ќ чем думаете?
0 0

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в sterh_10

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕосто€нные читатели

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.07.2010
«аписей: 299
 омментариев: 3
Ќаписано: 320



"“айны" ѕушкина

ѕонедельник, 06 »юн€ 2011 г. 11:05 + в цитатник
Ђ“ј…Ќџї ѕ”Ў »Ќј.

‘.ћ.ƒостоевский недоумевал: ЂѕушкинЕбесспорно унЄс с собой в гроб некоторую великую тайну. » вот мы теперь без него эту тайну разгадываемї. —транна€ фразаЕ ƒостоевский, одна из вершин мировой литературы, признаЄтс€, что ѕушкин дл€ него Ц загадка. Ќи про кого другого он таких слов не говорил Ц даже про “олстого; следовательно, этот, последний, при всЄм масштабе личности и таланта, был ему вполне пон€тен и тайны не содержал. ƒостоевский Ц слишком крупный человек, чтобы под Ђтайнойї не разуметь нечто, что должно кардинально изменить наши представлени€Е
—лова ƒостоевского перекликаютс€ с признанием ѕушкина: Ђи тайные стихи обдумывать люблюї; к нему следует отнестись с максимально возможной серьЄзностью. ѕушкин Ц не болтун, не пустобрЄх, не жалкий хвастунишка; раз говорит о сокрытых в его стихах тайнах, значит, так оно и есть. Ќе те ли это Ђтайныї, о которых говорил ƒостоевский? Ќо последний, как можно пон€ть, к ним допущен не был, а только почувствовал причастность к ним ѕушкина. Ђ”нЄс с собой в гробї? »ли оставил шансы разгадать? ƒавайте начнЄм с Ђѕророкаї:

ƒуховной жаждою томим,
¬ пустыне мрачной € влачилс€. Ц
» шестикрылый серафим
Ќа перепутье мне €вилс€.
ѕерстами лЄгкими как сон
ћоих зениц коснулс€ он.
ќтверзлись вещие зеницы,
 ак у испуганной орлицы.
ћоих ушей коснулс€ он, -
» их наполнил шум и звон:
» вн€л € неба содроганье,
» горний ангелов полЄт,
» гад морских подводный ход,
» дольней лозы проз€банье.
» он к устам моим приник,
» вырвал грешный мой €зык,
» празднословный и лукавый,
» жало мудры€ змеи
¬ уста замЄрзшие мои
¬ложил десницею кровавой.
» он мне грудь рассЄк мечом,
» сердце трепетное вынул,
» угль, пылающий огнЄм,
¬о грудь отверстую водвинул.
 ак труп в пустыне € лежал,
» Ѕога глас ко мне воззвал:
Ђ¬осстань, пророк, и виждь, и внемли,
»сполнись волею моей
», обход€ мор€ и земли,
√лаголом жги сердца людейї.

