ќ чем думаете?
0 0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Vse_putem

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 02.05.2007
«аписей: 143
 омментариев: 200
Ќаписано: 361


 ашин

ѕ€тница, 09 Ќо€бр€ 2007 г. 21:03 + в цитатник
все записи автора

ќ,  ашин,  ашин городок,
÷арь-града уголок!
 акие церкви там и горы!
 уда ни кинешь взоры Ц
¬езде видишь пейзаж.

(»змайлов ј.≈., 1827 г.)



 ашин или Ђгород русского сердцаї, названный так в честь реки  ашинки, котора€, петл€€ по городу, образует точный силуэт сердца, удивительно своеобразный и тихий городок. Ќо это именно тот самый случай, когда слово "своеобразный" служит искренним комплиментом. „то-то в  ашине есть свое, исконное и насто€щее, какой-то внутренний дух, чудом сохранившийс€ до сих пор.



—тоит оказатьс€ в его исторической части, там, где река  ашинка делает невообразимую петлю, то будто оказываешьс€ на сказочном полуострове с древними церкв€ми и торговыми р€дами. ј в одном месте речка образует чрезвычайно узкую перемычку, на которой помещаетс€ всего одна улица. — нее можно видеть одну и ту же реку справа и слева.


¬ конце 18 века на город "положили сетку" пр€мых дорог, ориентированных по сторонам света. ”твержден данный план градостроительства был в 1777 году, воплоща€ идею двор€нского государства Ђразумно построенногої, развити€ административных функций города, обеспечива€ кратчайшие коммуникации и облегча€ ориентацию в городе. Ќадо сказать, что структура города получилась замкнутой и завершенной, в ней ничего нельз€ ни убавить, ни прибавить. ћногие улицы в перспективе упираютс€ в холмы с храмами на вершинах. ћожно сказать, что город €вл€ет собой симбиоз свободного творчества природы и пр€молинейного мышлени€ человека.


  сожалению, старый  ашин легко потер€ть на фоне новых построек. ¬о времена советской власти старые здани€ - прежде всего церкви и монастыри - разрушались, а пустоты застраивались безликими жилыми и промышленными здани€ми.

¬ид с воздуха

ј когда-то богатые кашинские купцы не жалели денег на украшение своих домов с причудливыми портиками и мезонинами. ѕодчас их запросы перехлестывали через край. ¬ городе до сих пор сохранилс€ дом купца  апитонова, отправившего губернским власт€м прошение разрешить ему позолотить крышу своего дома. ќтвет не заставил себ€ ждать и был на редкость лаконичным: "ƒурак, сам царь живет под железной крышей. ј ты чего надумал!"

ј купцу  апитонову просто очень хотелось, чтобы крыша его дома так же причудливо играла золотым отблеском под лучами северного солнца, как и купола тридцати соборов и церквей, насчитывавшихс€ в те времена в  ашине, чтобы и его особн€к придавал еще больше праздничности любимому городу.

–ека  ашинка ночью

»звестна€ нам часть истории города начинаетс€ с непри€тностей, постигших город в 1238 году.  ашин упоминаетс€ в списке покоренных монголо-татарами городов. ќт этого года, по прин€той традиции, исчисл€етс€ возраст города, хот€, несомненно, он существовал и ранее. ћестные жители даже поговаривают об основании города ёрием ƒолгоруким.

— 1247 г.  ашин входил в состав “верского кн€жества и считалс€ в нЄм одним из важнейших городов. Ќесмотр€ на зависимость от “вери, в городе чеканили собственную монету, вели летописную работу. √ород постепенно превращалс€ в крупный торговый центр, кашинские купцы вели торговлю с ближними и дальними земл€ми. –азвивалось ремесло, особенно производство красок, на гербе города изображены три ступки белил, а свинцовые белила вообще считались лучшими в –оссии.

