ќ чем думаете?
0 0

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vladimir_SPB

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

гимнази€х документы и предметы св€занные с обучением в униве институтах коллекционирую старые фотографии училищах и пр. до 1918 года.

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) —тарое_фото про_искусство

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.05.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 349


»ван —тол€ров "«аписки русского кресть€нина"

—уббота, 07 январ€ 2017 г. 22:57 + в цитатник

√орецкое среднее сельскохоз€йственное училищеѕользу€сь случаем, € хочу представить ¬ашему внимаю небольшой отрывок воспоминаний описывающий быт учеников  среднего сельскохоз€йственного училища.  Ёти воспоминани€ интересны тем, что они написаны человеком, который  мог посмотреть на сельское хоз€йство и обучение с двух противоположных сторон – как потомственный кресть€нин и как человек получивший великолепное образование в одном из престижнейших университетов мира . »ван яковлевич —тол€ров (1887-1953) родилс€ в  бедной кресть€нской семье но  с самого детства его неодолимо т€нуло к учебе. ќн училс€ в церковно-приходской школе, в своем родном селе  арачун «адонского уезда ¬оронежской гимназии. «атем поступил в  онь- олодезную  низшею сельскохоз€йственную школу.  ќн был вторым по результатам сдачи вступительных экзаменов и поэтому дл€ него обучение было бесплатным и кроме того за отличную учебу  он стал стипендиатом ¬оронежского губернского земства.  ќкончив школу в 20 лет, он поступил в ћариинское сельскохоз€йственное училище. » оп€ть, сдав экзамены на отлично, был зачислен на бесплатное обучение, став стипендиатом ћинистерства земледели€. ѕервые два курса он отучилс€ на отлично а на третьем его захватила революционна€ де€тельность.  ќн принимал активное участие в революционных событи€х 1905 года. ¬ 1906 был вынужден уехать в эмиграцию во ‘ранцию. ¬ ѕариже  он стал студентом факультета естественных наук престижного парижского университета —орбонны. ќднако состо€ние здоровь€ не позволило ему проживать в ѕариже, и диплом инженера-агронома он получал уже в “улузе (веро€тно это был университет “улузы). ¬ 1916 году —тол€ров возвращаетс€ в –оссию. ѕосле 1917 года работает во многих государственных органах.  Ќачина€ с 1928 года он работает в “оргпредстве ———– во ‘ранции. ¬ 1930 году на его им€ пришла телеграмма предписывающа€ срочно вернутьс€ в ———–. «на€ чем это заканчиваетс€ »ван яковлевич решает остатьс€ во ‘ранции и стать “невозвращенцем”.

¬о ‘ранции он начинает работу над своими воспоминани€ми. — точки зрени€ литературного произведени€ они довольно слабые. Ќо с точки зрени€ описани€ кресть€нской жизни конца XIXвека это уникальное произведение. Ќо и кроме всего прочего это описание очевидца обучени€ в различных учебных заведени€х. ѕервое издание ««аписок русского кресть€нина» на русском €зыке состо€лось во ‘ранции в 1986 году, благодар€ »нституту слав€нских исследований в ѕариже. ¬ 1981 и 1992 году книга была издана на французском €зыке. ¬ –оссии она по€вилась в издательстве «—овременник» в 1989 году в сборнике ««аписки очевидца. ¬оспоминани€, дневники, письма».

я насто€тель рекомендую познакомитьс€ с этим произведением. ќно читаетс€ просто не смотр€ на свою некоторую сумбурность.

ќписание ”дедовщины” в ћариинском сельскохоз€йственном училище и  того как она была прекращена (врем€ было такое, 1905 год “на носу”).

¬ училище, среди товарищей, € познакомилс€ с —енькой (—еменом) »вановым, который скоро стал моим другом. ќн принадлежал к семье мещан. ≈го родители были купцами, два его брата уже окончили школу. » он поступил в нее как бы по традиции. ќт своих братьев он ужезнал, чему в ней обучают, какие там пор€дки и как нужно в ней себ€ держать.   тому же среди учеников одного из старших классов был ученик из того же села, в котором —енька жил со своими родител€ми. Ѕрать€ —еньки, хот€ и не блистали способност€ми в школе, но и не были последними по успешности в науках. ѕоведени€ же они были всегда отличного. “аким образом, его фамили€ была уже известна экзаменаторам конкурса, что и облегчило его поступление в среднее сельскохоз€йственное училище. ќн не претендовал ни на какую стипендию, так как его брать€, окончив свое образование, могли платить 100 рублей в год за его учение и полный пансион.

 

Ѕлагодар€ знакомству —еньки с учеником из старшего класса, он оказалс€ сейчас же под защитой этого ученика и избежал многих непри€тностей, которым обычно подвергались новички, вроде мен€, со стороны старшеклассников.

