О чем думаете?
0 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_SPB

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

гимназиях документы и предметы связанные с обучением в униве институтах коллекционирую старые фотографии училищах и пр. до 1918 года.

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Старое_фото про_искусство

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 340


Охтенское (Охтинское) низшее механико-техническое училище

Пятница, 24 Августа 2018 г. 17:01 + в цитатник

Охтенское (Охтинское) низшее механико-техническое училищеНа фотографии мы видим учащегося Охтенского низшего механико-технического училища. Об этом говорит наплечный знак с  вензелем “ВМ”. Что обозначает этот вензель доподлинно неизвестно. Документов пока найти не удалось. Но есть предположение, что это первые буквы от имен Великой княжны Марии Павловны (покровительница училища) и ее мужа Великого князя Владимира Александровича.

Судя по подписи, фотография сделана в 1910 году.

Министерство Народного Просвещения России долгие годы пыталось провести процесс стандартизации средних и низших  учебных  заведений. И если этот процесс (в конце 19 века и начале 20-го) проходил довольно успешно среди средних учебных заведений (гимназий и реальных училищ) то для низших учебных заведений, и особенно частных, этот процесс продвигался с большими трудностями. Во много это было связано с большим количеством различных типов школ и училищ(государственных и частных) с различными учебными программами, существовавших в те времена в России. Но и не надо забывать, что это были первые опыты профессионального образования в России.

Охтенское нижнее механико-техническое училище ведет свою историю от  1876 года, когда генерал-адъютант Федор Федорович Трепов  “…обратив внимание на значительное количество праздных детей неимущих жителей Охтенской  пригородной местности, приобрел покупкой на Малой Охте участок земли и, при содействии  благотворителей, воздвиг необходимые здания, куда и были переведены 16 мальчиков сирот, находившихся в приюте при Охтенской Мариинской больнице. Возникшее, таким образом, училище в 1877 г. было открыто; при нем одним из благотворителей сооружена была и церковь”. У училища помимо Трепова было много высокопоставленных благотворителей, вплоть до Императорской фамилии. Первоначально учебное заведение именовалось как Охтенское ремесленное училище.

В 1879 году организованное училище было “узаконено” Высочайше утвержденным Уставом состоящего под покровительством Ея Императорского Высочества, Государыни Великой Княгини Марии Павловны Охтенского ремесленного училища, в память почившего Великого Князя Александра Владимировича.(№ 59303 от 9-го февраля 1879 года)

В уставе указывалось, что “…училище имеет целью обучение общеобразовательным предметам и ремеслам детей, преимущественно из беднейшего населения Охтенского пригорода и окружающих его местностей.” Училище определялось как “частное благотворительное учреждение” и состояло в ведомстве Министерства Финансов по департаменту Торговли и Мануфактур.

Первоначально обучение было четырехклассным, при этом первый класс был подготовительным. В подготовительный класс принималисьОхтенское (Охтинское) низшее механико-техническое училище мальчики не младше 10-лет и не старше 12, во второй класс не моложе 13 лет и не старше 15.

В первые годы существования училища воспитанники обучались грамотности  и столярному и сапожному ремеслам. При этом было замечено, что многие поступали в училище не для обучения ремеслу а с целью научиться только грамоте.

В целях улучшения ремесленной подготовки 9-го января 1886 года Министерством Народного Просвещения был принят новый устав на основании нового Высочайше утвержденного положения (№ 2028) от 14 февраля 1884 года. На основании этого Положения, училище передавалось в ведение Министерства Народного Просвещения, обучение становилось четырехлетним(два класса с двухгодичными курсами) плюс подготовительный класс. Ученики успешно закончившие обучение получали аттестаты и в дополнение свидетельства на звание мастера(успешно отработав не менее двух лет в мастерских училища или у частных мастеров) или подмастерья. Ученики, обучавшиеся на средства училища, должны были отработать год в мастерских училища и только после этого получали документы об окончании обучения. Охтенское (Охтинское) низшее механико-техническое училищеВоспитанники, получившие аттестат пользовались правами третьего разряда по отбыванию воинской повинности.

Ремесленные занятия проходили с 7-ми часов утра до 8.30 и от 14 до 16 часов вечера. Классные занятия проходили с 9 часов до 12-ти. Во время летних каникул ремесленные занятия не прекращались.