√ерб города  ашин

¬ 1485 году  ашин вместе с “верью вошел в состав централизованного ћосковского государства. «а свою многовековую историю  ашин не раз отражал набеги врагов, служил одним из сборных пунктов дружин народного ополчени€ ƒ. ћ. ѕожарского, терпел т€готы разорений и пожаров, но снова отстраивалс€, сто€л крепостью на прежнем месте.

–ека  ашинка. ¬ысокие холмистые берега, заросли кувшинок и тростника, плавные повороты и неспешное течение задают особый пространственный ритм, которому подчинен весь город.

—егодн€шний облик город начал приобретать в семнадцатом веке с началом расцвета каменного строительства. ¬ажную роль играют купцы, не только стро€щие свои особн€ки, но и дающие деньги на возведение церквей и монастырей. ћестные жители занимаютс€ торговлей, продава€, в основном, пшеничную муку, льн€ную пр€жу и холст. Ќа шумные €рмарки сюда съезжаютс€ купцы из “верской и соседних губерний. ќсобую известность городу принесла торговл€ виноградными винами "заграничных" марок и дешевых сортов. ќгромные состо€ни€ нажили на ней местные предприимчивые купцы. ѕроцесс приготовлени€ кашинских вин, отличалс€ сомнительными качествами, саркастически раскрыл ћ. ≈. —алтыков-ўедрин в романе "—овременна€ идилли€".  стати, торговл€ вина продолжаетс€ в городе и по сей день. » если раньше  ашин славилс€ своими поддельными винами, то сейчас многие знают город по неплохим бальзамам и ликерам местного завода "¬ереск".

“орговые р€ды

  1880-м годам население  ашина достигло почти семи с половиной тыс€ч человек и практически оставалось на этом уровне до начала XX века. ¬ его составе преобладали мещане и цеховые, следом шло купечество и духовенство. — проведением в 1890-х годах железнодорожной ветки активизировалась торговл€ хлебом и возрос экспорт льна - основной в уезде сельскохоз€йственной культуры. «аметной вехой стало открытие в 1884 году курорта на местных минеральных водах, исстари известных своими целебными свойствами.   началу XX века в  ашине насчитывалось 33 церкви и 12 монастырей, от которых после времЄн коммунистического правлени€, к сожалению, остались лишь немногие церкви.


¬оскресенский собор Ц главна€ доминанта  ашина Ц впервые упом€нут в летописи под 1382 годом.  огда в 1855 г. к зданию собора пристроили теплую церковь и грандиозную 70-метровую колокольню, он стал крупнейшим в “верской епархии, внутри одновременно могло поместитьс€ все 7-тыс€чное население  ашина.


»нтересно, что 250 тыс€ч рублей на это строительство, а так же на покупку на Ћейпцигской €рмарке новых часов-курантов, дал местный виноторговец, купец Ќ.¬. “ерликов, как ехидно замечали горожане, Ђво искупление греховї.


Ќа северной оконечности города, у начала Ѕежецкой дороги сто€л ƒмитриевский мужской монастырь. ƒокументы утверждают, что он по€вилс€ не позднее XV века.
¬ XVII веке монастырь воевал с разгульным кашинским торгом. ѕопробуйте догадатьс€, за что? «а нравственность! јрхимандрит писал жалобы самому царю Ђ...в твоем государеве богоспосаемом граде  ашине в понедельник первы€ недели великого поста чинитца великое безчиние и беззаконие: из уезду приезжают кресть€не с женами и с детьми.... ѕьют и бражничают и безчинствуют, крык и вопь и бой меж собою до кровопролити€... и бесовска€ игра веселие с медведи и с бубны...ї. ∆алобы не помогали, хоть царь и приказывал воеводе смотреть за пор€дком.

ƒмитриевский монастырь. Ќачало XX века

Ќыне ƒмитриевский монастырь разрушен. »счезли блещущие зеленой чешуей главы “роицкого собора, одного из самых старых каменных храмов города (1682 г.), нет п€ти фантастических шатров —трастного собора, ограды, колокольни со шпилем иглой.

