавались разными издательствами. Эта открытка была выпущена Фотоателье Маркова (Киев, Крещатик, д.№3). Для 1905 года она была безобидной и издатель не постеснялся указать выходные данные. Но для 1914 года это было уже очень смелое изображение.

До начала Первой Мировой оставалось меньше двух месяцев…


Студенты технологического института в бильярдной.

Воскресенье, 30 Апреля 2017 г. 21:41 + в цитатник

Сиуденты Санкт-Петербургского Технологического института в бильярдной.В начале XXвека бильярд (слово “биллиард” вышло из употребления в начале XX венка)  был одним из самых любимых способ времяпровождения студентов наряду с картами, кегельбаном, лото, домино, шашками и шахматами. Бильярдные столы были в недорогих трактирах и изысканных ресторанах. Играли для развлечения, на “интерес” . Но уже набирал популярность спортивный бильярд.  Бильярд, как и игра в карты был целым миром, со своими правилами, моралью, кодексом чести, жаргоном и пр.

Для примера приведу цитату из пособия для обучения игре в бильярд*.

“По отношению к восприимчивости, лузы бывают «строгими», «капризными», «коварными» и даже – «подлыми»; но зато есть и весьма благонамеренные, даже добродетельные лузы, называемые «щедрыми», «Акимом-простотой», «провалом», «душой нараспашку» и т.д. Сообразно с этим, бильярд получает названия: «барышни», «недотроги», «тончайшего», «скупого», «скупердяги», «скряги», «сквалыги», «жмотика», «плююшкинского» «с занозой», «сибирки», «владимирки», «макарьевского», «ярмарочного», «балалайки» и т.д. «Пижон», т.е. новичок, 9 попадающийся в руки шулера, обыгрывающего его на своем «привычном», «выездном» или «завсегдательском» бильярде, попадает «на эшафот»”.

 

А закончить эту  тему я хочу рассказом Аверченко Аркадия Тимофеевича**.

 

РАССКАЗ О БИЛЛИАРДНОЙ ИГРЕ, О БИЛЛИАРДНЫХ ИГРОКАХ, О БИЛЛИАРДНЫХ НЕУДАЧНИКАХ И О ПРОЧЕМ

   Вы просите меня сказать, что-либо о биллиардной игре... Почему, именно, меня? Почему о биллиардной игре? Что? Вы меня видели несколько раз за биллиардом? Ну, что ж... Если вы считаете это достаточным основанием -- пожалуйста.

   Да, я один из самых азартных биллиардных игроков. Несколько лет тому назад в Харькове я проводил у биллиарда дни и ночи и, в конце концов, добился даже некоторой известности: я прославился, как один из самых худших биллиардных игроков.

   Я объясняю это своей близорукостью, а, отчасти, артистичностью натуры: не умея еще, как следует, играть, я "заказывал" самые диковинные, почти невозможные, шары.

   Например: мне страшно хотелось положить в уголок четырнадцатого... Но путь к нему был прегражден тремя шарами, стоявшими так, что к четырнадцатому можно было пробраться, только перешагнув через них. Я хладнокровно говорил:

   -- Играю четырнадцатого!

   -- Ка-ак? Каким образом?

   Играю своего от двух бортов по одиннадцатому, а одиннадцатый дуплетом от шара... какой там стоит?.. Ну, это неважно... все равно... а одиннадцатый от шара кладет четырнадцатый.

   Все смотрели на меня с удивлением и тайным восторгом.

   Я долго целился... Трах! Я не только не попадал в вспомогательного одиннадцатого, но мой собственный шар, не добегая до намеченного борта, прямо и непосредственно сваливался в лузу, за что от меня отсчитывалось, в виде штрафа, пять очков.

   Вы спрашиваете меня о происхождении биллиардной игры и об имени ее изобретателя?

   Я полагаю, что изобретателя никакого не было, а родоначальником биллиарда следует считать обыкновенный обеденный стол, который постепенно и незаметно совершенствовался.

   Сначала играющие или, вернее, обедающие, покончив с супом, принимались за горячий картофель и, ради забавы, перекатывали круглые картофелины друг к другу. Так как картофель был горяч, -- игроки ловили его в полы своих камзолов, которые при усовершенствовании и выродились в современные лузы. Картофелина, брошенная неловкой рукой, не попадала в подставленную полу камзола и падала на пол, что лишало игроков возможности употреблять ее в пищу. Отсюда возникли борты, преграждающие возможность шару вылетать за пределы стола. Впрочем, есть такие игроки, шары которых никакой борт не удержит в границах биллиарда. Мне это часто удавалось...

   Вот, в общих чертах происхождение биллиарда. Допотопные вилки заменились киями, вместо скатерти употребляют сукно... Что? Вы находить мое объяснение ненаучным? Не знаю... Значит, кто-то из нас больше понимает и разбирается в законах логики и эволюции...

   Типы биллиардных игроков?

   Их очень много, но главных три: экспансивный игрок, советчик и "жук".

   В особенности, врезался мне в память экспансивный игрок... Он весь -- один нерв. Когда его противник нацеливается на шар, он танцует около биллиарда, делает обреченному шару какие-то знаки, будто предостерегая от грозящей опасности попасть в лузу, а когда шар уже покатился -- он перегибается всем телом на сторону, искренно думая, что центр тяжести перемещается не только в его теле, но и в катящемся шаре. А когда экспансивный игрок сам "делает шара", он, ударив кием, забегает на другую сторону биллиарда, машет рукой тихо катящемуся шару, тычет пальцем в лузу, указывая ему могилу, дует на него, а иногда, схватив лихорадочно мел, чертит на сукне дорогу, ведущую прямехонько в лузу. Но шар -- большой толстый философ, которому дороги свои высшие законы. Если его неправильно толкнули -- никакая лесть, приказание и зазывание не помогут. Он насмешливо остановится у борта, где и затихнет.