К 1889 году ученики обучались следующим ремеслам: столярному, слесарному, сапожному, переплетному и портняжному. Интересно, что для физически слабых детей существовала специальная мастерская где их обучали ручному труду по дереву по системе Отто Соломона (создатель шведской системы преподавания ручного труда).

Примечательно и сословное представительство в учебном заведении. На 1889 год в училище обучались: мещане-51 человек, крестьяне-36, дворян-17, других сословий – 13, детей купцов – 6 и духовного звания – 1. Из этого списка мы видим, что дворянское сословие не чуралось этого учебного заведения.

С одной стороны все было не плохо с точки зрения обучения. Но была одна ключевая проблема. Многие выпускники не шли на производство, а работали там где необходимо была грамотность, т.е. писарями и пр. Во многом это было связано с учебным планом. В нем отсутствовали профессиональные предметы. А работа в мастерских не могла восполнить отсутствие теоретических знаний.  И получалось, что выпускники училища со своими свидетельствами мастеров и подмастерьев не соответствовали требованиям рынка того времени. Мы не должны забывать, что мастер это руководящая должность со всеми вытекающими последствиями. Т.е. учебная программа не соответствовала целям работы училища. Кроме этого скудность финансирования не позволяло оборудовать мастерские училища в соответствии с текущим техническим уровнем столичных предприятий.

Все эти проблемы были замечены,  и в 1897 году было подано Представление в Государственный Совет, где были описаны все эти проблемы и предложения по их решению. На основании этого Представления 2-го июня 1897 года было утверждено мнение Государственного Совета(№ 14249) О преобразовании Охтенского ремесленного училища в низшее механико-техническое училище.

На основании этих изменений был принят новый устав. Этот устав был создан на основании основных положений о промышленных училищах Высочайше утвержденных 7 Марта 1888 года с “определенными отступлениями” специфичными для этого конкретного учебного Охтенское (Охтинское) низшее механико-техническое училищезаведения.   Устав определял четырёхклассное обучение с годичным курсом для каждого класса, причем “…последний год обучения посвящается преимущественно практическим занятиям в мастерских”.  В программу были введены “профессиональные” предметы: физика, механика, химия, устройство машин, механические производства, счетоводство, черчение геометрическое и техническое и пр.

При успешном окончании училища выпускники получали “аттестаты за подписью членов педагогического совета и с приложением печати училища”.  Мы видим, что упоминания о мастерах и подмастерьях уже нет.

Интересно и положение о форме учащихся. В противовес стандартной узаконенной формы для учащихся низших технических училищ она определяется следующим образом” “§29. Ученики училища носят форменную одежду, утверждаемую установленным порядком , по одобрении Высокой Покровительницей”.

Также устав определял обязательное наличие библиотеки в училище.

Обучение было платным. Но дети несостоятельных родителей могли получить возможность обучения за счет училища.

В 1901 году по проекту архитектора Цейдлера Владимира Петровича для училища  было построено новое двухэтажное здание в стиле модерн. Рядом со зданием располагалась деревянная церковь в русском стиле  Святого Благодетеля князя Александра Невского. Церковь была построена в 1872-1878 годах специально для училища на средства потомственного гражданина Д.Н.Лебедева. В 1919 году церковь была закрыта, а в 1924 здание было разобрано.

В 2001 году здание получило статус “выявленного  объекта культурного наследия”.  В 2009-2010 годах проводились работы по капитальному ремонту и воссозданию здания. В настоящий момент в нем располагается ГБОУ НПО профессионального училища № 35 — Санкт-Петербургское Государственное.

Сегодня оно расположено по адресу  Санкт-Петербург Республиканская ул. 39.

 

1.    1.И.А.Анопов Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. С.-Петербург, 1889

2.    2. Россия. Министерство народного просвещения. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том 15. Царствование государя императора Николая II, 1897-1898 годы. С.-Петербург, 1902. (стр. 494)

3.  3. Полное собрание Законов Российской Империи. Собрание второе. Том 54, отделение первое. 1879 по 18 февраля 1880. Санкт-Петербург 1881. (стр. 63).

4.   4. Полное собрание Законов Российской Империи. Собрание третье. Том 4. Санкт-Петербург 1887. (стр. 57).




 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку

Подписка RSS Реклама на сайте Реклама в газете Издательство Редакция Наш адрес

Rambler's Top100