ќ чем думаете?
56 0

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в rodich2007

 -—ообщества

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.03.2007
«аписей: 10014
 омментариев: 6798
Ќаписано: 20835



√ордость нации - ћј÷»≈¬»„ Ћев ћакарович (1877-1910)

ѕонедельник, 21 —ент€бр€ 2015 г. 05:41 + в цитатник

1a (450x700, 93Kb)

–усский инженер, авиатор, один из первых русских лЄтчиков, Ћ.ћ. ћациевич родилс€ 13 ма€ 1877 года в  иевской губернии, в мещанской семье.

≈го отец служил бухгалтером на сахарном заводе. ¬ 1901 году ћациевич с отличием окончил механическое отделение ’арьковского технологического института, получил диплом инженера-механика. «атем, в 1906 году, без отрыва от военной службы, он окончил Ќиколаевскую морскую академию. ”же в период с 1904 по 1908 год молодой инженер прин€л активное участие в разработках важнейших военно-морских проектов. ќн лично предложил два проекта противоминных заграждений, проект защиты боевых судов от атак торпеды, разработал проект броненосного крейсера; затем участвовал в строительстве нескольких боевых кораблей, в частности броненосца "»оанн «латоуст" в —евастополе. Ќо особенно много сделал он дл€ отечественного подводного флота.
¬ 1907 году ћациевич был назначен наблюдателем за постройкой подводных лодок на Ѕалтийском заводе в ѕетербурге. »м разработано 14 проектов подводных кораблей, изобретен оригинальный двигатель, пригодный как дл€ надводного, так и дл€ подводного хода лодок, а также создана система дл€ защиты кораблей от мин и торпедных атак.

1a m (700x515, 146Kb)

 апитан ћациевич внимательно наблюдал за развитием авиации, и в окт€бре 1909 года он представил начальнику ћорского генерального штаба –оссийской империи первый в мире проект авианосца, способного нести 25 самолЄтов. ѕредложенный ћациевичем проект предусматривал навесную палубу дл€ взлета и посадки аэропланов, электрическую разгонную лебедку (прообраз катапульты), котора€ могла бы выстреливать аппарат с нужной скоростью, и особые тормозные сети (аналог аэрофинишера), предназначенные дл€ погашени€ скорости самолетов.

“аким образом, наш соотечественник впервые в мире сформулировал основные принципы построени€ авианосца и разработал проект специального аэроплана с усиленным шасси, учитыва€ особые услови€ посадки летательного аппарата на корабль. ќднако, несмотр€ на самые доброжелательные отзывы специалистов, проект авианосца так и осталс€ нереализованным. ¬ морском ведомстве признали проект интересным, но финансировать из казны отказались. “огда же ћациевич выступил с докладом "ќ типе морского аэроплана", разработал один из первых проектов гидроаэроплана, а также приспособление, обеспечивающее летчику безопасность при вынужденной посадке на воду.
Ќо не океанские глубины манили Ћьва ћациевича. ћечта о полетах покорила его сердце, и он всецело посв€тил себ€ новому делу. ¬ 1909 году он прин€т в ќтдел воздухоплавани€, возглавл€емый великим кн€зем јлександром ћихайловичем. Ќа заседании ¬оенно-морского кружка в ѕетербурге Ћ.ћ. ћациевич выступает с докладом "ќ состо€нии авиационной техники и возможности применени€ аэропланов в ¬оенно-ћорском ‘лоте". ћациевич смог убедить присутствующих в целесообразности использовани€ летательных аппаратов на надводных корабл€х. ¬ то врем€ это была достаточно смела€ иде€.

" ачество аэропланов позвол€ет думать о возможности применени€ их к морскому делу. ѕри помещении одного или нескольких аэропланов на палубе корабл€ они могут служить в качестве разведчиков, а также дл€ установлени€ св€зи между отдельными судами эскадры и дл€ сообщени€ с берегом.  роме того, возможен специальный тип корабл€, снабженного большим количеством аэропланов (до 25)".