   Однажды, зайдя в биллиардную, я в табачном дыму и копоти услыхал странное слово:

   -- Упань! Упань!

   Сначала я думал, что это военный клич индейцев, неведомым образом завоевавших биллиардную. Но потом оказалось, что это -- повелительное наклонение от слова "упасть", которое относилось к шару над лузой. Вопил экспансивный маркер, у которого были, очевидно, свои соображения насчет русского языка.

   Второй тип -- советчик. Он почти никогда не играет, а если играет, то прескверно. Он "советует",

   -- Зачем вам играть четырнадцатого? Он никак не проходит. Восьмерка ему мажет. Вот вам десятку играть нужно в средину: прямо-прямо попадает в лузу.

   Десятка может попасть или не попасть, но советчику всегда попадает...

   Если десятка положена, накидывается партнер игравшего:

   -- Лезете вы тут со своими советами, черт вас подери... Вот он и положил десятку!

   Если десятку не удалось положить, ругает игрок, не попавший десяткой в средину:

   -- Хотел играть четырнадцатого, так нет -- "играй десятку!" Лезет тут со своими советами, чтоб ты пропал!

   Советчик смиренно молчит минут пять... Потом -- неожиданно загорается:

   -- Куда, куда вы? Вам нужно семерку в угол играть с оттяжкой под девятку. Трех шаров сделаете. Неужели, вы не видите?

   -- Хотите я хлопну вас кием по голове? -- предлагает один из игроков.

   Советчик этого не хочет. Ему хотелось бы только, чтобы пятнадцатого играли в средину.

   Были попытки выбрасывать советчика за двери или запихивать под биллиард. Но он заглядывал потом в окно или вылезал из-под биллиарда и коротко говорил:

   -- Зачем вам дуплет, когда шестерка прямо висит над лузой...

   Третий тип -- "жук". Так называется профессиональный биллиардный игрок, хладнокровный, искусный, хитрый и продувной.

   Он может целый час играть с видом глупого новичка, завлечь вас и постепенно обыграть дотла.

   Может часами сидеть около двух игроков и давать самые глупые, нелепые советы -- пока терпение у одного из игроков не лопнет и он не скажет досадливо:

   -- Что вы с глупыми советами лезете... Давайте-ка сыграем лучше... Я вам покажу!

   "Жук" неумелыми руками берет кий, держа его вверх ногами... Роняет мел.

   -- Я вам покажу! -- торжествет игрок.

   Конечно, в конце концов, "показывает" жук...

   Я мог бы многое рассказать из того, что мне приходилось наблюдать во время моих прошлых скитаний по биллиардным: о мазчиках, о целых "группах" жуков, о разных играх: ботифон, чухонской, алягер, в пять шаров. Но эти игры не интересны тем, кто их не знает, и еще более не интересны тому, кто их знает...

   Мастерские удары? Да, мне приходилось их видеть.

   Недавно мне пришлось играть с одним поэтом... Он уверил меня, что прекрасно играет на биллиарде, и я, действительно, видел один его мастерский удар: он долго целился с "навеса" ("пистолетом") тяжелым кием, взмахнул им... тонким концом прорвав сукно под шаром (шар не двинулся с места), толстым концом кия ударил какого-то злосчастного "советчика" в глаз, а когда обернулся к пострадавшему, чтобы извиниться -- тонким концом кия разбил большую лампу, висевшую над биллиардом. Все это он назвал: "комбинированным ударом".

   Я давно играю на биллиарде, но только в тот вечер постиг разницу между простым ударом и "комбинированным"... Первый -- ничего не стоит перед вторым, а второй -- стоил нам около сорока рублей (сукно, лампа и глаз...).

 

 

*Таншель А. Бильярд. Практическое пособие для правильного изучения теории и техники бильярдной игры. Тир. 5 экз. Москва Изд-во В. Секачев 2015 г. 130с. Бумажный (обложка), 200х145, Обычный формат.

**Аверченко А.Т. Дешевая юмористическая библиотека "Сатирикона". Выпуск 39. 1912г.


Метки:  

Слушатель Санкт-Петербургского Технологического Института 1882 год.

Суббота, 29 Апреля 2017 г. 22:27 + в цитатник

Слушатель  Санкт-Петербургского Технологического Института

На фотографии слушатель  Санкт-Петербургского Технологического Института. Это фотография была “студенческим билетом”  и одновременно пропуском в институт. Фотография датирована 1882 годом. На обороте мы видим, что молодого человека звали Николай Иванов. Подлинность  документа подтверждала подпись (к сожалению неразборчивая) и сургучовая печать с названием института.  Хочу отметить, учащиеся  в институте в те годы именовались “слушателями” а  “студентами” они стали только в 1887 году на основании утвержденного нового Устава института  министром народного просвещения Деляновым.

Годы в которые учился молодой человек были тихими и спокойными. Волнения студентов 1868-69 годов он не застал, а до Первой Русской Революции было еще далеко.  Крупными событиями тех лет для института можно назвать передачу  института в 1881 году из ведения  Министерства Финансов в Министерство Народного просвещения и  создание студенческой столовой.

Нам в настоящее время трудно понять значимость для студентов тех лет учреждения  студенческой столовой. Это было  первым шагом к студенческому самоуправлению и было очень важным событием для студенчества тех лет. В комитет по управлению столовой входили только  студенты института. Их выбирали голосованием по 6 человек от каждого курса. И это было очень почетно.  Студенты очень гордились своим детищем и своей самостоятельностью.

УЧРЕЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ СТОЛОВОЙ*

Учреждение столовой было разрешено министром финансов Рейтерном весной 1879 года. Это было одним из последних решений министерства Финансов, имевшее важное значение в жизни Института. Столовая учреждалась для того, чтобы „давать учащимся дешевое и здоровое питание, служащее залогом к достижению успехов в занятиях".

