О чем думаете?
0 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_SPB

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

гимназиях документы и предметы связанные с обучением в униве институтах коллекционирую старые фотографии училищах и пр. до 1918 года.

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Старое_фото про_искусство

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 344


Вольнодумец

Воскресенье, 15 Апреля 2018 г. 13:40 + в цитатник

Студент Санкт-Петербургского университета/3236492_F436001WEB (369x600, 48Kb)Фотография студента Санкт-Петербургского университета. Судя по прическе, он явный “вольнодумец”. Это сегодня длинными волосам никого не удивишь. А тогда это был очень серьезный вызов системе”.

Студенты во все времена были подвержены влиянию новых идей и не только в научной сфере. Они всегда были своеобразной “лакмусовой бумажкой” своей эпохи. На переломных моментах истории они становились горячими приверженцами и проводниками социальных, культурных и политических изменений. Так было и в начале 20-го века в России. Студенты впитывали в себя все те идеи и концепции, которые носились в “воздухе”  тех времен. И конечно в основном это были вольнодумные идеи, и не только в политическом плане, но и в научном,  эстетическом и культурном.

В те годы Российская культурная среда породила огромное количество идей и образов. Неокантианство, экзистенциализм, марксизм, анархизм, мистицизм, символизм, иррационализм, модернизм и прочие “-измы”. Границы между искусством, политикой, философией, наукой и религией истончались и исчезали, порождая сотни различных течений  и кружков. И конечно активными участниками подобных начинаний были студенты университетов и институтов.

Мы понимаем, что политика в те годы преобладала в умах студентов. В.И.Ленин в своей статье в газете “Студент” указал, “… что в современном студенчестве имеется шесть политических групп: реакционеры, равнодушные, академисты, либералы, социалисты-революционеры и социал-демократы”. При этом студентов придерживающихся левых взглядов было большинство. “Черная сотня” была противна студенчеству в принципе. Равнодушных было мало. А призывы “академистов” сконцентрироваться на учебе и науке не воспринимались по причинам внешнего характера.

Но была еще одна группа студентов, которая выбирала пути духовной революции. Это были будущие или уже действующие философы, писатели, художники, адепты тех или иных религий. Они выбирали путь индивидуальной духовной революции в своем персональном сознании. У них не было партий но были определенные сообщества.

Примером такого течения можно назвать “Мистический анархизм” Григория Чулкова. “Клубом” где обсуждались эти идеи была “Башня” Вячеслава Иванова. Рупором был журнал “Факелы”. Сама философско-эстетическая теория возникла на основе идей Иванова о соборности, единении людей связанных общностью духовного сознания, “мистического энергетизма”  и пр. Сам Григорий Чулков называл свою теорию “Учением о путях последнего освобождения"(чем не русский буддизм!?).

В основе теории лежали:  “идея неприятия мира” сегодняшнего так как «мистико-анархисты не принимают мира как такового и мечтают о мире преображённом»1. Конгломерат(или объединение) “внутренней свободы личности”, сверхиндивидуализма  с соборностью и “анархическим” единении людей, связанных общностью сознания. И конечно «борьба с догматизмом в религии, философии морали и политике». Истоками теории возможно назвать гностическое христианство. Гностицизм был одной из самых свободных мировоззренческих систем без догматических ограничений. Если отбросить терминологию и витиеватость формулировок  то “мистический анархизм” призывал к созданию автономных сообществ людей обладающих внутренней свободой и имеющих право на самостоятельное осмысление духовного начала своей жизни.

Теория Чулкова бурно обсуждалась в “Башне” Вячеслава Иванова. Она стала заметным явлением на фоне революционных событий 1905-1907 года. Отголоски этой теории живы и сегодня.

И конечно многие студенты участвовали в обсуждении этих теорий. Модест Людвигович Гофман в те годы был студентом Санкт-3236492_FakeliWEB (292x400, 38Kb)Петербургского университета, учился на историко-филологическом факультете. Входил в университетский “Кружок молодых” вместе с Городецким и Пястом. Посещал «Башню» Вяч. Иванова, во время полемики 1907 г. о «мистическом анархизме», выпустил в его поддержку брошюру «Соборный индивидуализм». Владимир Николаевич Ивойлов избравший литературный псевдоним Владимир Княжнин учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1902–1911), с параллельным (с 1907 г.) посещением занятий на историко-филологическом факультете. Рекомендательное письмо ему для Вячеслава Иванова написал Г.Чулков. И многие другие.

Это и были те студенты, которые выбирали путь Революции Духа в те годы.

На фотографии мы видим “Вольнодумца” - студента Санкт-Петербургского университета. Фото сделано в фотоателье Р.Шарля. В те годы оно располагалось по адресам Невский пр. 78 и Васильевский Остров против Николаевского моста 25.




 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку

Подписка RSS Реклама на сайте Реклама в газете Издательство Редакция Наш адрес

Rambler's Top100