ќ чЄм стихотворение? ќ некоей Ђтрансформацииї человека, искавшего высших знаний - Ђдуховной жаждою томимї - после соприкосновени€ с Ђбожественностьюї в образе Ђсерафимаї. ѕоневоле вспоминаетс€ случай с апостолом ѕавлом на пути в ƒамаск. ƒл€ сравнени€ есть р€д оснований. ѕосле Ђконтактаї ап. ѕавел впал в транс: Ђи с открытыми глазами никого не виделї, Ђи три дн€ он не видел, и не ел, и не пилї. ќ том же говорит и ѕушкин: Ђкак труп в пустыне € лежалї; пон€тно, пушкинское изложение Ц художественное, а, значит, надо пон€ть, что он хочет передать в своих образах. ќ последстви€х Ђконтактаї дл€ ѕавла читаем: Ђ» тотчас как бы чешу€ отпала от глаз его, и вдруг он прозрелї; у ѕушкина: Ђотверзлись вещие зеницыї, Ђи вн€л €Еї и т.д. ƒо сих пор всЄ, в общем, совпадает Ц вплоть до того, что Ђтрансформаци€ї имеет целью сделать из избранника Ђорудие божьеї дл€ служени€ люд€м. Ќо вот содержание Ђмиссииї резко отличаетс€. ” ап. ѕавла: Ђон есть сосуд ћой избранный, чтобы возвещать им€ ћоЄ перед народамиї - то есть, нести христианское учение. ћисси€ Ц Ђисполнись волею моейї - поручаетс€ и в Ђѕророкеї; но вот еЄ содержание: Ђглаголом жги сердца людейї. Ёто не просто другой путь, но это Ц Ђблагословениеї на другой путь. Ќи слова не только о христианстве, но даже о ’ристе. “о, что ѕушкин не использовал христианские образы Ц показательно: он настаивает на Ђбожественномї благословении своего Ђпутиї. “аким образом, смысл стихотворени€ можно истолковать и так, что литературное творчество €вл€етс€ самосто€тельной, отдельной от других, Ђтропинкойї, ведущей Ђк богуї. » ни в чьих дополнительных Ђблагословени€хї не нуждаетс€. Ќе в этом ли один из секретов мнимой пушкинской Ђбезбожностиї? ”местно вспомнить странную фразу ‘.Ќицше: ЂЌечто божественное в тебе сделало из теб€ безбожникаїЕ
–азумеетс€, вышеописанное Ц гипотеза, нуждающа€с€ в подтверждении. “рудность, однако, в том, что дальше предположений мы всЄ равно не продвинемс€: неопровержимых доказательств тут быть не может. ¬сегда возможно, как минимум, дво€кое толкование Ц хот€ бы потому, что, вспомним, сам поэт имел целью не объ€снить нам глубинное содержание Ђтайныхї стихов, а спр€тать его. ¬от, скажем, известна€ и странна€ концовка Ђ≈вгени€ ќнегинаї:

ѕромчалось много, много дней
— тех пор, как юна€ “ать€на
» с ней ќнегин в смутном сне
явилис€ впервые мне Ц
» даль свободного романа
я сквозь магический кристалл
≈щЄ не €сно различал.

 акой Ђмагический кристаллї? ¬ каком Ђсмутном снеї? «аметим: не Ђво снеї, а именно Ђв смутном снеї, что более походит на видени€, да ещЄ и на фоне Ђмагического кристаллаї. » обронил: ЂвпервыеїЕ «начит, были и последующие Ђ€влени€ї? » если смысл романа он сначала Ђне€сно различалї, значит, этот смысл доводилс€ до него постепенно? ¬ыходит, ѕушкин не был властен над своим произведением? »нтересно вспомнить то, что прежде казалось шуткой: на вопрос Ц как же случилось, что така€ нравственна€ женщина, как “ать€на, вышла замуж за нелюбимого Ц ѕушкин ответил: € и сам от неЄ этого не ожидалЕ
¬сЄ это оп€ть, разумеетс€, предположени€; но согласимс€: дл€ предположений поэт дает достаточные основани€. Ќельз€ пройти мимо стихотворени€ Ђѕоэтї.

ѕока не требует поэта
  св€щенной жертве јполлон,
¬ заботах суетного света
ќн малодушно погружЄн;
ћолчит его св€та€ лира;
ƒуша вкушает хладный сон,
» меж детей ничтожных мира,
Ѕыть может, всех ничтожней он.

Ќо лишь божественный глагол
ƒо слуха чуткого коснЄтс€,
ƒуша поэта встрепенЄтс€,
 ак пробудившийс€ орЄл.
“оскует он в забавах мира,
Ћюдской чуждаетс€ молвы,
  ногам народного кумира
Ќе клонит гордой головы;
Ѕежит он, дикий и суровый,
» звуков и см€тень€ полн,
Ќа берега пустынных волн,
¬ широкошумные дубровыЕ