Постройка ее началась 9-го июля 1879 года и окончена летом года. Она была построена в три этажа. В первом этаже была собственно столовая, во втором кухня, а в третьем квартира для служащих, при ней же было и помещение для организации, заведовавшей столовой.

По смете, утвержденной техническо-строительным комитетом министерства внутренних дел, стоимость ее постройки была определена в 37.842 рубля. Строить ее было разрешено за счет сбережений от общей штатной суммы Института. Строил ее архитектор А. А. Малов, как подрядчик. Постройка обошлась в 36.140 рублей. Сумму в 1.089 рублей, причитавшиеся ему за сверхсметные работы, он пожертвовал Обществу пособия учащимся. Этому Обществу столовая и была передана для заведывания. На оборудование ее была передана сумма в 2.300 рублей, оставшаяся  неизрасходованной вследствие отказа студентов от юбилейного обеда в день 50-летия и 2.172 руб., вырученные за продажу серебряных ложек, оставшихся от прежнего пансиона. Правила внутреннего распорядка для столовой были утверждены распорядительным комитетом Общества пособия учащимся 5-го октября 1880 года. На основании этих правил заведывание столовой предоставлялось исключительно слушателям Института. Для этого был образован комитет из 30 распорядителей, избиравшихся самими слушателями по 6 человек от каждого курса.  Комиссия из своей среды избирала председателя и секретаря. Распорядители образовывали из своей среды отдельные комиссии для закупки провизии, заведывания инвентарем, заведывания прислугой. Для непосредственного ведения всего дела были наняты экономка и буфетчица. Каждый день должен был дежурить один из распорядителей, который оставался в столовой на полные сутки, и сдавал хозяйство следующему дежурному. Кушанья отпускались по металлическим маркам, продажа которых, а также и надзор за отпуском блюд, лежали на обязанности слушателей, не входивших в состав распорядителей. На исполнение обязанностей кассира и контролера вызывались желающие. Если их не оказывалось, то столовая не открывала свои действия, что и понуждало кого либо принимать на себя эти обязанности. Дежурный кассир должен был по окончании работы сдавать кассу и оставшиеся марки дежурному распорядителю .

Администрация Института вообще не вмешивалась в распорядок столовой. Сношения с директором велись всегда только через председателя распорядительного комитета. Не вмешивалось в ее внутренние распорядки также и Общество пособия учащимся. При таком порядке столовая окупалась сама собой, но при отпуске Институтом топлива и газа. Если были небольшие дефициты, то они покрывались Обществом пособия учащимся. Столовая отпускала значительное число и бесплатных обедов, на что, кроме пособий Общества, отчислялись некоторые суммы и из доходов самой столовой.

Так велось в ней дело в первые годы ее существования. Студенты тогда оберегали свою столовую; кроме них туда никто не допускался. В столовой студентами не допускалось никаких сходок, и когда бывали волнения в Институте, то они не передавались в столовую, чтобы не давать повода к ее закрытию или изменению в ней порядков.

*- Сто лет. Технологический институт имени Ленинградского Совета Рабочих, Крестьянских депутатов. Том I. Ленинград  1928. Издание Технологического Института. Стр. 97-98.

 


Календарь “Подруга” для учащихся в женских заведениях

Суббота, 22 Апреля 2017 г. 14:20 + в цитатник

Календарь “Подруга” для учащихся в женских заведениях В начале прошлого века среди учащихся были очень популярны разного рода справочники и памятные книжки. Особенно подобные издания пользовались популярностью у девушек. Календарь “Подруга” для учащихся в женских заведениях был типичным представителем подобных изданий. В этой книжице среди многочисленной справочной информации было отведено много место для записи различного рода информации связанной с учебой и частной жизнью молодой девушки. Это расписание уроков, полученные отметки,  имена одноклассниц, списки взятых и отданных книг, каталог личной библиотеки, даты дней рождения и именин, списки того что следует сделать и много другой полезной и нужной информации.

С изданиями различных лет Вы можете познакомится на следующих ресурсах:

http://mel.fm/2016/06/03/diary

http://old-stationery.kanzoboz.ru/

 

Къ нашимъ юнымъ читательницамъ.

Настоящимъ изданіемъ календарь „Подруга" всту­паетъ въ 20-й годъ своего существованія. Уже самый фактъ непрерывнаго изданія въ теченіе 20 лѣтъ указы­ваетъ на успѣхъ, которымъ пользуется „Подруга среди русской женской учащейся молодежи. Успѣхъ этотъ въ значительной степени обусловленъ тѣмъ, что редакція не останавливается на одномъ постоянномъ трафаретѣ для календаря „Подруги", а стремится измѣнять и совер­шенствовать его содержаніе сообразно съ развитіемъ и измѣненіемъ школьной жизни.

Не малую роль при переработкѣ календаря играютъ указанія самихъ юныхъ читательницъ, заявляющихъ ре­дакціи о желательныхъ измѣненіяхъ „Подруги".

Сообразно съ этими указаніями редакція и въ настоя­щемъ юбилейномъ году кореннымъ образомъ измѣняетъ содержаніе календаря, приспособляя его къ нуждамъ и интересамъ не только ученицъ младшихъ, но и старшихъ классовъ. Въ справочномъ отдѣлѣ расширены Календарь “Подруга” для учащихся в женских заведениях отдѣлы по математикѣ и словесности, увеличено, количество ли­стовъ для разныхъ записей.

Отдѣлъ беллетристики въ настоящемъ изданіи совер­шенно пропущенъ и замѣненъ необходимыми для всякаго человѣка начальными свѣдѣніями по гигіенѣ, а также расширенъ отдѣлъ полезныхъ и практическихъ совѣтовъ.

Редакція будетъ очень благодарна, если читатель­ницы „Подруги" подѣлятся съ ней впечатлѣніями отъ переработаннаго календаря, или укажутъ на желатель­ность дальнѣйшихъ измѣненій.