»з докладной записки Ћ.ћ. ћациевича в √лавный морской штаб 23 окт€бр€ 1909 года.

¬ марте 1910 года капитана ћациевича направили во ‘ранцию дл€ изучени€ мирового авиационного опыта. “ам на прот€жении полугода он совершенствовал свои теоретические знани€ и практические навыки во всемирно известной авиационной школе летчика и авиаконструктора јнри ‘армана.  роме того, ћациевич был руководителем авиационной комиссии по закупкам аэропланов. ќн должен был ознакомитьс€ с различными типами самолетов и выбрать лучший дл€ организации его закупок в –оссию. «а несколько мес€цев пребывани€ за границей ћациевич успел побывать на семи аэродромах и изучить устройство аэропланов 13 типов. —вой первый самосто€тельный полет ћациевич совершил после 45 минут обучени€ с инструктором. ¬ меру осторожный, всегда внимательный и спокойный, он за все врем€, проведенное в школе ‘армана, не потерпел ни одной аварии. "Ћетаю на "‘армане", умею на "—оммере", - писал Ћев ћакарович. » мечтал: - »зучу основательно недостатки существующих аэропланов, а затем займусь проектированием нового". 9 августа 1910 года ћациевич получил у ‘армана лицензию пилота под номером 176.

1€ m (432x689, 155Kb)

¬ –оссии он стал тридцать первым летчиком по счету и в числе первых - по лЄтному мастерству. ¬ ѕетербург ћациевич возвратилс€ к 13 сент€бр€. ќн собиралс€ участвовать во ¬сероссийском празднике воздухоплавани€, который шел с большим успехом уже вторую неделю. "¬ насто€щее врем€ на первом месте, разумеетс€, стоит воздушный спорт, - писал в феврале 1910 года "¬естник спорта". -   сожалению, русские значительно отстали в этом отношении от иностранцев; так в разных городах ≈вропы устраиваютс€ грандиозные соревновани€ в полетах аэропланов различных систем". ”же спуст€ несколько мес€цев петербуржцы доказали, что они вовсе не отстали от ≈вропы: в российской столице прошла сперва перва€ авиационна€ недел€, а затем ѕервый праздник воздухоплавани€.
ƒаже настигша€ ѕетербург в ту осень эпидеми€ холеры не испугала петербуржцев, и праздник, продолжавшийс€ с 8 сент€бр€ по 1 окт€бр€ 1910 года (по старому стилю), прошел с аншлагом. —толица в те дни жила исключительно авиацией, а слово "авиатор" вызывало бурю восторга. √азетчики замечали, что дамы и те говорили о "моторах", "лошадиных силах" и "пропеллерах". ћестом проведени€ праздника выбрали так называемое  омендантское поле. „асть его, напротив  олом€жского ипподрома, огородив забором, превратили в аэродром. ¬доль него поставили зрительские трибуны. Ѕилеты на трибуны аэродрома шли влет, а потому цены были установлены немалые - в ложу 25 рублей, на простые места - от 20 копеек до 5 рублей.
¬ празднике участвовало 11 летчиков, среди них четверо военных и двое - морского ведомства. ѕричем все 11 пилотов были российскими подданными. ¬сем петербуржцам были известны имена ћ.Ќ. ≈фимова, —.». ”точкина и ј.ј.  узминского. ѕоследнему, правда, не повезло - он сильно разбилс€ в самом начале сост€заний и дальнейшего участи€ в празднике не принимал. ¬ день открыти€ праздника весь ѕетербург, казалось, устремилс€ на аэродром товарищества " рыль€" на  омендантском поле. ѕо  аменноостровскому проспекту т€нулись бесконечные вереницы кол€сок, автомобилей, таксомоторов, извозчиков и переполненные вагоны трамваев. «рител€ми сост€заний стали и высокопоставленные особы - премьер-министр ѕ.ј. —толыпин, председатель √осударственной ƒумы ј.». √учков, военный министр ¬.ј. —ухомлинов, а также члены императорского дома, что, по мнению обозревателей, показало всеобщее сочувствие авиационному делу.
“ак уж получилось, что все желающие подн€тьс€ в воздух обращались с просьбой к ≈фимову или ћациевичу.  апитан Ћев ћациевич 23 сент€бр€ (6 окт€бр€) предложил совершить воздушное путешествие председателю —овета ћинистров ѕ.ј. —толыпину. ѕремьер согласилс€ не без колебаний, ибо страдал стенокардией. ѕолет прошел без осложнений (об этом событии был составлен специальный протокол). ќба€ние ћациевича на земле и мастерство в воздухе привлекали к нему всеобщее внимание. — ним поднимались в небо известный атлет ».«аикин, профессор  .Ѕоклевский, народоволец Ќ.ј. ћорозов, адмирал Ќ.яковлев, председатель √осударственной ƒумы ј.». √учков и многие другие известные люди. "¬се хотели летать с ћациевичем, - писал один из современников, - всем он внушал доверие и всех очаровывал своим удивительным оба€нием большого и талантливого человека".