ƒмитриевский монастырь. —егодн€шние дни

–€дом с монастырем сохранилась »льинска€ (ѕреображенска€) церковь Ч сама€ ранн€€ из п€тиглавых приходских церквей, построена в 1775-1778 гг. ѕрисмотритесь к наличникам ее окон. Ёто не лепнина, наличники сложены из насто€щего фигурного кирпича. “акой узор выкладывалс€ вместе со стенами.

»льинска€ церковь. Ќачало XX века

»скусство узорной кладки было очень попул€рно в –оссии в XVII веке. ѕредполагают, что это перва€ п€тикупольна€ приходска€ церковь  ашина.   сожалению, до наших времен не сохранилось колокольн€, котора€ была разобрана в 30-х годах.


 рестознаменскак€ церковь возведена на правом берегу  ашинки в 1782-1784 гг. ѕо замыслу строителей еЄ силуэт с барочным завершением должен был перекликатьс€ с ансамблем зданий в центре города. ¬ 1869-1872 гг. храм был расширен по проекту гражданского инженера ј.—. ‘едотова Ц была увеличена трапезна€, построена нова€, более высока€ колокольн€. ’рам был реставрирован в 1970-х гг., сейчас действует.


÷ерковь –ождества ’ристова на √оре построена в 1774-1786 гг. ¬ 1868-1870 гг. к зданию была пристроена обширна€ трапезна€ с приделами и нова€ колокольн€, четверик получил новое завершение. «дание частично реставрировано Ц без воссоздани€ колокольни Ц в 1983 г.


¬  ашине сохранились улицы с весьма интересными названи€ми.  роме  арла ћаркса, об€зательной Ћенина и банальных Ћуначарского и  алинина, наличествуют такие названи€, как улицы  расных »дей, ќбновленный “руд и —мычка - именно так, в именительном падеже!


√орд€тс€ кашинцы историей √орода, сравнива€ дела предков с подвигами былинных героев, чьими именами даже мосты называли - »льинский, ƒобрынинский. Ќо особым почитанием пользуетс€ в  ашине преподобна€ јнна, считавша€с€ покровительницей и защитницей города.

ƒавайте перенесемс€ в далекий XIII век, когда истерзанна€ –усь оказалась под татаро-монгольским игом. ¬ 1294 году ростовска€ кн€жна јнна была выдана замуж за тверского кн€з€ ћихаила, который был "телом велик зело и крепок, мужествен и страшен взором", как повествует Ќиконовска€ летопись. ’отел оградить он свой народ от произвола завоевателей, а потому прин€л мученическую смерть в «олотой ќрде. ”били его, сердце вырезали. » стал ћихаил единственным тверским кн€зем, причисленным к лику св€тых.

ѕосле смерти мужа вдову постигают два новых удара. —начала там же, в «олотой ќрде, был убит ее старший сын ƒмитрий по прозвищу √розные ќчи, а потом другой сын - јлександр. ѕосле умирает третий сын -  онстантин. — достоинством прин€ла јнна т€жкие удары судьбы. Ќе озлобилась она на людей, а твердо решила посв€тить оставшуюс€ жизнь защите несчастных, обездоленных, страждущих. —вое предназначение она стала св€то выполн€ть, когда, потер€в мужа и сыновей, ушла в монастырь. ¬  ашине она прожила почти двадцать лет и пользовалась всеобщим почитанием и поклонением. » велика€ скорбь охватила горожан, когда в 1368 году она ушла в мир иной.

 афедральный собор ¬ознесени€, где хран€тс€ мощи св€той јнны

Ўли годы, и казалось, угаснет пам€ть об јнне вместе с родом удельных кашинских кн€зей. Ќо вот почти три столети€ спуст€ об јнне вновь заговорили в св€зи с удивительными событи€ми, имевшими непосредственное отношение к  ашину. ¬ —мутное врем€ в период между 1606 и 1611 годами трижды подходили к городу пол€ки и вс€кий раз уходили, так и не сумев овладеть  ашиным. ј тут вдруг вспыхнул пожар и также быстро прекратилс€. » стали задумыватьс€ кашинцы: не охран€ет ли их нека€ чудодейственна€ сила?