 

Содержаніе гардероба въ порядкѣ.

Шерстяныя платья очищаются отъ пыли тѣмъ, что ихъ основательно вытряхиваютъ и слегка выколачиваютъ во дворѣ, затѣмъ хорошенько очищаютъ платяною щеткою. Щетки употреблять лучше мягкія, т. к. отъ жесткихъ шер­стяныя ткани очень портятся.

Для мытья платьевъ изъ чистой шерстяной ткани употреб­ляютъ теплую (но не холодную и не горячую) мыльную воду или воду сь мыльнымъ корнемъ; послѣдній надо сперва по­ложить на день въ воду, въ которой затѣмъ прокипятить около часа. Для полосканія употребляютъ тоже теплую воду съ примѣсью уксуса, отъ котораго лучше сохраняются краски. Вымытую и выполосканную ткань нужно завер­нуть въ холщевое полотенцо или въ простыню и дать по­лежать такъ. Если послѣ этого ткань будетъ еще настолько сырая, что трудно разглаживается, то ее можно слегка под­сушить еще, повѣсивъ на веревку, но не слѣдуетъ сушить до суха, Разглаживать слѣдуетъ всегда съ лѣвой стороны до тѣхъ поръ, пока ткань не сдѣлается совершенно сухою. При мытьѣ шерстяныхъ кофточекъ и платьевъ лучше под­парывать тѣ части, которыя трудно прогладить въ непо­ротомъ видѣ.

Шелковыя тнани моютъ или въ чайной водѣ, споласкивая потомъ въ водкѣ съ небольшой примѣсью сахара, или же въ крѣпкомъ отварѣ изъ отрубей, съ прибавкой небольшого количества квісцовъ. Шелковая ткань гладится сырою съ лѣвой стороны.

Гимназистка Санкт-Петебург 1912 формаНастоящій и поддѣльный бархатъ возстановляютъ за­ново, протирая его аккуратно по ворсу ветчинною кожею,— кускомъ пальца въ четыре шириною, съ котораго жиръ весь удаленъ,—въ родѣ того, какъ чистятъ платья щеткою. Когда пятна отчистятся, надо сильно смочить водой тряпку, положить ее на умѣренно горячую плиту, и когда изъ нея пойдетъ сильный паръ, держать надъ нимъ бархатъ, пока не выравняются всѣ примятыя мѣста.

Чтобы вымыть кружева, намачиваютъ ихъ въ теплой мыльной водѣ, оставляя въ ней на нѣсколько часовъ, за­тѣмъ сливаютъ воду и намыливаютъ кружева снова, при этомъ не слѣдуетъ ни тереть, ни выжимать кружева, а только сжимать ихъ въ рукѣ: потомъ раскладываютъ ихъ на рукѣ и поколачиваютъ другой рукой, отчего удаляется мыль­ная вода вмѣстѣ съ грязью. Когда кружева будутъ совер­шенно чисты, ихъ споласкиваютъ въ чистой съ небольшой примѣсью крахмала водѣ, кладутъ между двумя холщевыми полотенцами, чтобы они полупросохли, и гладятъ съ лѣвой стороны.

Лайковыя перчатки намачиваютъ за часъ до мытья въ бензинѣ, затѣмъ выжимаютъ, выливаютъ грязный бензинъ и наливаютъ свѣжій (Днемъ! безъ огня! бензинъ легко вос­пламеняется!). Въ этомъ бензинѣ мнутъ перчатки, пока онъ опять не загрязнится, сливаютъ его и наливаютъ свѣ­жаго. Наконецъ выжимаютъ перчатку, вкладываютъ въ большой палецъ круглую палочку, прижимаютъ къ ней также идущую дальше часть перчатки и протираютъ на­чисто и насухо чистой бѣлой тряпкой. To-же самое повто­ряютъ со всѣми пальцами, причемъ постепенно вмѣстѣ съ ними вычистится и вся перчатка. Далѣе перчатки надѣ­ваютъ на руки, посыпаютъ талькомъ и какъ бы моютъ имъ руки. Отъ этого перчатки пріобрѣтаютъ нѣжный блескъ. Протирать талькомъ можно даже черныя перчатки,—сперва онѣ получаютъ сѣровато-серебристый цвѣтъ, но при носкѣ онъ скоро пропадаетъ.

Для мытья нитяныхъ или бумажныхъ перчатокъ нарѣ­заютъ мелкими кусочками простого желтаго мыла, кладутъ его на блюдо, наливаютъ въ него кипятку и промѣшиваютъ жидкость мутовкою; послѣ этого оставляютъ пѣну стоять, пока она станетъ тепловатою, надѣваютъ перчатки на руки и основательно протираютъ руки въ теченіе 10 минутъ въ мыльной пѣнѣ, — особенно концы пальцевъ. Затѣмъ нали­ваютъ тепловатой чистой воды на блюдо и прополаскива­ютъ перчатки, — все время надѣтыя на руки, до тѣхъ поръ пока чистая вода не перестанетъ мутиться; тогда нужно снять перчатки съ рукъ, надуть пальцы, встряхивая ихъ растянутыми, положить на чистую бумагу и высушить.

Шелковыя перчатки моютъ такимъ же образомъ, но въ тепловатомъ наварѣ венеціанскаго мыла, чисто прополаски­ваютъ, варятъ немного блошинаго сѣмяни въ водѣ, процѣ­живаютъ жидкость сквозь тряпку и, выжавши перчатки, проводятъ чрезъ этотъ слабый крахмалъ, отчего они полу­чаютъ красивый блескъ. Когда перчатки просохнутъ, ихъ осторожно гладятъ, кладя бѣлую шелковую бумагу между перчаткою и утюгомъ.