1ч m (700x362, 118Kb)

јвиаторские сост€зани€ на  омендантском аэродроме подходили к концу. ”спех соревнований был огромен, было установлено множество авиационных рекордов. “ак, поручик ≈.¬. –уднев установил рекорд "полета без спуска", продержавшись в воздухе почти два с половиной часа, описав на глазах изумленных прохожих два круга над »саакиевским собором, а затем преодолев рассто€ние от столицы до √атчины. Ўтабс-капитан Ѕ. ћатыевич забралс€ выше всех на небо, преодолев высоту в 1250 метров. Ћейтенант √.¬. ѕиотровский перелетел из ѕетербурга в  ронштадт (рекордно далеко по тем временам, этот полет вошел в историю как "первое воздушное путешествие над морем"). ѕилот √.—егно демонстрировал публике аэроплан отечественной конструкции - "–осси€-ј". ¬первые в –оссии ћ.Ќ. ≈фимов и Ћ.ћ. ћациевич летали ночью, были и другие рекорды. ћорской офицер Ћев ћациевич стал любимцем всей публики.
”тром 24 сент€бр€ (7 окт€бр€) 1910 года сто€л погожий день - ветра совсем не было. ћациевич планировал совершить пробный полет на аэроплане —оммера. Ќо он отложил полет на новом аппарате до вечера; пока же решил подн€тьс€ на проверенном "‘армане IV". Ёто было удивительное сооружение, состо€щее из двух перкалевых плоскостей, скрепленных между собой тонкими вертикальными стойками. ћежду стойками были нат€нуты проволочные раст€жки. Ќа нижнюю плоскость у самого ее переднего кра€ было наложено плоское сиденье. ѕилот садилс€, бер€сь рукой за рычаг рул€ высоты. Ќоги он ставил на решетчатую подножку уже за пределами самолета, ногами двигал рули поворота. ћотор, п€тидес€ти- или стосильный звездообразный "√ном", бешено вращающийс€ на ходу вместе с укрепленным на его валу пропеллером, был расположен у летчика за спиной - перегоревшее масло из цилиндров летело в струе воздуха назад, а не плевалось пилоту в лицо, как это было на монопланах "Ѕлерио".
¬ тот роковой день авиатор сначала поднимает в воздух начальника √лавного морского штаба вице-адмирала Ќ. яковлева, устанавливает рекорд высоты соревнований; затем изъ€вл€ет желание его улучшить, что приветствуетс€ высшими чинами ведомства. ¬ начале шестого Ћев ћакарович решил, наконец, лететь на "—оммере", но мотор аэроплана забарахлил. јвиатор махнул рукой и вернулс€ к "‘арману", бросив на ходу: "ѕопробую на нем вз€ть высоту". ћациевич повесил на грудь барограф (прибор, записывающий высоту) и забралс€ в аэроплан.  огда он в последний раз запустил мотор, было 17 часов 33 минуты. ¬ воздухе в тот момент находилс€ лишь поручик –уднев, да посреди пол€ поднимали на змейковом аэростате всех желающих. ѕрошло минут п€ть с момента взлета; ћациевич кругами набирал высоту.