¬ маленьком стихотворении поэт умудрилс€ показать существование двух миров: нашего, Ђничтожных детей мираї, и Ђиногої, откуда доноситс€ Ђбожественный глаголї. — этим миром св€зываетс€ слово Ђдушаї и Ђсв€та€ лираї. Ђ»нойї мир дл€ ѕушкина не просто реален, но превыше всего. » оп€ть Ц не христианские образы, а Ђјполлонї, ЂлираїЕ ќн Ц на ЂсвоЄмї пути, он себ€ ни с кем не только не смешивает, но резко отдел€ет, когда обыденным симпати€м людей, склон€ющихс€ перед земным Ђкумиромї, противопоставл€ет свою Ђгордую головуї. “ут слово Ђгордыйї, наверное, символизирует Ђзнаю себе ценуї, Ђзнаю свою миссиюї; и это пон€тно, если речь идЄт о человеке, обладающем великим счастьем внимать Ђбожественный глаголїЕ ќтметим в стихотворении и деталь, известную из откровений св€тых: самое т€гостное после Ђконтактаї - возвращатьс€ к реали€м нашего мира; в четырЄх последних строках говорит об этом и ѕушкин.
¬ деле Ђотмежевани€ї от других Ђпутейї, включа€ религиозные, рассмотрим эпизод, трактуемый в пользу его Ђприобщени€ї к церкви и чуть ли не Ђпока€ни€ї; речь о стихотворной Ђперепасовкаї между ѕушкиным и митрополитом ‘иларетом ƒроздовым. Ќапомним: поэт написал стихи, содержание которых митрополит вр€д ли уловил вполне:

ƒар напрасный, дар случайный,
∆изнь, зачем ты мне дана?
»ль зачем судьбою тайной
“ы на казнь осуждена?
 то мен€ враждебной властью
»з ничтожества воззвал,
ƒушу мне наполнил страстью,
”м сомненьем взволновал?..
÷ели нет передо мною:
—ердце пусто, празден ум,
» томит мен€ тоскою
ќднозвучный жизни шум.

Ќиже мы коснЄмс€ того, что ѕушкин знал печальный финал своей судьбы; отсюда пон€тные переживани€ по поводу своей обречЄнности... ‘иларет откликнулс€ Ђзеркальної:

Ќе напрасно, не случайно
∆изнь от Ѕога мне дана,
Ќе без воли Ѕога тайной
» на казнь осуждена.
—ам € своенравной властью
«ло из тЄмных бездн воззвал,
—ам наполнил душу страстью,
”м сомненьем взволновал.
¬спомнись мне, забвенный мною!
ѕроси€й сквозь сумрак дум Ц
» созиждетс€ “обою
—ердце чисто, светел ум.

ƒо этого момента всЄ не слишком интересно: правильные и выспренние слова, свод€щиес€, как это прин€то у попов, к славословию в адрес бога и обвинению человекаЕ
ќтвет ѕушкина ‘иларету, теперь уже на стихи последнего, показателен; в стихотворении Ц вне сомнений, относ€щемс€ к Ђтайнымї - поэт показал ему свой настолько высокий духовный уровень, что он и по сей день остаЄтс€ дл€ церковников недоступным. ѕоказал разницу между истинным »збранником и теми, кто своевольно претендует на это. ¬читаемс€:

¬ часы забав иль праздной скуки,
Ѕывало, лире € моей
¬вер€л изнеженные звуки
Ѕезумства, лени и страстей.
Ќо и тогда струны лукавой
Ќевольно звон € прерывал
 огда твой голос величавый
ћен€ внезапно поражал.
я лил потоки слЄз нежданных
» ранам совести моей
“воих речей благоуханных
ќтраден чистый был елей.
» ныне с высоты духовной
ћне руку простираешь ты
» силой кроткой и любовной
—мир€ешь буйные мечты.
“воим огнЄм душа палима
ќтвергла мрак земных сует
» внемлет арфе серафима
¬ св€щенном ужасе поэт.