Для чистки бѣлыхъ соломенныхъ шляпъ, нужно въ воду, предназначенную для мытья шляпы, положить чайную ложку Salisessentialistartariи основательно вымыть ее губкою, отчего шляпа дѣлается гораздо чище и красивѣе, чѣмъ отъ сѣры другихъ средствъ. Salis essentialis tartari продается во всѣхъ аптекарскихъ магазинахъ.

 


Список специальных женских учебных заведений Санкт-Петербурга

Пятница, 21 Апреля 2017 г. 23:33 + в цитатник

Список специальных учебных заведений*,

Список специальных женских учебных заведений Санкт-ПетербургаКоим предоставлено право выдавать лицам, их окончившим, свидетельства на звание учительниц рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях не подвергая их особому испытанию в Комиссии, согласно правилам 20 марта 1909 года.

В С.-Петербурге и окрестностях:

1)      Ксенинский женский институт.

2)      Курсы учительниц рукоделия Общества поощрения женского профессионального образования в С.-Петербурге.

3)      Лицам, прослушавшим лишь летние краткосрочные курсы для учительниц рукоделия, устраивавшиеся тем же Обществом в 1903-1906 гг., и получившим свидетельства в прослушании курсов и состоящих ныне на службе, при наличности у них образовательного ценза, предоставлено право на получение свидетельства на звание учительницы рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях, по сдачи ими дополнительных испытаний по профессиональной гигиене и счетоводству в любой Испытательной Комиссии (действующей по утверждённым правилам).

4)      Курсы для подготовки учительниц рукоделия при профессиональном учебном заведении Поспеловой-Гатцук.

5)      Школы Императорского Женского Патриотического Общества (лишь окончившим курс учения в старшем ремесленно-учительском отделении и притом на звание учительниц в женских прогимназиях и младших классах женских гимназий, с обязательным обменом свидетельства у Попечителя Учебного Округа).

6)      Гатчинское женское приходское училище с профессиональными классами.

7)      Профессиональные классы при Кронштадтской женской гимназии.

Девушки в начале XX века хотели работы и самостоятельности. Кому это было необходимо по нужде, а кому по велению сердца. Женская эмансипация в России  двигалась “семимильными” шагами.

*-“Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1870-1912 годы. 3-е издание, исправленное и дополненное. Издание юридического книжного магазина “Правоведение”, И.К.Голубева. Комиссионера Государственной Типографии. Москва, Никольская д. № 9,Славянского базара. Стр. 707.


Алексеевское реальное училище в Перми

Суббота, 08 Апреля 2017 г. 09:33 + в цитатник

Алексеевское реальное училище в ПермиФотография, на которую мы с Вами смотрим, интересна с нескольких сторон.  Во первых  это не просто фотография, а удостоверение личности на имя Антония Васильевича Корнилова выданное в 1918 и свидетельствующее о том, что он закончил Алексеевское реальное училище в городе Перми. Училище было  названо в честь Великого Князя Алексея Александрович, который посетил Пермь в 1873 году возвращаясь из своего кругосветного путешествия. Училище было шестиклассным, кроме того, можно было окончить дополнительный седьмой класс, по окончании которого выпускник мог поступить в Высшее техническое учебное заведение или найти работу в горно-химической индустрии.  Учебное заведение значительно отличалось от аналогичных учебных заведений России. Училище представляло собой целый учебный комплекс.  В 1896 г. в Пермь из Красноуфимска по предложению горного начальника Пермских пушечных заводов Н. Г. Славянова было переведено горно-заводское отделение, а в 1899 г. оно получило отдельное здание на углу Екатерининской и Соликамской. Реальное училище располагало также и другими зданиями на улицах Екатерининской, Соликамской, Вознесенской. Училище имело хорошо оборудованные мастерские, в которых проводились практические занятия по физическим и химическим предметам, металло- и деревообработке. Учащиеся также проходили практику на заводах и шахтах.

Техническая специфика училища отразилась на форме учащихся. Они носили отличительные знаки (если источники не ошиблись) соответствующие учащимся промышленных училищ. «На околыше фуражки ...(с козырьком) темно-зеленого сукна с выпушкой помещают позолоченный металлический знак, составленный из циркуля, ключа, молотка и треугольника, заключенные между двумя дубовыми ветками. Такой же знак меньшего размера нашивается с двух сторон на воротник сюртука под галуном, на воротник блу­зы, а также на петлицах пальто».

   Примечательно, что это был практически последний год работы училища. Училище существовало до июля 1919 года, когда при отступлении армии А.В.Колчака педагоги и большая часть учащихся были эвакуированы в Сибирь.

Во вторых фотография была сделана в фотоателье А.Тарасова расположенное на  Заводе  Мотовилиха, около Ивинского моста.  Мотовилихинские заводы одно из старейших металлургических и машиностроительных предприятий Урала. Оно было заложено в 1736 году Алексеевское реальное училищена Каме по предписаниям императрицы Анны Иоанновны и начальника Уральского горного округа В.Н.Татищева.  На этих заводах впервые в России появились мартеновские печи. Горный начальник Николай Славянов изобрел электросварку, за что на Всемирной выставке в Чикаго горный начальник ППЗ Николай Славянов получил медаль «За произведенную научно-техническую революцию». Во время Первой мировой войны каждая пятая пушка российской армии произведена на «Мотовилихинских заводах».

В настоящий момент место, где находилось фотоателье, является районом Перми.  Идентифицировать “Ивинский” мост мне не удалось.


Форма учениц женских учебных заведений в России

Четверг, 06 Апреля 2017 г. 00:01 + в цитатник

Рассматривая фотографии девушек – учащихся гимназий и других учебных заведений России в период до 1918 года, я всегда отмечал разнообразие их форменной одежды. Подобное разнообразие говорило об отсутствии регламентирующих документов связанных с их учебной формой . Но в интернете постоянно встречалась информация о том, что в 1896 (статья Википедии о школьной форме) году Министерством Народного просвещения  было приято положение регламентирующее форму учащихся женских учебных заведений. Деталей  положения нигде не приводилось.