1м m (484x700, 157Kb)

Ћетный день закончилс€ - об этом известил выстрел сигнальной пушки ровно в шесть вечера. “олько ћациевич все еще плыл на своем "‘армане" с цифрой "20" на борту высоко в небе. ѕублика не расходилась, все с восхищением смотрели на его полет, ждали момента, когда машина спуститс€ и побежит по земле. » вдруг, через восемь минут после выстрела, - аппарат был на высоте около 400 метров - по трибуне пронесс€ вздох ужаса: зрители услышали в воздухе непон€тный треск, аэроплан странно качнулс€, передн€€ часть наклонилась, он будто переломилс€ пополам. ѕотом на мгновение аэроплан выровн€л полет и тут же, к ужасу собравшихс€, стал разламыватьс€ на части. ‘игурка пилота отделилась от машины и камнем полетела вниз. “ыс€чи людей застыли в оцепенении. Ћетчик что-то кричал, переворачива€сь в воздухе. —ледом, разломанный на две части, рухнул аэроплан. Ќа трибуне, прижав к себе семилетнюю дочь, билась в истерике жена офицера - јлександра јнатольевна.
"Ёто продолжалось менее полуминуты, но казалось вечностью, - вспоминал очевидец ужасной катастрофы Ќ.ћорозов. - ¬сем сознанием чувствовалось и понималось, что ћациевич летит в объ€тие смерти, ждущей его внизу, и что ничем уже нельз€ его спасти... ћногочисленна€ толпа замерла на месте. “олько потом, когда все летевшее в воздухе уже лежало вдали на поле, раздалс€ крик ужаса толпы, которого никогда не забудет тот, кто его слышал...".

1с m (676x314, 95Kb)

јэроплан превратилс€ в груду обломков, обрывков полотна, разорванных проволок; в двадцати шагах от исковерканного "‘армана" лежал, врывшись в землю, прикрыв рукой лицо, капитан Ћев ћациевич. ѕо заключению врачей, смерть наступила уже на земле. “ело сохранило обычную форму, но почти все кости раздробило страшным ударом.  огда труп подн€ли, в твердой почве осталась впадина, точно повтор€вша€ форму тела. ”ложили на носилки и с обнаженными головами двинулись на выход с аэродрома. “ак погиб Ћ.ћ. ћациевич - перва€ жертва авиационной катастрофы в –оссии.
ќ причинах катастрофы были опубликованы самые различные версии. √оворили, что летчик покончил жизнь самоубийством из-за несчастной любви или супружеской неверности... ¬ архивах есть акт расследовани€ трагедии, с подпис€ми авторитетных в те годы авиаторов. —озданна€ на другой день специальна€ комисси€ установила причину катастрофы. ¬ полете на высоте 385 метров (это удалось определить по уцелевшей барограмме) лопнула проволочна€ диагональна€ раст€жка перед мотором; она попала в винт, одна из его лопастей разлетелась на куски; проволока накрутилась на вал мотора, на остатки винта, нат€нулась - лопнули и другие раст€жки. јэроплан потер€л жесткость, клюнул носом; авиатор, отклонив тело назад, чтобы выровн€ть машину, сорвалс€ с сидень€ и выпал из аэроплана. ƒа если бы и не выпал, все равно ничто не спасло бы его.
»звестна красива€ легенда: ћациевич, будучи членом партии эсеров, по заданию партии должен был совершить в полете покушение на —толыпина либо разбитьс€ на самолете вместе с ним. Ћетали тогда без прив€зных ремней, авиатор при желании мог внезапно совершить резкий маневр с креном и "неча€нно" выронить пассажира. ѕринадлежность к партии эсеров, на счету которой множество кровавых террористических актов была единственным недостатком у этого замечательного пилота. √оворили, что в департаменте полиции было известно, что ћациевич в ѕариже тесно сошелс€ с революционерами-эмигрантами и вступил в некую боевую террористическую организацию.  огда —толыпин на "‘армане" ћациевича скрылс€ за облаками, агенты охранного отделени€, по свидетельству очевидцев, "пришли в ужас и готовы были лететь вслед за ним". » все же - "я не верю, что офицер способен на бесчестный поступок", - сказал —толыпин, когда начальник ƒепартамента полиции пыталс€ отговорить его от полета. —делав круг над полем, "‘арман" благополучно приземлилс€. «амысел террористов был сорван.
Ѕыла ли гибель авиатора на следующий день несчастным случаем? ћациевич считалс€ очень опытным пилотом и механиком.  ак говорили потом многие, вступил в силу приговор партии за то, что он не воспользовалс€ случаем убить ѕредседател€ —овета министров? ¬озможно, кто-то проник к ангарам и повредил аппарат ћациевича - умело и незаметно. ј может, это было самоубийством, и именно так Ћев ћакарович увидел выход из запутанного положени€, в которое сам себ€ загнал?  ак офицер он не нарушил прис€ги, однако и не выполнил задани€ партии. Ёто навсегда осталось тайной.
ѕраздник воздухоплавани€ продолжалс€; ≈фимов катал на своем "‘армане" сперва √учкова, потом его супругу.  роме того, впервые были совершены полеты в сильный туман. Ѕыли установлены новые всероссийские рекорды, но публика уже не испытывала подъема; на трибуне из уст в уста передавали высказывание бесстрашного лейтенанта ѕиотровского: "јвиаци€ - это война.  ак на войне гибель людей - неизбежна€ случайность, так и в авиации она случайна, но неизбежна". ∆урнал "¬оздухоплаватель", избрав эпиграфом строчки "безумству храбрых поем мы славу!..", писал, что праздник стал "Ќациональным русским торжеством", в котором "наши летчики показали свое умение, свою отвагу, свою беззаветную храбрость".