 

ѕо традици€м училища, новички, поступившие в приготовительный класс, становились буквально рабами старшеклассников. ѕо установившемус€ обычаю, старшие царили над учениками второго класса. Ќаиболее нахальные выбирали себе среди них свои жертвы и превращали их в своих слуг, которые были об€заны чистить их сапоги, ходить в кухню за кип€тком, выполн€ть за них работы, возлагаемые поочередно на группу учеников дл€ поддержани€ чистоты в помещении, и выполн€ть также разные поручени€, иногда рискованные, за которые полагались наказани€, вплоть до исключени€ из училища. ќтказыватьс€ от выполнени€ этих поручений было невозможно. ∆алобы же начальству рассматривались как доносы, и доносчики наказывались уже «по-серьезному»: им устраивали «темную», то есть на наказываемого набрасывали исподтишка оде€ло и подвергали побо€м. »збиваемый не видел, кто его бил, и не мог опознать своих мучителей.  роме того, все его сторонились, и никто с ним не разговаривал. ¬ общежитии — это самое страшное наказание: жить среди людей и чувствовать себ€ отвергнутым, презираемым и окруженным общей враждебностью.

ѕочему установилс€ такой обычай? Ќикто не знал. ƒл€ мен€ он был чуждым.  ресть€нска€ среда его не знала, он был неприемлем дл€ мен€. я попал в подчинение неумного и злого ученика. ≈го «опекунство» надо мной началось в первый же день моего поступлени€ в училище. ¬ечером он подошел к моей кровати, вытащил из-под тюф€ка все доски, а тюф€к бросил на гр€зный пол. Ќа полу  € и провел свою первую ночь в распор€жении своего «благодетел€».   счастью дл€ мен€, на следующий день была произведена перестановка кроватей, и моим соседом оказалс€ —енька. Ёто обсто€тельство сыграло большую роль в моей школьной жизни.

—енька познакомил мен€ со своей семьей, и мы с ним очень близко сошлись и полюбили друг друга братской любовью. Ѕлагодар€ помощи его покровител€, € скоро освободилс€ от своего мучител€.

„ерез год эти рабовладельческие обычаи были совсем изгнаны из школы. ¬от как это произошло.  огда мы перешли из приготовительного класса в первый (в –оссии в большинстве училищ и гимназий классы обозначались в восход€щем пор€дке. Ёта система существует и до сих пор), в приготовительный класс поступила группа учеников, детей служащих одного крупного имени€, расположенного в южных уездах ¬оронежской губернии. Ёти новички знали друг друга еще до поступлени€ в училище. ќни вместе готовились к конкурсу и в школе оказались тесно спа€нной группой. ќни первые начали борьбу против системы преследований. ¬се они отказались подчинитьс€ своему «хоз€ину». „тобы защитить своих «хоз€ев», прибежали ученики старших классов, поборники рабства. ѕроизошла жестока€ драка. Ќекоторые были серьезно ранены. Ќаш класс встал на сторону взбунтовавшихс€.   нам присоединились все остальные ученики приготовительного класса. “аким образом, ученики двух классов вступили в борьбу против угнетателей, которые не хотели сдаватьс€ и отказыватьс€ от своих «прав». Ѕорьба достигла такого напр€жени€, что в схватках прибегали к оружию — кинжалам, сфабрикованным из напильников, украденных из механических и слесарных мастерских.

Ќаконец вожди обеих сторон осознали опасность таких стычек, так как дело могло кончитьс€ смертоубийством. ќни собрались и решили:

1)            отменить обычай подчинени€ учеников приготовительного класса старшеклассникам;

2)            обезоружить всех, у кого имелось оружие, которым можно было нанести т€желое ранение противнику.

ƒл€ выполнени€ последнего пункта вожди решили выбрать врем€, когда все ученики находились обычно на огородных работах и в помещении оставалось только несколько дежурных учеников, поддерживающих чистоту и не принимавших участи€ в борьбе. ќни открыли все сундучки, вынули из них оружие и выбросили его в пруд.

“ак были уничтожены старые обычаи. ћир воцарилс€ и школе, и ученики зажили единой семьей.

 

Ћитература:

1.       —тол€ров ». я. «аписки русского кресть€нина // «аписки очевидца: ¬оспоминани€, дневники, письма. ћ., 1990.

2.       Culturesetsociétésdel'Est / Centred'étudesslaves«аписки русского кресть€нина /Récitd'unpaysanrusse / »ван —тол€ров ; préf. deBasileKerblay ; notesdeValérieStoliaroffavecleconcoursd'AlexisBerelowitch. - Paris : Inst. d'étudesslaves, 1986. - 202,

P.S. Ќа фотографии мы видим учащихс€ √орецкого среднего сельскохоз€йственного училища.




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку

ѕодписка RSS –еклама на сайте –еклама в газете »здательство –едакци€ Ќаш адрес

Rambler's Top100