Я не поленился и проштудировал “Сборник постановлений по Министерству народнаго просвещения Царствование государя императора Николая II, 1896 год” … и ничего не нашел. Я просмотрел аналогичные сборники за 1895 и 1897 годы, результат был тот-же.  Я расширил свои поиски и нашел книгу – “Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1870-1912 годы”. В этом сборнике я нашел приведенную ниже статью говорящую о том, что никакого общегосударственного регламента формы учащихся в женских учебных заведениях Министерства Народного Просвещения НЕ БЫЛО. По меньшей мере до 1912 года. Т.е. информация о 1896 году не корректна.

P.S. Дальше будем разбираться с “Циркуляром  №22872 от 25 июля 1914г. по Санкт-Петербургскому учебному округу”.  Пока оригинал найти не смог.

Относительно форменной одежды для воспитанницъ женскихъ гимназій и прогимназій.

(Предлож. Мин, Нар. Просв. отъ 18 іюня 1903 г. за № 18932).

Въ отзывѣ оть 7 мая 1903 г., за № 8608, по жалобѣ почетнаго гражданина Померанцева на постановленіе педагогическаго совѣта Вязниковской женской прогимназіи о ношении ученицами прогимназии форменной одежды, Ваше Превосходительство представили Министерству соображенiя о пользѣ, ѵстановленія таковой одежды въ воспитательномъ отношеніи. Вслѣдствіе сего увѣдомляю Васъ, Милостивый Государь, что, признавая значеніе упомянутыхъ соображеній, Министерство тѣмъ не мнѣе не может не обратить вниманія на то, что законмъ форменной одежды для воспитаницъ женскихъ гимназій и прогимназій не устаповлено, a потому настоянія относительно ношенія формы не должны бы выходіть изъ предѣловъ, указываемыхъ педагогическимъ тактомъ и добрыми отвошеніямни къ родителямъ и опекунамъ воспитаницъ къ особенности поскольку дѣло касается каниикулярнаго времені и слѵчаевъ нахожденія воспитаницъ  внѣ учебнаго заведения  по тѣмъ, или дрѵгимъ частнымъ надобностямъ. Сообразно съ симъ и обязательство о ношении  „установленной формы", какъ оно выражено въ прилагаемомъ при семъ образцѣ прошеиія о пріемѣ въ Вязниковскую женскую прогимназию,  имѣеть  за себя,  въ точномъ смыслѣ слова, законныхъ оснований и подлежало бы измѣненію въ редакцiонномъ отношеніи.

При этомъ долгомъ считаю присовокупить, что мною, вмѣстѣ  съ симъ, предложено Департаменту объяснить г. Померанцеву, что Министерство не видитъ надобности вѣ отмѣнѣ постановленія педагогическаго совѣта означенной прогимназіи оть 22 мая 1902 года относительно ношенiя форменной одежды въ виду того, что постановленіемъ этимъ выражается лишь желательность ношенія ученицами одежды установленнаго однообразнаго покроя, a не обязательность такого ношенія.

Гимназистки - Санкт-Петербург


НОРМЫ ДЛЯ САНИТАРНАГО КОНТРОЛЯ ЗА УЧЕБНИКАМИ И УЧЕБНЫМИ ПОСОБІЯМИ.

Суббота, 01 Апреля 2017 г. 18:22 + в цитатник
НОРМЫ ДЛЯ САНИТАРНАГО КОНТРОЛЯ  ЗА УЧЕБНИКАМИ И УЧЕБНЫМИ ПОСОБІЯМИ.
(Утверждены г. министромъ народнаго просвѣщенія 11-го ноября 1905 г.).
А. Относительно шрифта.
1. Шрифтъ учебниковъ и учебныхъ пособій долженъ быть простъ, безъ вычурности и добавочныхъ штриховъ, четокъ.
2                   Курсивъ, какъ трудно разборчивый шрифтъ, не допускается, а замѣняется жирнымъ шрифтомъ и разбивнымъ шрифтомъ.
3.                   Высота шрифта въ текстѣ учебниковъ и учебныхъ пособій должна бытъ не меньше 1,75 мм.
4.                   Основные штрихи буквъ должны быть не тоньше 0,25 мм., а разстояніе между основными штрихами—не менѣе 0,5 мм.
5.                   Разстояніе между отдѣльными буквами (анпрошъ) не менѣе 0,5 мм.
6.                   Разстояніе между словами (аппрошъ)—не менѣо 2-хъ мм.   
Примѣчаніе. На каждой страницѣ допускаются исключенія изъ нормъ § 5 и § 6, вызванныя корректурными вставками    и переверстками, но эти исключенія но должны превышать 10% всѣхъ промежутковъ между буквами и всѣхъ промежутковъ между словами па каждой страницѣ.
7.                   Разстояніе между строками (интерлиньяжъ)—но менѣе 3-хъ мм.
8.                   Число буквъ на 1 кв. сайт, печатной страницы (плотность шрифта)—не болѣе 15.
9.                   Длина строки—не длиннѣе 100 мм.
Примѣчаніе. Для азбукъ высота шрифта опредѣляется не меньше 3—4 миллиметровъ съ соотвѣтственной шириной буквъ. Шрифтъ другихъ книгъ для первоначальнаго обученія долженъ имѣть высоту меньше 3 мм. и больше 1,75 мм.
Учебники и учебныя пособія, назначенныя для трехъ стар­шихъ классовъ среднихъ учебныхъ заведеній, разрѣшается пе­чатать шрифтомъ высотой не ниже 1,5 мм. ири длинѣ строки до 108 мм.
Въ словаряхъ, логарифмическихъ таблицахъ и лексиконахъ допускается высота шрифта меньше 1,5, но болѣо 1 мм.
Подстрочныя замѣчанія, обозначенія рисунковъ, надписи на географическихъ картахъ могутъ печататься шрифтомъ высотой не менѣе 1 мм.
В. Относительно бумаги и печати.
1.                   Пумага должна быть такой толщины, чтобы шрифтъ совершенно не просвѣчивалъ съ другой стороны страницы (не тоньше 0,075 мм.), бѣлаго или слегка желтоватаго цвѣта, ровная, гладкая, безъ глянца и съ малымъ содержаніемъ древесной массы (не болѣе 10%).
2.                   Типографская краска должна быть насыщенно чернаго цвѣта, а печать—четкой и равномѣрной.