1и m (700x423, 224Kb)

√ибель ћациевича глубоко потр€сла общество. Ќа следующее утро все газеты были полны сообщени€ми о трагедии, разыгравшейс€ на  омендантском поле. ћациевича сравнивали с »каром. ’оронили его как национального геро€, проводить его в последний путь пришли тыс€чи людей. «аупокойный молебен отслужили в јдмиралтейском соборе —в. —пиридони€, где были выстроены матросы гвардейских частей; присутствовали матросы субмарины "јкула", которой командовал покойный. —толыпин прислал венок с надписью на ленте: "∆ертве долга и отваги". √роб, накрытый јндреевским флагом, вынесли военный министр —ухомлинов, исполн€ющий должность морского министра адмирал √ригорович, генерал от кавалерии  аульбарс, депутаты √осударственной ƒумы ј.». √учков и √.√. фон Ћерхе.
¬ 1 час дн€ печальна€ процесси€ двинулась по Ќевскому проспекту к јлександро-Ќевской лавре. ¬переди шло многочисленное духовенство во главе с протопросвитером о. јквилоновым, сзади - вдова, отец, близкие родственники покойного, представители морского и военного министерств во главе с адмиралом √ригоровичем и генералом —ухомлиновым, многочисленна€ толпа. ”лицы столицы были заполнены народом, над траурной процессией летел дирижабль " речет". ¬ последний путь, на Ќикольское кладбище јлександро-Ќевской лавры, под трагические аккорды Ѕетховена провожал покойного весь ѕетербург. "Ћюдское море всколыхнулось, хлынуло за процессией и заполнило все на своем пути, - писал очевидец. - ƒвижение трамваев, извозчиков и даже пешеходов приостановилось, так как двигатьс€ можно было только по одному направлению - за волной. ј с боковых улиц, как с притоков, вливались в общее русло на Ќевском все новые и новые массы народа". —толица восприн€ла смерть отважного летчика как уход одного из первых героев нового века.
Ќа могиле установили скромный белый крест. ѕозже его заменили пам€тником по проекту академика архитектуры ».ј. ‘омина, сооруженным на народные пожертвовани€: высока€ колонна из темно-розового полированного гранита. Ќиколай II назначил пенсии - вдове погибшего авиатора 1800 рублей в год и его дочери 600 рублей в год. јлександр Ѕлок, также бывший в тот роковой день на  омендантском аэродроме, откликнулс€ стихотворением "јвиатор" ("Ћетун отпущен на свободу"). ¬ магазинах по€вилась пластинка с рыдающей мелодекламацией Ѕогемского:

" ак €стреб, как орел, парил в выси так смело.
Ѕесстрашно рассекал он облаков туман.
«а наш воздушный флот и за св€тое дело
ѕогиб во цвете лет отважный капитан!"

1 m (525x700, 319Kb)

Ќа месте гибели ћациевича на бывшем  омендантском аэродроме в 1912 году его друзь€, собрав добровольные пожертвовани€, поставили пам€тный знак, сохранившийс€ до наших дней (архитектор ».ј. ‘омин; ныне на углу јэродромной улицы и —еребристого бульвара). Ќа мраморной плите надпись: "Ќа сем месте пал жертвою долга 24-го сент€бр€ 1910 года, соверша€ полет на аэроплане "‘армана"  орпуса корабельных инженеров флота капитан Ћев ћакарович ћациевич. ѕам€тник сей сооружен ¬ысочайше учрежденным ќсобым комитетом по усилению флота на добровольные пожертвовани€, членом которого состо€л погибший".
— гибелью ћациевича закончилась эпоха авиационной романтики. ”влечение авиацией не обходилось без жертв. ѕрошло около полугода после трагедии на  омендантском, и под —евастополем в авиационной катастрофе погиб штабс-капитан ћатыевич вместе с пассажиром - своим братом, мор€ком. Ћетом 1911 года разбилс€ - он стал четвертым - молодой авиатор Ўиманский. Ќесколько мес€цев спуст€, оп€ть на  омендантском поле, с высоты 50 метров врезалс€ в землю аэроплан —мита, погребший под собой пилота. ¬скоре погибли авиаторы «олотухин, «акутский, јльбокринов… Ётот печальный список открыл Ћев ћациевич в 1910 году. Ќо у первой в –оссии авиакатастрофы было и одно позитивное последствие. √ибель капитана ћациевича заставила широкую общественность задуматьс€ о безопасности полетов авиаторов. ѕосле нее авиаторов об€зали прив€зыватьс€ специальными ремн€ми наподобие современных автомобильных ремней безопасности. ќтставной артиллерийский поручик √.≈.  отельников, свидетель происшедшего, зан€лс€ созданием приспособлени€, которое могло бы спасти летчикам жизнь. „ерез год он получил патент на первый в мире ранцевый парашют, а петербургское частное товарищество ¬.ј. Ћомача изготовило опытную партию спасательного средства... Ѕудь такой парашют или что-нибудь подобное у ћациевича - скорее всего смелый авиатор осталс€ бы живым.

1 (700x429, 60Kb)

¬сего несколько лет отмерила судьба Ћьву ћациевичу дл€ авиационных свершений. » если бы не смерть, вырвавша€ его из когорты первых российских воздухоплавателей, его им€ еще не раз упоминалось бы на страницах ведущих газет мира. ¬едь ћациевич был не просто пилотом, а новатором летного дела. ќднако в историю авиации он вошел как перва€ - нелепа€ и трагическа€ - жертва авиакатастрофы, произошедшей на глазах у российской публики.

http://funeral-spb.narod.ru/necropols/nikolskoe/tombs/macievich/macievich.html

–убрики:   ак это все начиналось
√ордость нации
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз

„ингиз   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 09 ƒекабр€ 2018 г. 21:16 (ссылка)
Ѕлагодарю за хороший пост! ¬ечна€ пам€ть славным сынам –оссии!
42d2bbe3aec37420f25c1b8374d4efb4 (398x488, 130Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку

ѕодписка RSS –еклама на сайте –еклама в газете »здательство –едакци€ Ќаш адрес

Rambler's Top100