—лухи о праведнице вскоре дошли и до ћосквы. ÷арь јлексей ћихайлович объ€вил, что сам прибудет в  ашин, чтобы присутствовать при перенесении мощей јнны из дерев€нного собора в каменный ¬оскресенский. ÷арь сам вместе с бо€рами подн€л на плечи мощи преподобной јнны и перенес их на новое место.

Ќе только при жизни, а и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю јнны  ашинской. ѕримерно через тридцать лет после состо€вшейс€ в 1650 году ее канонизации ¬еликий собор во главе с ѕатриархом »оакимом исключил ее из сонма св€тых. —толь на первый взгл€д странное решение объ€сн€лось происходившими на –уси важными религиозно-политическими событи€ми, св€занными с борьбой со старообр€дчеством. ¬едь все хорошо помнили, что при первом вскрытии гроба јнна  ашинска€ предстала с рукой, благословл€ющей людей. Ќо на руке были соединены не три, а два пальца. “ак крестились раскольники. ѕоэтому у церковных иерархов возникли серьезные опасени€, что јнна может стать символом старообр€дчества. Ёто и предопределило ее деканонизацию.


Ќо кашинцы продолжали почитать свою заступницу: войны, пожары и эпидемии на прот€жении столетий обходили стороной этот тверской городок. ћинуло более 220 лет, прежде чем стала возможной повторна€ канонизаци€ јнны  ашинской. ќна состо€лась 25 июн€ 1909 года, вскоре после того как в –оссии был прин€т закон о старообр€дцах, предоставл€вший им право свободного вероисповедани€ и гражданские права. ¬ день повторной канонизации јнны в тихий  ашин, украшенный флагами и гирл€ндами, пришли свыше ста тыс€ч богомольцев.

—ейчас о благоверной напоминает и минеральна€ вода, на базе которой несколько дес€тилетий назад в городе был создан санаторий. Ёта вода разливаетс€ и продаетс€ в “верской области и за ее пределами. —уществует легенда, что в эту целебную воду превратились слезы јнны, которые она выплакала, мол€сь за  ашин и его жителей...



ѕри подготовке материала были использованы следующие источники:

 ириков Ѕ.ћ. Ђ ашинї, Ћенинград, 1988.
√ерчук ё., ƒомшлак ћ., Ђ’удожественные пам€тники верхней ¬олгиї, ћ., 1968.

www.kashinold.narod.ru
www.cartour.ru
www.sobory.ru
www.towns.ru
www.votpusk.ru
www.areant.livejournal.com
www.riverpilgrim.livejournal.com
www.cocpucm.livejournal.com
www.community.livejournal.com/ru_travel

ћатериал подготовил ƒенис  узьмин

„итать про другие древнерусские города:
  • ”стюжна

  •  асимов

  • √алич

  • „ухлома

  • —олигалич

  • Ќерехта

  • “оропец

  • “отьма

  • ¬ере€

  • Ѕелозерск

  • «арайск

  • ћожайск

  • —тара€ –усса

  • ¬еликий ”стюг

  • ƒунилово

  • ѕорхов

  • —ви€жск

  • —ольвычегодск

  • „ердынь

  • ¬етлуга

  • ¬ерхотурье

  • ≈лабуга

  • Ќевь€нск

  •  аргополь

  • —тарица

  • Ѕолхов

  • ¬ышний ¬олочек
  • ћетки:  

    јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 13 Ќо€бр€ 2007 г. 12:34 (ссылка)
    Ќеплохой город, красивый. Ћетом можно будет заехать
    ќтветить — цитатой ¬ цитатник
     

    ƒобавить комментарий:
    “екст комментари€: смайлики

    ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

    ѕрикрепить картинку:

     ѕереводить URL в ссылку
     ѕодписатьс€ на комментарии
     ѕодписать картинку

    ѕодписка RSS –еклама на сайте –еклама в газете »здательство –едакци€ Ќаш адрес

    Rambler's Top100