ПРАВИЛА ДЛЯ САНИТАРНАГО КОНТРОЛЯ ЗА УЧЕБНИКАМИ И УЧЕБНЫМИ ПОСОБІЯМИ.
(Утверждены г. министромъ народнаго просвѣщенія 11-го ноября 1906 г.).
1.     Единицей для измѣренія шрифтовъ служить прописная буква „н“ даннаго шрифта; разстояніе между строками измѣряется между буквами, не имѣющими продолженій вверхъ или внизъ между стро­ками, напримѣръ, между “а” и “н”; “в” и “к” и т.д., но не между ниж­нимъ концемъ “у”, или верхнимъ “б” и какой либо другой буквой; раз­стояніе между буквами и словами измѣряется между основными штри­хами.
2.     Для измѣреній берется изъ разныхъ частей контролируемой книги не мснѣе пяти страницъ и на каждой страницѣ также въ раз­ныхъ ея частяхъ производятся измѣренія не менѣе, чѣмъ 5 буквъ ,,н“ и другихъ разстояній.
3.     Результаты отдѣльныхъ» измѣреній съ указаніемъ страницы и  троки и среднія изъ нихъ заносятся въ протоколъ, который подпи­сывается   соотвѣтственнымъ компетентнымъ учрежденіемъ и служить санитарнымъ свидѣтельствомъ книги.
4.     Высота шрифта, толщина штриховъ, разстоянія между буквами, словами и строками опредѣляются посредствомъ микроскопа съ сла­бымъ увеличеніемъ, въ которомъ имѣется объектъ-микрометръ съ дѣ­леніями на десятыя доли миллиметра.
5.     Плотность шрифта, то есть число буквъ въ 1 кв. сайт, набора опредѣляется съ помощью тонкой пластинки, въ которой пробиты отверстія въ 1 кв. сант.
6.     Длина строкъ и величина страницы опредѣляется съ помощью обыкновеннаго металлическая масштаба.
7.     Толщина бумаги измѣряется приборами, спеціально для этой цѣли предназначенными.
8.     Физическія свойства бумаги (просвѣчиваемость, цвѣтъ, глянце­витость), а также четкость шрифта и качество типографской краски изслѣдуются при дневномъ освѣщеніи.
9.     Содержаніе древесины въ бумагѣ опредѣляется посредствомъ реактивной шкалы Вурстера.

Изслѣдованіе учебниковъ п учебныхъ пособій въ санитарномъ отношеніи возлагается на врачебно-санитарную часть учебныхъ заведеній министерства народнаго просвѣщенія.
Настоящія нормы и правила для санитарнаго контроля за учеб­никами и учебными пособіями должны войти въ силу для всѣхъ вновь печатаемыхъ нестереотипныхъ изданій черезъ шесть мѣсяцевъ, а для стереотипныхъ изданій черезъ пять лѣтъ со дня ихъ обнародова­нія.
 
Журнал Министерства Народного Просвещения Новая Серия Часть 1 1906 год

"Студенческая" фуражка в Финляндии

Воскресенье, 05 Марта 2017 г. 21:54 + в цитатник

Финская студенческая фуражка Сегодня я хочу представить Вашему вниманию  “Студенческую”  фуражку(ylioppilaslakki) из Финляндии. Эта фуражка имеет шведские корни, как и многие другие финские академические традиции. От шведского варианта она отличается фуражечным знаком в виде Лиры Аполлона в венке, изготовленным из металла и позолоченным.  Фуражечный знак это эмблема студенческого союза университета Хельсинки.

Я не нашел точного объяснения смысла этого знака но возможно предположить, что он обозначает – “символ цивилизованного искусства, творимого не на импульсе стихийного вдохновения, но благодаря мастерству владения предметом: так лира, помогая поэту петь, делает его почти независимым от переменчивой божественной гармонии космоса”.

Фуражка была введена в 1870 году. Актуальна  и популярна она и в наши дни.   До 1917 года экзамены на аттестат зрелости в финской школе были приравнены к вступительным экзаменам  в университет Хельсинки. Поэтому выпускники школ получали эти фуражки и в том случае если они и не поступали в университет. Поступившим в другие университеты рекомендовалось сменить фуражечные знаки на соответствующие этим учебным заведениям.

Финны очень трогательно относятся к своим фуражкам. Они хранятся всю жизнь своим владельцем. Их нельзя стирать и чистить. Но их внешний вид во многом “характеризует” владельца фуражки.

Носят их обычно начиная с 1 мая (праздник Ваппу) и до конца сентября.

Особую роль  студенческие фуражки играют на празднике Vappu (Вальпургиева ночь). Это один из главных праздников Финляндии. В этот праздник принято, что все кто проходил обучение в лицее, одевают свои “Студенческие” фуражки. У Ваппу есть свои традиции. Студенты обычно пьют шампанское или шипучее вино, популярен сидр и прочие напитки. Традиционное первомайское угощение на пикниках — хворост (tippaleipa), он подается с домашним медом (sima), напитком, немного напоминающим медовуху. 

В этот день принято одевать форменную фуражку  прекрасной нимфы Аманды, обитающей в фонтане на площади у Южной гавани Хельсинки. В других городах Финляндии празднование выглядит примерно так же, только студенческую фуражку (уже любого цвета, не обязательно белую) надевают на любой другую подходящую скульптуру. В старинном Турку фуражку надевают на памятник Лилии, в Тампере  украшают голову Девы Финляндии, в Сало — скульптуру кузнеца Лаури.  По традиции несколько студентов в корзине строительного крана намыливают голову памятника шампунем с помощью швабр.