ѕон€тно, чита€ подобное, ƒостоевский не мог не почувствовать тут каких-то ЂтайнїЕ ¬ рамках статьи можно лишь обозначить огромную темуЕ » в качестве последнего штриха Ц посмотреть, под другим углом зрени€, на известные событи€, относ€щиес€ к финалу жизни поэта. ћы обмолвились: ѕушкин знал о трагическом финале своей жизни; в этом нет ничего сверхъестественного Ц знал, скажем, »исус, да и многие другие св€тыеЕ —леды переживаний оставлены ѕушкиным в разных строчках. »з Ђѕредчувстви€ї:

—нова тучи надо мною
—обралис€ в тишине.
–ок завистливый бедою
”грожает снова мнеЕ
—охраню ль к судьбе презренье?
ѕонесу ль навстречу ей
Ќепреклонность и терпенье
√ордой юности моей?

ѕосле смерти матери - апрель 1836г. Ц обмолвилс€: теперь мо€ очередь; надо полагать, ему, по каким-то признакам, дано было это знать. «аплатил за место на монастырском кладбище Ц р€дом с матерьюЕ Ќа встрече выпускников в окт€бре и вовсе сорвалс€ Ц прервал чтение стихов и заплакалЕ «нал, что больше не встрет€тс€Е ¬ целом, это отдельна€, больша€ и важна€ тема: как по-рыцарски шЄл ѕушкин навстречу судьбе.  ак и »исус, не только не уклонилс€ от смерти, а приближал еЄЕ »стори€ с ƒантесом могла, кажетс€, закончитьс€ после женитьбе того на ≈катерины √ончаровой; впору сочувствовать чужестранцу, вынужденному, во избежание дуэли, прин€ть услови€ ѕушкина - вплоть до женитьбы на той, по поводу которой ходили устойчивые слухи о еЄ интимной св€зи с поэтомЕ  азалось бы: торжествуй, твой враг унижен! Ќо предначертанное свершилосьЕ  ак в Ђ¬ещем ќлегеїЕ
»з событий последних мес€цев жизни заострим внимание на одном-единственном листе бумаги Ц он и сейчас хранитс€ в музее поэта. — одной стороны листа Ц черновой вариант Ђѕам€тникаї; в нЄм поэт с потр€сающей точностью фиксирует, что и его посмертна€ судьба не €вл€етс€ дл€ него тайной Ц слава его будет расти до невообразимых масштабов. —троки Ц Ђ» славен буду €, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиитї - вполне можно истолковать в пользу всЄ того же, самодостаточного и от всех отдельного, литературного пути; коль скоро такой путь есть, то дл€ всех, кто встанет на него, ѕушкин останетс€ Ђвечным апостоломї и на все временаЕ Ќо вернЄмс€ к листку бумаги; на другой его стороне есть странные строчки, написанные карандашом и никак не относ€щиес€ к Ђѕам€тникуї. ¬от они:

Ђѕошли мне долгу жизнь и многие года!ї
«евеса вот о чЄм и всюду и всегда
ѕривыкли вы молить Ц но сколькими бедами
»сполнен долгий век.

Ќет сомнени€, в строках изложена кратка€ суть диалога, состо€вшего из просьбы и ответа на неЄ. ѕросьба Ц продлить жизнь, ответ Ц никак не вдохновл€ющийЕ ќп€ть вспоминаем »исуса накануне смерти: Ђќтче! ≈сли можешь, пронеси эту чашу мимо мен€їЕ ѕохоже? ≈сли с такой же просьбой обращалс€ и ѕушкин Ц а перва€ строка именно об этом и свидетельствует - то к кому? Ќе к серафиму? Ќо что мог ответить серафим, не во власти которого изменить судьбу? ќн и ответилЕ ¬озможно Ц всЄ, что мог - в утешение показал видени€, содержание которых поэт тут же зафиксировал на обратной стороне листа как черновой вариант Ђѕам€тникаїЕ » самое последнее: оп€ть Ђ«евесї, а не боги другого пантеона; он осталс€ на ЂсвоЄмї путиЕ
ћетки:  

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку

ѕодписка RSS –еклама на сайте –еклама в газете »здательство –едакци€ Ќаш адрес

Rambler's Top100