Вечером, за минуту до 18 часов, толпа замирает с бокалами в руках. Ровно в Финская студенческая фуражка18:00 на бронзовую голову статуи водружают белую фуражку (на Хавис Аманде она 85-го размера!). В воздух летят пробки, фуражки и шары, в Хельсинки под холодные струи фонтана уже спешат юноши в водолазных костюмах!  

По поверью, чтобы обрести в следующем году везенье в любви и учебе надо поцеловать Аманду в губы. Каждый год находятся смельчаки, которые готовы ради успеха бултыхаться  в студёной воде фонтана, температура которой вечером на Ваппу чуть выше нуля.  

На фотографиях мы видим выпускников средних школ Финляндии начала века. В те годы в государственных школах практиковалось совместное обучение. А после их окончания девушки без особых проблем поступали в университет Хельсинки.


Псковская Мариинская женская гимназия

Среда, 01 Марта 2017 г. 23:30 + в цитатник

Псковская Мариинская женская гимназияЗамечательная фотография юной девушки  сделанная в фотоателье мастера псковской фотографии  Отто Парли. Фотография сделана в 1900 году. Будем считать, что эта девушка училась в Мариинской женской гимназии. В это время в Пскове больше не было “приличных” учебных заведений для женщин.

Немного истории.  Первое женское учебное заведение появилось в Пскове в 1860 году. В те годы это было Мариинское женское училище первого разряда. Обучение было семилетним. На первое января 1862 года в обучалось 109 девушек.  Интересно  довольно демократичное  социальное происхождение их родителей1. В училище принимались дети всех сословий, без различия звания и вероисповедания. Надо учитывать, что большинство обучалось (88) платно.

·         Потомственных дворян – 23

·         Дворян личных -  44

·         Потомственных граждан – 2

·         Купцов – 9

·         Мещан  - 25

·         Священнослужителей – 3

·         Разночинцев – 2

·         Сельских обывателей - 1

Применялись  “сократические” методы обучения. Под такими методами подразумевались беседы и обсуждения  пройденного материала. “Такие беседы, исполненные жизни, отрешенные от классного систематического изложения предмета, конечно сильно будут способствовать развитию учениц1.  Для тех лет это были передовые начинания.

В 1870 г. училище было преобразовано в семиклассную Мариинскую женскую гимназию.

Кроме общего образования гимназия начиная с 1875 года начала готовить педагогические кадры. В этом году были организованы  педагогические курсы для подготовки учительниц народных училищ и образцовая школа практических занятий. 15 марта 1895 г. попечителем Санкт-Петербургского учебного округа было утверждено преобразование курсов и школы в рукодельную школу и приготовительный класс.

В 1876г. был организован  восьмой педагогический класс. Выпускницы этого класса получали специальное свидетельство о получении звания “Домашней Учительницы2.


Ученицы гимназии имели  установленную форму. “…платье темно-коричневого цвета, гладкое, с черным гладким передником. Шляпа фетровая коричневого цвета, английского фасона, с коричневой лентой, с гербом на левой стороне “М.Ж.Г.”  Летом – с 1 мая до 1 сентября – шляпа такого же фасона, белого цвета, с коричневой лентой, с таким же гербом.”3

Ученицы должны были иметь “гладкую простую прическу”. «Ношение украшений, как, например, колец, перстней, брошек, браслетов, а также часов и пр. воспрещается.”3

Вменялись строгие правила по посещению общественных мероприятий. “Посещение маскарадов, балов, танцевальных вечеров в клубах и кинематографов, даже с родителями, безусловно воспрещается. Посещение заседаний окружных судов, а равно общественных библиотек и читален(???) тоже воспрещается.3

Первоначально гимназия не имела собственного здания и арендовала помещения в частных домах.  С 1868 года гимназия размещалась в  здании псковского уездного земства (ныне ул. Гоголя 19).  Количество гимназисток увеличивалось,  и к вышеупомянутому зданию было пристроено новое  - трехэтажный флигель (ул. Гоголя 17). Его освятили 20 октября 1898 года. Но помещений для нормального учебного процесса не хватало. Вопрос о строительстве нового здания для гимназии долго обсуждался. В итоге был выбран проект псковского епархиального архитектора Анатолия Алексеевича Подчекаева.  Здание было спроектировано в классическом стиле.  Его очень быстро возвели и оно было освящено 13 сентября 1915 года 4.

 

Материалы:

1.       Отчет Мариинского женского училища 1-го разряда за второй учебный год (с 3-го сентября 1861 по 1-е сентября 1862 г.). Отчет Псковского Мариинского женского училища 1-го разряда за третий учебный год (с 1-го сентября 1862 по 1-е сентября 1863 г.) - Псков : В тип. Губернского Правления, 1863. - 25, 18 с. https://vivaldi.pskovbook.ru/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0...%BB%D0%B8%D1%89%D0%B0.pdf/view

2.       Свидетельство М.И. Лебединской на звание домашней учительницы. 27 марта 1875 г. - http://www.archive.pskov.ru/node/3855

3.       Правила относительно соблюдения порядка и приличия ученицами Псковской Мариинской женской гимназии в стенах учебного заведения и вне его. 6 ноября 1915 г. - http://www.archive.pskov.ru/node/3865

4.       Гимназия Мариинская женская (учебный корпус с жилым флигелем) - http://pleskov60.ru/nekrasova-9.html

 



Поиск сообщений в Vladimir_SPB
Страницы: [7] 6 5 4 3 2 1 Календарь
Подписка RSS Реклама на сайте Реклама в газете Издательство Редакция Наш адрес

Rambler's Top100